Звёзды конструкторской мысли

visibility
Быть главным конструктором почти 30 лет – это… Что ни имя, то – личность Настоящий русский инженер

В марте 2014 года в «ВР» был опубликован материал о конструкторах завода ДРО послевоенного периода, многие из которых стали лауреатами государственной премии СССР, первыми в Выксе.

Велик их вклад в выполнение задачи, вставшей перед предприятием: в кратчайшие сроки ликвидировать тяжёлые последствия войны, определить конкретные пути восстановления и развития народного хозяйства.

Звёзды конструкторской мыслиНапомним, главным конструктором завода ДРО с 1947 по 1962 год был лауреат Государственной премии, заслуженный изобретатель РСФСР Василий Алексеевич Стрельцов. В начале-середине 50-х годов в конструкторское бюро из Москвы, Ленинграда, Киева приезжали выпускники технических вузов, приходили и выксунцы, получившие отличное образование, ставшие достойными учениками и преемниками лауреатов Госпремий в последующие годы деятельности предприятия. Это было поистине созвездие талантливых, одарённых граждан своей страны, патриотов Выксы.

О них, и как о профессионалах, и как обладателях самых достойных человеческих качеств, в сегодняшней публикации рассказывают Изабелла Александровна Водопьянова (жена Июлия Львовича Водопьянова), начальник управления образования администрации округа Наталья Фёдоровна Илюшкова (дочь Фёдора Николаевича Гуреева), бывший заместитель директора ДРО по экономике, персоналу, секретарь парткома Эдуард Константинович Пытов, бывший начальник бюро конструкторского отдела Людмила Николаевна Денисова, сотрудник музея трудовой истории ЗАО «Автокомпозит» (ТМ «Дробмаш») Татьяна Витальевна Мазурина.

 

Звёзды конструкторской мыслиПосле Василия Алексеевича Стрельцова с 1963 года им стал Июлий Львович Водопьянов. Уроженец Черниговской области, окончив Киевский политехнический институт, в 1951 году приехал в Выксу по распределению, стал работать в отделе главного конструктора. В этот послевоенный период заводу нужно было как можно быстрее развиваться. Молодой, инициативный специалист органично «влился» в деятельность предприятия. Стал ведущим конструктором, заместителем главного, а затем и главным конструктором. Под его руководством разрабатывалось и осваивалось большое количество новых изделий, номенклатура выпускаемых заводом машин была обширна. Для глубокого изучения процессов дробления при отделе главного конструктора создали лабораторию, в которой начали проводить теоретические и экспериментальные исследования моделей основных типов выпускаемых дробилок, Конструкторы систематически обследовали выпущенные заводом машины, находящиеся в эксплуатации. Это давало базу для создания нового и модернизации выпускаемого оборудования. Успешная работа отдела во много способствовала успешной работе завода.

При серийном выпуске дробильного, сортировочного и других видов оборудования завод ДРО обеспечивал большую часть внутреннего рынка и до 15% поставлял на экспорт в различные страны. Вклад Июлия Львовича Водопьянова как главного конструктора отмечен правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени; он заслуженный изобретатель СССР, заслуженный конструктор РСФСР, обладатель золотой и серебряной медалей ВДНХ, многих Почётных грамот. О нём вспоминают:

Изабелла Александровна Водопьянова:

Звёзды конструкторской мысли– С Июлием познакомились в ДРО, когда он трудился в отделе главного конструктора, я – в отделе главного металлурга. Я жила тогда в д. №33 на ул. Красные зори, он – в общежитии возле Делового клуба, затем получили квартиру на ул. Нахимова. Конечно, у него работа всегда была на первом месте. Утром, бывало, встанет и говорит: «Вот как нужно это делать!» – значит, снова появилась какая-то новая конструкторская идея. По домашним делам никогда не отказывался помочь, но я его старалась не нагружать. За 54 года супружества ни одного грубого слова от него не услышала. Свободные минуты отдыха всегда проводили вместе: на футболе, катке, «Беленьком песочке», катались на лодке. На демонстрации ходили как на праздники. Он всё всегда успевал: и в работе первый, и мне в производственных делах помогал, и в художественной самодеятельности участвовал. Очень любил наших сыновей, внуков. Нашу правнучку назвали Юлией, она, как и мой муж, тоже родилась в июле.

Людмила Николаевна Денисова:

– Я поступила конструктором на завод ДРО в 1966 году, но с Июлием Львовичем познакомилась ещё в школьные годы, когда отдыхала в пионерском заводском лагере за Пристанским, а он летом был его начальником. Играл ребятишкам на мандолине, пел с нами песни, был очень компанейский. Он выдержанный человек по отношению к коллективу – голос никогда не повышал. Работать с ним было легко: чётко ставил задачи, сроки их выполнения. Писал много статей в разные научные журналы, поддерживал связь со своим учителем – лауреатом Гос-премии В.А. Стрельцовым.

Эдуард Константинович Пытов:

Звёзды конструкторской мысли– Перед заводом всегда стояла задача выполнить план любой ценой. Головой, мозгом ДРО был конструкторский отдел. Не удивительно, что в нём трудились наиболее одарённые, технически грамотные люди, умеющие принимать самые оптимальные и верные решения. Производство – непрерывный процесс, где постоянно шли конструкторские изменения, которые нужно внести в чертежи, отправить технологам, т. е. очень оперативно работать. Кроме того, конструкторы создавали и новые машины. Про это направление они говорили: мы можем выдать решение за пять минут, а можем и полгода размышлять. Николай Константинович Аплеталин (прошедший заводскую школу от цеха до директора), знал все тонкости этой работы. Более дисциплинированного отдела на заводе не существовало: конструкторы сами установили для себя очень высокую планку требовательности к тому, что они делают. И всегда с лёгкостью, даже с каким-то особым изяществом её преодолевали. А по уровню интеллекта конструкторский отдел ДРО был на голову выше всех технических служб не только завода, но и Выксы. А ведь многие из них – выходцы из небольших городов, деревень.

Помню, по заводу долго ходил рассказ об одном курьёзном случае. Нескольких молодых ребят, приехавших в 1956 году по распределению из Ленинградского политеха, хороших, по общему мнению специалистов, направили на практику в Астрахань. Приехав в город, ребята отправили одного из своих коллег на рынок, попросили купить самых спелых овощей и фруктов. Когда посланец явился с приобретением, инженеры сначала пришли в недоумение, а потом, когда всё разъяснилось, покатились от смеха. Оказывается, их товарищ, родом из-под Архангельска (ближе к Воркуте), никогда толком не видел, как растут огурцы, поэтому и решил, что самые спелые должны быть жёлтого цвета.

 

Конструкторы, работавшие в 50-80-х годах, – в основном, люди, чьё детство пришлось на военную пору. Наверное, поэтому у них было особое чувство ответственности за порученное, огромное желание работать для страны, любить свой труд. И ещё им было чуждо стремление к славе, наградам, должностям. Заместителями главного конструктора И.Л. Водопьянова (согласно хронологии) были следующие специалисты.

Звёзды конструкторской мыслиЮрий Николаевич Пучков. Он один из первых выпускников техников-конструкторов 1934 года, человек строгого склада, требовательный. С середины 50-х в составе ОГК создали конструкторское бюро дробильно-сортировочных установок, которое он возглавлял. Имел много наград за разработку конструкций и освоение серийного производства ряда передвижных установок.

Звёзды конструкторской мыслиЗатем заместителем Водопьянова становится Фёдор Николаевич Гуреев (см. далее). Его преемник – Алексей Глебович Алёхин, выксунец, кандидат технических наук, автор 18 изобретений, множества печатных трудов, рацпредложений. Награждён орденом «Знак Почёта», золотыми и серебряными медалями ВДНХ.

Эдуард Константинович Пытов:

– А.Г. Алёхин в ДРО выполнял расчёты на прочность всех видов дробилок на таком высоком уровне, как никто в СССР не делал. Их пытались производить во многих зарубежных фирмах по нашим технологиям и по нашим чертежам, но через месяц работы машины, увы, разваливались. Ведь класс прочности дробилок – один из самых высоких, чуть ли не на уровне космических кораблей. Чтобы заниматься этим, нужно, как говорят, иметь «семь пядей во лбу», чем Алёхин и обладал.

Звёзды конструкторской мыслиВпоследствии заместителем главного конструктора становится Александр Дмитриевич Кузнецов, тоже выксунец, имел два авторских свидетельства на изобретения, множество рацпредложений, статей.

Затем этот пост занял Юрий Иванович Козлов, уроженец г. Орджоникидзе, выпускник Московского института химического машиностроения.

Звёзды конструкторской мыслиЛюдмила Николаевна Денисова:

– Я училась вместе с ним и его будущей женой. Очень знающий, умный специалист, но по характеру взрывной, правда, быстро отходил. Изюминка его работы заключалась в сборе информации и анализе работы наших машин, а затем принимались решения по усовершенствованию агрегатов. Этим направлением занимался, когда возглавлял бюро надёжности машин.

 

Эдуард Константинович Пытов:

Звёзды конструкторской мысли– Именно так можно сказать про Фёдора Николаевича Гуреева. Он был первоклассным специалистом, награждённым орденом «Знак Почёта», серебряными и бронзовой медалью ВДНХ, автором пяти изобретений, многих печатных трудов; очень тактичный человек, говорил всегда тихо, спокойно. Как секретарь парткома, я часто с ним общался. На заводе в то время партком был одним из первых помощников дирекции в решении производственных вопросов. Фёдор Николаевич участвовал в их подготовке для обсуждения. Более грамотного обоснования по обозначению той или иной заводской проблемы мне встречать не приходилось. Обязательно в его документах присутствовали анализ и выводы, даже человек, не совсем сведущий в данной теме, мог всё понять. То есть он выдавал практически готовое решение той или иной проблемы так, чтобы ДРО это было экономически выгодно.

Свою работу выполнял, как никто другой. Мы жили окна в окна: я в д. №40 на ул. Красные зори, Гуреевы – в д. №42. В конце 50-х годов в трёхкомнатной квартире, в которой впоследствии и остался Фёдор Николаевич с женой и детьми, вместе с Гуреевыми жили ещё две семьи (Румянцевы и Ингликовы). Всегда между ними существовали самые дружеские отношения, вместе праздники справляли.

Наталья Фёдоровна Илюшкова:

Звёзды конструкторской мысли

– Я и моя сестра обожали папу. Мы росли в счастливой семье, где все любили друг друга. Эта любовь была не напоказ, она чувствовалась нутром. С нами не сюсюкали, нас не баловали, но мы всегда понимали, что любимы. Папа родом из Касимова, с отличием окончил Московский институт им. Баумана. С мамой, выпускницей Ленинградского вуза, познакомился в Выксе. На заводе папа никогда не задерживался, считал: свою работу нужно выполнять в рабочие часы, а дома заниматься домашними делами. Но часто уезжал в командировки: в Финляндию, Японию, Чехословакию, Италию, Сирию. Преподавал в техникуме, институте, многие, кто у него учился, потом стали вместе с ним работать: Владимир Асонов, Анатолий Волков и др.

Иногда я просила помочь решить трудную задачку. Он никогда прямо не подсказывал, но помогал дойти до сути. Объяснит, направит: иди, думай! И когда самостоятельно находила решение, то победа была очень значима для меня.

Звёзды конструкторской мыслиЛюбил ходить с нами за грибами, ягодами, на рыбалку. В отпуск мы далеко не отправлялись – только один раз в Сочи все вместе. Ездили к бабушкам: одна жила в Касимове, другая – на Украине. Был постоянен в друзьях – Водопьяновы, Румянцевы, Ингликовы, Казанцевы; все мы, кроме Водопьяновых, жили в д. №42 на ул. Красные зори, здесь же была квартира и Н.К. Аплеталина. Эта когорта людей воспитывалась в такой среде, где были высокие, интеллигентные отношения, много читали. Как ни придёшь к кому-то из них, почти всегда – в книгах. На любой вопрос, который мы, дети, задавали, они находили ответы. Было ощущение, что знают абсолютно всё. С ними можно было общаться на любую тему, хотя не сказать, что являлись разговорчивыми. Наверное, это ещё и следствие воспитания, тогдашней среды, когда не стремились к обогащению, роскоши, в приоритете были другие ценности. Они – дети войны, в основном из небольших городов, деревень, жили небогато, никогда не задумывались о своей значимости. Им, прежде всего, была интересна работа, они любили её, умели трудиться.

Эдуард Константинович Пытов:

Звёзды конструкторской мысли– У генерального, его заместителей, сотрудников всегда была огромная ответственность за производство. Они преодолевали самые высокие планки, были лучшими во всём, в том числе и на отдыхе. Всегда заводилы, душа компании, мастера на розыгрыши, от которых все смеялись до слёз. Помню, в 1979 году была очень студёная зима – мороз -45о. На Новый год традиционно устроили костюмированный бал в ДК им. Ленина, в котором всегда было холодно, а при такой температуре – холоднее в разы. Я в костюме мексиканца, Водопьянов был Сильвером, Изабелла Александровна – пираткой, костюмы других конструкторов тоже удались. В общем, веселье, как и всегда, было всеобщим!

 

Таких людей, в которых очень органично сочетались высокий профессионализм и лучшие человеческие качества, по мнению многих их коллег, знакомых, родственников, в настоящее время нечасто можно встретить. Было ли это счастливым стечением обстоятельств, когда в одно место (на завод ДРО) и практически в одно и то же время (в начале-середине 50-х годов) на работу пришло столько молодых одарённых людей с прекрасным образованием, из лучших вузов СССР? Трудно сказать. Важно следующее: с их трудовой деятельностью связаны самые яркие периоды расцвета предприятия. И многие специалисты, которые сейчас трудятся в технических службах ЗАО «Автокомпозит» (ТМ «Дробмаш») – это ученики Водопьянова, Гуреева, Алёхина, других представителей этого необыкновенного поколения.

 

Лидия Козоедова. Фото из семейных архивов и музея ЗАО «Автокомпозит» (ТМ «Дробмаш»)