Сергей наш
земляк. Несколько лет он играл на сцене Дворца им. Лепсе в спектаклях
театрального коллектива. Потом окончил Нижегородское театральное училище и
уехал жить в Москву.
На встречу с ним собралось около 60 человек, что немало для компактного пространства Ex Libris. Зрители посмотрели музыкальный фильм «ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ», в котором Сергей не только режиссёр, но и сценарист, и автор музыки и текстов песен, и главный исполнитель. Премьера состоялась в Москве в 2017 году на кинофестивале «АРТДОКФЕСТ», а в Выксе фильм показан впервые.
После просмотра получилось очень живое обсуждение, каждый смог задать вопросы автору. И действительно, было о чём спрашивать, поскольку фильм – небанальный, трогательный, заставляющий вслушиваться и вдумываться.
«Фильм «Ветки деревьев» – это попытка посмотреть честно, чисто, трезво на окружающие нас в ежедневном ритме мелочи. Мы их иногда упускаем, а именно они составляют нашу жизнь. И чем чаще мы называем их другими именами, оправдываем, облагораживаем, тем быстрее это превращается в страшную кашу и делает тяжелее нашу жизнь», – сказал Сергей и предложил зрителям не стесняться задавать вопросы.
– Что Вы больше любите: играть, сочинять, снимать фильмы?
– Конечно, момент сочинения! Тот самый, на кухне, когда двадцать пятая запись демо-версии на телефон становится для тебя эталонной. И с этим уже можно идти в студию – вот это самое интересное. А разные мнения – это вкусовщина. Кому-то нравится белое, кому-то розовое, а кому-то чёрное. Если художник (я сейчас даже не про себя, а в принципе) достиг поставленной перед собой цели, то всё, дело сделано, остальное неважно. Пересмотрев фильм вместе с вами, я понял, что если бы монтировал его сейчас, что-то бы укоротил, то что-то сделал современнее, потому что уже многому научился, но суть и ядро остались бы прежними. Это фильм-размышление, но ни в коем случае не поучение кого-то.
– В фильме несколько раз и очень красиво говорилось про самоопределение. А Вы уже определились со своим самоопределением? Знаете, для чего Вы пришли в этот мир?
– Знаю. Это случилось в том числе и благодаря этой истории. (Прим. ред.: имеет в виду выпуск фильма «ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ»). Я вдруг понял, что не нужно ничего и никого бояться, особенно мнений. Хорошая рецензия или плохая – это не значит ровным счётом ничего. Если ты как художник понимаешь, что сделал то, что хотел – всё, точка! Остальное – интерпретация. История с ЙОШИВАРОЙ, которая стартует 9 ноября, это и есть Я. Я вдруг понял, что созрел, готов и мне не страшно. Наши страхи сковывают всё. Их можно и нужно преодолевать. Я всем желаю и советую: ничего не бойтесь!
– А почему ЙОШИВАРА?
– Потому что продать Серёжу Паранюшкина, условного Васю Иванова или Колю Петрова – очень сложно. Ты – один из миллиардов. Имя – привлечение внимания. Но выбор имени не может быть необдуманным. В фильме в благодарностях есть Борис Гребенщиков. У него есть песня «Цветы Йошивары». Когда я её слушал ещё в молодости, мне понравилось само слово. Так бывает: что-то прицепляется к тебе на всю жизнь без твоего ведома. В Instagram я уже много лет – ioshivara. Многие друзья говорят про меня: Серёжка ЙОШИВАРА. В музыкальном издательстве тоже подтвердили, что Паранюшкина тяжело продать, а ЙОШИВАРА – звучит. Кстати, в Москве меня все почему-то называют Параню’шкин, хотя во всех остальных городах я – Пара’нюшкин. И это неистрибимо… Ни в коем случае я не убегаю от своей фамилии и не страшусь её. Творческий псевдоним нужен для привлечения внимания. И это уже срабатывает! Кстати, Йоши (Йоджи, Ёдзи) – это японское мужское имя (наверняка, знаете Йоджи Ямамодо – модельера). Мои знакомые выяснили, что есть Йосивара – район красных фонарей в Токио, что тоже неплохо.
– А почему Вы больше всего поёте про дождь? Неужели нет солнца в Вашей жизни?
– Про солнце поют народный артист России Филипп Киркоров, группа «Демо», Ани Лорак. Я очень настоятельно рекомендую переслушать их пластинки, вы обязательно там найдёте про солнце. Поймите, этот фильм не про депрессию, это история про честный взгляд на окружающий мир, про ДНК, про нашу природу. Природу – не в смысле погоды, а про то, пространство, в котором мы живём. Я сейчас вернулся из Хельсинки. Это тоска смертная! Русскому человеку на второй час пребывания там хочется застрелиться. Почему? Потому что ты знаешь, что завтра так же чисто будет выметена улица, такие же люди будут бродить по этому городку, магазинчик с этой всегда улыбающейся продавщицей откроется ровно в положенное время, и она всё так же мило улыбнётся тебе… И всё это в ежедневном режиме! Нам, русским людям, необходима перспектива, простор. И мой фильм – про это. А какой русский – без дождя внутри?! Это не драма, не трагедия, это наша реальность, бытиё, к которому не нужно относиться ни плохо, ни хорошо, его нужно уважать. Это наш внутренний стержень. Мы на этом выросли.
– То есть Вы считаете, что наше время – осень?
– Осень? Конечно, осень. У нас мало солнца. Чуть ли не 90% времени у нас темно и хмуро. Ещё раз повторю: это не хорошо и не плохо. Это просто так. Это наше! И нет смысла грустить по этому поводу.
– А какое у Вас любимое время года?
– Я, конечно, дождливый человек. Мне нравится, когда по-русски противно. (Прим. ред.: видели бы вы, какое он сделал при этом телодвижение! Актёр – что тут скажешь…). Так приятно после этого оказаться в своей комнате…
– О каких ещё чувствах Вам хотелось бы сказать в Ваших следующих песнях?
– Для меня искусство – не предмет развлечения. Скорее, это образование. Это разговор о чём-то важном. Нельзя построить план: хочу о чём-то написать. Возможно, после общения с вами тоже родится какая-то задумка! Сочиняется помимо тебя, ты не в силах влиять на этот процесс. Я не могу писать специально, на заданную тему. Все темы появляются интуитивно. Нужны эмоции.
– Мне очень понравился Ваш фильм. Он даёт сильные впечатления, бередит душу. Вы интересно говорите о выборе жизненной стези. В зале есть молодые зрители, увлечённые театральным искусством. Что Вы можете им пожелать, посоветовать?
– Осознать свой путь. Иногда это происходит даже через чью-то случайно обронённую фразу. Когда мне было лет пятнадцать и я ещё даже не ходил в народный театр к Сергею Васильевичу и Нине Васильевне Холодовым, мы с двоюродной сестрой Олей по субботам устраивали для домашних представления. И однажды Олин дедушка мне сказал (возможно, Ольга этого даже не помнит, но мне запало в душу): «А кем ты хочешь быть? Тебе в театральный надо. В Нижнем есть такое училище». На меня эти слова произвели такое сильное впечатление, что я первый раз в жизни не смог уснуть. Потом это всё случилось: и учёба, и Москва… Поэтому молодёжь, если в вас есть желание перепрыгнуть то пространство, в котором вы находитесь, то я желаю вам преодолеть все препятствия к своей мечте. Важно только не наделать глупостей. Уважайте всех окружающих, но идите к цели тараном. Ничего не бойтесь.
– Как Вы начинали?
– Как и большинство – в роддоме. Причём очень бурно. Мне кажется, это было на ул. Красные зори. А если серьёзно, то, несмотря на тот мегатолчок, который дал мне дедушка, благодаря чему я и задумался о своём месте в жизни, родители мне сказали: «Сначала ты поучишься в ПУ». Представляете, три года! Но против родителей не пойдешь… И я решил использовать эти годы с пользой – пошёл во Дворец. Как раз в это время (вот она, счастливая неслучайность) в Выксу приехали Холодовы и объявили набор в театральную студию. Я записался самый первый. А меня Владимир Никитаев, который тогда вёл кружок (кажется, назывался «Непоседы») умолял идти к ним. Я тогда постеснялся, что Люда Рощина (теперь она ваш знаменитый бард) будет в школе надо мной смеяться. Почему я тогда так про Люду думал, не знаю. А вот в театральный – не постеснялся. Я безмерно благодарен и Холодовым, и Кичайкину за те знания и опыт, которые они в меня вложили. Они делают великое дело. Это делают и краеведы, и библиотекари… Они сохраняют культурный слой. Хотя на первый взгляд их работа порой невидима, и возможно, вы молодёжь, этого сейчас не ощущаете, но эти люди записывают вас в летопись жизни нашего города. По их работам вас всех будут изучать следующие поколения, возможно, ваши внуки.
– А для какой аудитории Вы снимали свой фильм?
– Для всех! Правда, каждый увидит в нём своё.
– Почему в Вашем фильме все тексты такие печальные?
– По мне так всё весело. Что такое творец? Назовём это сильным словом «поэт». Кто такой поэт? Это тот, который если не запишет всё, что из него идёт, то его просто разорвёт. Понимаете? Это не про настроение. Это какой-то эмоциональный ряд твоего собственного нутра. Возможно, я как-то сложно отвечаю? Давайте попробую проще. Такой фильм не означает, что я целыми днями хожу и грущу, и думаю, как бы мне написать про дождик. Но это какое-то состояние, которое всегда с тобой. Раньше я его чувствовал как болезнь. А это не болезнь, а талант, который теперь реализуется. Нельзя рассуждать банально: как вижу, так и леплю. Это всё-таки понимание своих внутренних течений. Чего и вам желаю. Развивайте это, сколько бы вам лет не было. Если у вас появилась мысль, что вы загубили мечту, ради которой родились, то помните, что никогда не поздно начать этот путь заново.
– В фильме Вы сказали, что хотели бы написать песню как БГ. А зачем как БГ? Не почему как БГ – это понятно, а именно зачем?
– До этого я не написал ничего своего, и мне хотелось творить на уровне этого человека. Я его считаю Учителем. Песни Бориса Гребенщикова – это то, что требует работы. Это величайший человек, по крайней мере, в моей жизни. И не один он, вы видели это в фильме.
– Вы говорили, что фильм участвовал в разных фестивалях…
– Да. В нескольких. Особенно значимый – «АРТДОКФЕСТ-2017». Это фестиваль документального кино. Хотя я и не считаю свой фильм документальным. Он скорее авторский. Попасть на такой фестиваль архисложно, если, конечно, не родиться в семье Никиты Сергеевича Михалкова. Но мы из простых, и гордимся этим. Кроме «АРТДОКФЕСТА», фильм был показан в посольстве Чешской республики в Москве, в библиотеке Некрасова, в кинотеатре «Мир искусства». У фильма есть сайт, там он выставлен для просмотра (как, впрочем, и на портале «АРТДОКФЕСТА»), ещё я обнаружил его в одном из киноклубов в «Одноклассниках».
– А вы планируете дальше развиваться в этом направлении, снимать фильмы?
– Тут главные вопросы: «Надо ли?», «Есть ли что сказать?». Я не хочу заниматься повторами, пока у меня в голове есть другие желания. Сейчас они связаны с ЙОШИВАРОЙ. Музыкальный проект ЙОШИВАРА – это слово и музыка. Способ выразить свои мысли в более понятной форме – в песне. Но при этом чтобы они не были тяжёлыми для восприятия. Задача этих песен – донести эмоции через слово и музыку. Мне хочется подарить частичку своего опыта и наблюдений моим современникам, которые среди информационного мусора смогут найти в этих музыкальных историях что-то простое, человеческое, без агрессии и нападения.
Не пропустите!
9 ноября старт продаж в iTunes и Google-play нового альбома ЙОШИВАРА «ЖИВАЯ ВОДА»
Творческий вечер столь творческого человека не мог обойтись без сюрпризов. Сергей приготовил для зрителей своеобразное гадание. Желающие тянули разноцветные листочки, а он зачитывал строчки из своих стихов, напечатанные на них. Очень многие попали в точку, а некоторые стали практически предсказаниями. Получилось забавно. А ещё каждый зритель получил в подарок брендированную открытку в брендированном же конверте со стоп-кадром из фильма и текстом песни в нём звучащей.
Фото Ксении Абдулхаковой