Закон обязывает считать энергоресурсы

account_circle
visibility
В какие сроки должны установить приборы учёта

15 августа первый заместитель главы администрации округа Денис Скалкин провёл прямую телефонную линию по вопросам установки узлов учёта энергоресурсов. Эта тема остаётся актуальной и сегодня.

Хотя федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» вышел в свет ещё 23 ноября 2009 года. Именно этот документ обязал потребителей взять под приборный учёт используемые энергоресурсы и породил волну вопросов у наших граждан. Тогда мы организовали в редакции «круглый стол», пригласив к разъяснению механизма реализации закона заинтересованных лиц, и оно стало темой номера очередного выпуска «ВР». Затем по предложению читателей темой номера стали пресловутые «общедомовые нужды» (ОДН). Но и сейчас в редакционной почте немало писем, касающихся установки узлов учёта воды, тепла, газа, начисления платы за энергоресурсы на ОДН.

15 августа первый заместитель главы администрации округа Денис Скалкин провёл прямую телефонную линию по вопросам установки узлов учёта энергоресурсов. Телефон не умолкал, что подтвердило важность темы, поэтому мы решили к ней вернуться ещё раз. Итак, уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, в том числе те, что были заданы на прямой линии.

Закон обязывает считать энергоресурсыОбязательна ли установка приборов учёта энергоресурсов?
– Да, установка приборов учёта обязательна. Согласно федеральному закону №261-ФЗ (п. 2
ст. 5) расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта.

В какие сроки должны быть установлены индивидуальные счётчики воды и газа?
– Индивидуальный прибор учёта расхода воды необходимо установить до 1 января 2014 года, на газ – до 1 января 2016-го.

Зачем нужен общедомовой счётчик, если в квартире установлен индивидуальный?
– Индивидуальный счётчик позволяет только оплачивать фактически потреблённый объём воды, электроэнергии и газа, но не решает задач по контролю за состоянием домовых сетей и соответствия предоставляемых коммунальных услуг принятым нормам.

Установка общедомового прибора позволяет собственникам:
– контролировать соответствие параметров предоставляемых энергоресурсов нормативным показателям;
– фиксировать факты утечки в системах водо- и теплоснабжения жилого дома;
– исключить потери воды от цент-ральной системы водоснабжения до дома при расчётах с ресурсоснабжащими организация-ми. Это они должны отвечать за потери на магистральных сетях;
– обязать свою управляющую компанию компенсировать потери ресурсов в домовых сетях в случае, если все собственники жилья установят индивидуальные приборы учёта;
– перейти на оплату за фактическую величину потреблённого ресурса;
– получить реальные возможности для ресурсосбережения.

Кто должен оплачивать установку счётчиков?
– В соответствии с законом №261-ФЗ «Об энергосбережении», а также ст. 158 Жилищного кодекса РФ «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме» затраты на установку общедомовых приборов учёта несут собственники жилья.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учёта и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам сроком до пяти лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Закон обязывает считать энергоресурсыНужно ли собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учёта?
– Обязательно. На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) большинством голосов должны утвердить порядок финансирования работ по установке общедомовых приборов учёта и определить подрядную организацию, которая выполнит монтаж и ввод в эксплуатацию коллективных счётчиков энергоресурсов.

Поскольку будущий узел учёта станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ распределяется между всеми собственниками квартир. На общем собрании необходимо принять решение, будет ли установка узла учёта проводиться в рамках текущего ремонта или капитального.

Какова роль управляющей компании в решении вопроса оснащения МКД приборами учёта?
– Задача управляющей компании или правления ТСЖ – донести до собственников информацию о том, что установка приборов учёта необходима согласно требованиям закона об энергосбережении, а отказ грозит принудительными мерами – по закону энергоснабжающая организация вправе сама установить прибор учёта и взыскать по суду все расходы по установке, а также судебные издержки.

УК должна предложить собственникам:
– перечень компаний, с которыми можно заключить договор на установку счётчиков, 
– их условия по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования,
– варианты оплаты за выполненные работы, включая стоимость самого прибора учёта.

Кто выступает заказчиком по договору на установку коллективного узла учёта?
– В соответствии с приказом министерства энергетики РФ от 07.04.2010 №149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов», в качестве заказчика по договору об установке (замене, эксплуатации) может выступать УК, как лицо, ответственное за содержание общего имущества МКД, либо лицо, представляющее интересы собственников.

Каков порядок установки узла учёта тепловой энергии?
– До начала работ по установке подрядчик проводит обследование объекта, получает технические условия у ресурсоснабжающей организации, готовит проектно-сметную документацию. Специалисты, занимающиеся проектированием, выполняют необходимые расчёты, подбирают оборудование, контрольно-измерительные приборы и счётчик.

Принимает в эксплуатацию и пломбирует узлы учёта теплоснабжающая организация, выдававшая технические условия.

Кто имеет право устанавливать приборы учёта энергоресурсов?
– Таким правом обладают предприятия-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Они должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, их деятельность по установке узлов учёта должна быть прописана в уставных документах, также необходимо свидетельство о допуске к данному виду работ. Подрядные организации могут предоставлять услугу в кредит – на договорной основе.

Закон обязывает считать энергоресурсыУвеличится ли плата за воду, тепло и т.д., если в доме нет общих счётчиков?
– Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены новые правила предоставления коммунальных услуг, согласно которым по каждому виду услуг вводятся два платежа: за потребление внутри жилого помещения и расход на ОДН.

В случае отсутствия в МКД общедомового прибора учёта плата за ОДН будет производиться по утверждённому нормативу на ОДН. При этом её размер не подлежит перерасчёту даже в связи с временным отсутствием жильцов.

Имеет ли право УК отказать в установке индивидуального счётчика, мотивируя тем, что в доме нет коллективного прибор учёта?
– Нет. Отсутствие коллективного узла учёта не может являться основанием для отказа УК в установке внутриквартирного счётчика и в осуществлении расчётов за потребление коммунальных услуг по его показаниям.

В случае отказа в постановке на учёт потребитель имеет право обратиться в судебные органы с исковым заявлением о понуждении в постановке на учёт прибора учёта, а также возмещения убытков в результате неправомерных действий УК.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учёта энергоресурсов?
– Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы на местах.

Предусмотрены ли штрафные санкции за несоблюдение обязанностей по установке приборов учёта?
– Да. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

За несоблюдение требований законодательства об установке приборов учёта (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию – от 500 до 600 тыс. руб.

За несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учёта собственникам жилых домов и дач и их представителям – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.

За необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке приборов учёта энергоресурсов, от заключения соответствующего договора и его исполнения, а также нарушение установленного порядка его заключения, штраф на должностных лиц составляет от 20 до 30 тыс. руб., на ИП – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

За несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учёта лицами, ответственными за содержание МКД, – штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб.

За несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учёта лицами, ответственными за их содержание, – штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс .руб., на ИП – от 25 до 35 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.

Закон обязывает считать энергоресурсыКто осуществляет техобслуживание и ремонт общедомовых приборов учёта?
– Это может делать организация, установившая прибор учёта, энергоснабжающее предприятие, управляющая компания.

Работы по ремонту приборов учёта выполняются на специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утверждённым технологическим процессом. После ремонта прибора учёта необходимо провести внеочередную поверку.

Что входит в обслуживание общедомовых приборов учёта?
– К эксплуатации и обслуживанию коллективных счётчиков относятся:
– составление отчётов о потреблении коммунальных ресурсов;
– предоставление отчётов ресурсо-снабжающей организации;
– контроль работы приборов учёта для предотвращения и устранения неисправности;
– постановка общедомового счётчика на коммерческий учёт (коммерческий учёт – показания ОДПУ для начисления платы за коммунальный ресурс);
– регулярное проведение поверки приборов учёта;
– организация ремонта вышедших из строя приборов учёта.

Кто оплачивает поверку приборов учёта?
– Поверку оплачивают собственники помещений в МКД. Её периодичность указана в паспорте на прибор учёта. Межповерочный интервал счётчиков тепловой энергии и горячей воды, как правило, составляет четыре года, холодной воды – шесть лет.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?
– Эксплуатация неповеренного прибора учёта запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учёта со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усреднённому расходу.

Какие счётчики можно применять?
– Следует устанавливать только те приборы учёта, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущены к применению на территории Российской Федерации.

Кроме того, правилами пользования энергоресурсами установлены требования к классу точности применяемых приборов учёта. Класс точности – это возможная погрешность прибора учёта в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

 

Выксунской городской прокуратурой проведена проверка по обращению жителей дома №8 м-она Центральный по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Установлено, что указанный дом оборудован общедомовым прибором учёта горячей воды (ОДПУ ГВС). В здании есть нежилые помещения, используемые ООО «Купеческий дом» (магазин «Пятёрочка») для торговой деятельности. Горячее водоснабжение магазина осуществляется через ОДПУ ГВС. Проверкой установлено, что ЗАО «Варнава строй-инвест» при начислении жителям платы за горячую воду на общедомовые нужды не учитывает потребление горячей воды магазином «Пятёрочка» (объём потреблённой горячей воды не вычитается из показаний ОДПУ ГВС).

По результатам проверки директору ЗАО «Варнава строй-инвест» прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, недопущении их впредь, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Дмитрий Зонин, старший помощник Выксунского городского прокурора

 

С 1 июня 2013 года вступили в силу изменения в правила предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных домов (внесены постановлением правительства РФ от 16.04.13 г. №344), согласно которым потребитель освобождается от обязанности ежемесячно передавать в управляющую компанию показания счётчиков с 21 по 26 число.

Установлена формула расчёта платы за отопление в жилом помещении, если дом оборудован коллективным прибором учёта тепловой энергии и во всех помещениях есть индивидуальные счётчики. По новым положениям Правил управляющая компания может не чаще одного раза в шесть месяцев проверять состояние приборов учёта, установленных в помещениях, и достоверность сведений об их показаниях. Ранее это требовалось делать не реже одного раза в три месяца. УК также наделяется правом устанавливать количество граждан, проживающих в помещении, и оформлять соответствующий акт.

Ирина Ширикова, заместитель городского прокурора

 

Выксунский городской суд удовлетворил исковые требования городской прокуратуры в интересах круга лиц о признании незаконными действий управляющих организаций ООО «Ока-Сервис», ООО «Городская домоуправляющая компания», ЗАО «Варнава строй-инвест» по платной опломбировке приборов учёта воды. Эти действия являются навязыванием дополнительной платной услуги. Решением суда от 02.07.2013 г. управляющие организации обязали не обуславливать регистрацию приборов учёта воды потребителей их обязательным платным опломбированием.

Дмитрий Зонин, старший помощник Выксунского городского прокурора

 

Татьяна Щукина. Фото Ольги Поповой и из открытых интернет-источников