В Выксунском районе несколько лет назад было 22 садоводческих товарищества, сейчас осталось 12, у двух из них «арестованы» счета («Южный» и «Учитель»). В чём дело? Почему всё меньше остаётся загородных домов для отдыха (так в Толковом словаре обозначается понятие «дача»)? Есть ли перспективы по развитию товариществ?
Своими мнениями по данным вопросам делится председатель районного общества садоводов и одновременно председатель правления сада «Металлург» Надежда Алексеевна Антонова:
– У нас в районе существует совет общества садоводов. Встречаемся, обсуждаем различные вопросы. Сейчас готовим новый устав районного общества. Хотим, чтобы во всех товариществах были примерно одинаковые по размеру членские взносы, денежные суммы за отработки и дежурства. Разработано положение о соревнованиях между садами, но поощрять передовиков нечем, финансирование для этого не предусмотрено. В 2008 г. администрация района согласилась выделить средства для покупки приборов учёта воды для трёх товариществ, но приобретён был только один – для «Строителя». Парадоксально, но факт: у районного общества садоводов «арестован» счёт. Чтобы его открыть, нужно положить 1800 рублей на этот счёт, а за его обслуживание Сбербанк берёт 2000 рублей в месяц. Писала заявление руководству Сбербанка о снижении ставки за обслуживание, но отказали, мотивируя тем, что общество мало пользуется счётом, поэтому ставку за обслуживание снижать невыгодно. Сейчас у общества много дел: в первую очередь нужно заниматься ликвидацией тех товариществ, которые прекратили деятельность, хотя и существуют как юридические лица.
Проблемы у всех садов похожи. Самая большая в «Металлурге» – воровство, хулиганство. Надо видеть, как плачут ограбленные граждане: столько сил вложено в участок, который в одночасье оказался без урожая, инвентаря, телевизора и пр. В милицию обращаться, как правило, бесполезно. Там требуют документы на украденное, но где же взять их, допустим, на трубы, которые были приобретены лет десять назад? Поэтому и пишут: «В возбуждении дела отказать». Получается парадоксальная ситуация: дача – это собственность, туда никто не имеет права заходить, но если что-то оттуда украли, то почему тогда не защищают? Случаются и поджоги. В этом году 8 мая, «благодаря» хулиганам, возгорания произошли сразу на 5 заброшенных дачах.
Но люди находят в себе силы и восстанавливают утраченное, продолжают трудиться на земле. 1 мая было очень многолюдно в «Металлурге», праздник отмечали целыми семьями на дачах. Я думаю, что потихоньку всё-таки начинается возвращение к земле. Этой зимой первый раз заключили договор с МУП «МТС» о расчистке дорожек, людей больше в холодное время бывать стало. Понемногу наводим порядок по вопросу задолженностей. Воспользовались услугами адвоката, собрали долгов за 2000-2007 гг. на сумму в 200 000 рублей, в этом году – ещё 90 тысяч. (Надо сказать, что такое в истории товариществ осуществлено впервые). На эти средства приобрели мотоцикл, сварочный аппарат, оргтехнику. Но должников ещё порядком осталось. В том числе и тех, кто не пользуется участком. Беда в том, что многие не знают Федерального закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях. Также большая проблема с регистрацией о смене собственности. Люди платили деньги за дачу «продавцу», а юридически право не оформили. И таких случаев много.
Вода есть на всех участках, 40% от затрат на неё возмещает районная администрация. Но беда с трубами, очень изношенные. С освещением вопрос думаем наладить следующим образом. На общем собрании членов товарищества «Машиностроитель» было разрешено нашему саду подключиться к их электролинии, но работы – за счёт средств членов нашего товарищества.
Хочется, чтобы у нас не было заброшенных участков. Мечтаю о создании дачного поселения. Это строение жилых домов с пропиской в них. Но всё не просто. В Государственной Думе находится на рассмотрении проект документа о переводе товариществ в садоводческие поселения. Многие приходят ко мне и спрашивают, не слышно ли чего-нибудь нового по данному вопросу. Люди надеются, что будет принято положительное решение. Я – тоже, тогда уж точно заброшенных участков не останется. А значит садоводов будет больше трудиться, соответственно и воровству, хулиганству отпор возрастёт. В этом году в «Металлурге» пока приобретено только три участка, думаю, что ещё будут дачи покупать. Тем более, что, по крайней мере в ближайшие 25 лет, товарищества закрывать не собираются. Ну а если не хочешь в нём состоять, то согласно Федеральному закону можно выйти из него, заключив договор о ведении дачного хозяйства в индивидуальном порядке, пользуясь объектами инфраструктуры и другим имуществом за определённую плату.