Леонид Сергеев знает, что такое любовь. У него уже было 2,5 брака

visibility
Леонид Сергеев (бард, теле- и радиоведущий, актёр, журналист, писатель, главный редактор и бессменный председатель жюри выксунского бардовского фестиваля) любезно согласился ответить на вопросы проекта «ВР», посвящённого Дню семьи, любви и верности.

Он, конечно, не ребёнок (хотя на фестивальной поляне многие его таковым считают, поскольку он умеет так весело и озорно дурачиться и шалить, как могут только дети). Но его философско-поэтический взгляд на жизнь очень интересен.

– Что такое свадьба?

– Это, безусловно, событие. Это шаг. До свадьбы надо дожить, дозреть. Свадьбу надо осмыслить. На неё надо решиться. Причём со стороны девушки, свадьба – это одно, со сторону юноши – совсем другое.

– А с Вашей стороны?

– Я,  прошедший через две с половиной официальных свадьбы, имеющий в запасе четыре оперы и одну песню с одноимённым названием «Свадьба», могу рассуждать, как человек поживший. Мой личный семейный стаж подходит к 40 годам. Первый опыт был скоропалительно-молодёжным: поженились – разбежались, пожелав друг другу счастья. Второе бракосочетание было только для того, чтобы попасть в Москву из Казани. Тоже забавно получилось. В свидетелях у меня была команда из «Весёлых ребят», и весь загс грохотал от смеха…  

Мало кто из мужчин заранее просчитывает, что будет после свадьбы. Мужчина вообще существо сегодняшнее. «Ну поженились – будем жить», – думает он. А она строит планы: что будет через месяц, через год… Советуется с мамой… А он живёт и всё! И получается, что в большинстве своём женщина ведёт мужчину по жизни, как телка.  

У свадьбы есть одно фантастическое обстоятельство, которое называется «свадьба, день второй». Однажды я  наблюдал это в Киеве, в полном великолепии. Мы приехали с ансамблем «Песни нашего века» на концерт и пошли обедать в ресторан гостиницы. Там на соседней половине зала шёл второй день свадьбы. Тишина была как в морге. Звуки издавали только два существа: муха, летающая над вкусными блюдами, и массовик-затейник, который пытался развеселить собравшихся. 

Новоиспечённый муж грустил, глядя в тарелку (видимо уже понял, во что попал). Молодая жена сидела, вцепившись в него до посинения ногтей, накрашенных красным лаком. Массовик, уже не надеясь развеселить собравшихся, вдруг произнёс: «А пусть слово скажет свидетельница». 

Медленно (секунд сорок) поднималась дородная женщина, с шикарным, просто огромным бюстом (посредине которого вяло болталась алая ленточка с золотыми буквами «Свидетельница»), оперлась о край стола и низким грудным голосом изрекла: «Любовь порождает секс». Мы от смеха чуть не попадали в свои тарелки супа, но я на всю жизнь запомнил эту фразу и то, как она была произнесена.

На самом деле свадьба – это очень серьёзно, и молодым нужно сначала десять тысяч раз взвесить, прежде чем строить семейную лодку, которая, не дай бог, может разбиться о быт, утонуть в водовороте житейских страстей… А если ещё серьёзнее: хочешь жениться – женись, хочешь замуж – выходи. И будьте счастливы!

– Вы вначале сказали про 2,5 брака, а рассказали только про 1,5…

– А что про него говорить! Женился и живу до сих пор. Скоро уже будет 40 лет. И это уже навсегда. Как у тебя называется проект? Любовь, семья…

– Это праздник такой – День семьи, любви и верности, отмечается 8 июля.

– Любовь, семья и верность – три практически взаимоисключающих понятия. Семья, в принципе, убивает любовь. Поскольку это чувство – любовь – вспыхнуло и погасло. Привычка – вот то чувство, которое всё скрепляет. Как Толстой говорил: «Самое сильное чувство – это привычка. Оно приходит с годами семейной жизни. Люди привыкают, притираются друг к другу и уже не могут существовать друг без друга». А любовь – это физиология, это страсть.

– Как выбрать жену?

– Надо почаще смотреть в небо и задавать этот вопрос. 

– Боженька подскажет?

– Конечно! Можно повернуть за угол и встретить там ту, которую ищешь всю жизнь. Это необъяснимо. Это человек может только почувствовать. Я вот увидел глаза, которые меня поразили. Трёхцветные глаза! Что-то внутри щёлкнуло… и пошло-поехало. Конечно, надо держать «форс». Естественно, и она тоже будет это делать. Но когда почувствуешь, что уже всё предрешено, то тогда можно и о свадьбе подумать.

– А какой возраст лучше всего для свадьбы?

–  Я не сторонник ранних, скоропалительных браков, потому что это влечение или увлечение, но не чувства. Наверное, жениться нужно в районе тридцати, может, чуть за тридцать. И ничего в этом нет: в 21 не вышла замуж, будешь девкой-вековухой. Нет. Сейчас, как говорят социологи и психологи, с каждым годом неумолимо отодвигается возрастная граница. Если раньше детство классифицировалось от трёх до пяти лет, то сейчас может продлиться до десяти. Если раньше в тридцать наступала зрелость, то сейчас она может наступить в сорок, а бывает, инфантилизм длится и до пятидесяти. Человечество молодеет.

– Это хорошо или плохо?

– Это нормально, просто это надо знать, принимать и учитывать. Безусловно, ОН  должен быть готов брать на себя ответственность. Я, когда женился и у нас появился ребёнок,  ушёл с госслужбы и сидел дома с дочерью, гулял с ней, стирал подгузники, варил каши… Это была моя ответственная работа – я был отцом. Молодым отцом! А жена работала.

– Вы так вместе решили?

– Да. У нас не было бабушек-дедушек, поэтому мы всё делали сами. А ещё я сторонник, что лучше родить одного ребёнка и дать ему тысячепроцентное жизненное обеспечение во всём  (в духовной жизни и в материальной), чем наплодить шестерых и не знать, успел ли ты вытереть нос шестому, в то время как первый уже куда-то делся. Раньше  так плодиться было жизненно необходимо: рожали по 12-15 детей, и половина из них умирали.

– Посоветуйте молодёжи, что делать, если свидание прошло скучно.

– Что значит скучно? Всегда нужно исходить из своего собственного темперамента и темперамента подруги. Если энергия жизни из неё бьёт ключом, то с ней лучше сходить потанцевать, чем вести её в библиотеку на диспут «Что такое оксюморон?»  Это всё надо чувствовать, смотреть, понимать. Тут действует тот, кто ведущий, именно он тянет за собой ведомого. 

К сожалению, надо признать, что у нас сейчас нарастает поколение мальчиков, которые «ни рыба, ни мясо». И дело не в том, что мальчики созревают позже. Ведь если ты уже взялся за это дело, то будь ведущим, кем и должен быть мужчина. Бери на себя ответственность за дорогого и любимого твоего человечка. И будь добр, делай так, чтобы не было скучно. Как? У каждого свой ответ на этот вопрос.

– А когда можно начинать целоваться?

– Я думаю, природа подскажет. О, эти волнительные минуты… Я поздно поцеловался. Только на первом курсе в археологической экспедиции произошёл первый робкий поцелуй. Ну а потом Остапа понесло…

– А Вы знаете, как познакомились Ваши родители?

– Очень лирически. Папа воевал на финской войне, а мама работала учительницей в белорусской деревне. Папу наградили орденом Красной Звезды и отправили в краткосрочный отпуск. Он, молодой политрук, приехал и пошёл на танцы в соседнюю деревню. Ему приглянулась молодая девица, которая сидела на стуле и «резала» на гармошке, а вокруг все танцевали. Моя мама была тем самым гармонистом. Они познакомились, недельку погуляли, и он уехал обратно в часть. Они переписывались. Вскоре грянула Отечественная война. 

Мама была на оккупированной территории, её пытались угнать в Германию. Они рыли подкоп, чтобы сбежать из сарая. Тяжёлая ей досталась судьба… А папину часть к тому времени перебросили на Дальний Восток. У нас дома до сих пор хранится пачка газет того времени, где он подчёркивал, какие населённые пункты освобождают. И как только освободили Оршу (деревня была в этой округе), он написал ей письмо. В 45-м закончилась война, ему дали направление в академию в Москву, и она приехала к нему. В 47-м уже появилась моя сестрица, а в 53-м и я. Вот такая романтическая история.

– А каков секрет счастливой семьи?

– Каждый по-своему понимает счастье. Для кого-то это с утра после вчерашнего выпить холодненького пивка, а для кого-то и совместных путешествий по горам мало. Как только человек сам для себя ответит, что такое счастье, то сразу поймёт, счастливо он живёт в семье или нет. А если окажется, что не очень, то либо будет стараться делать так, чтобы жить счастливо, либо будет искать счастья в другом месте. 

Про себя могу сказать, что с первой женой не нашёл счастья, со второй и не искал (я её перед загсом встретил, после церемонии мы разошлись, хотя до сих пор остались в прекрасных дружеских отношениях), с третьей – да, я нашёл тихое семейное счастье, именуемое привычкой. Мы уже понимаем друг друга с полуслова, чувствуем друг друга с полувзгляда.

– Вы считаете, что нужно быть женатым? Или всё-таки можно прожить одиноким?

– Прожить можно как угодно. И в тюрьме люди могут прожить всю жизнь. Наверное, надо после себя оставить след. Написать симфонию, нарисовать картину – это одно. А оставить после себя продолжение рода – это совершенно другое. Я к этому очень конкретно отношусь – одному всегда тяжело. Зверь, и тот в стае живёт. А семья (тем более когда есть дети, родственники) – это тоже стая. В хорошем смысле этого слова. Так что, как говорил Андрей Гарольдович Кнышев, творец телепередачи «Весёлые ребята»: «Женщины – мужайтесь, мужчины – женитесь».

– У меня последний вопрос: что такое любовь?

– Это хорошее женское имя: Любовь, Любушка… Мою сестру, кстати, так зовут. Вот понимаешь, когда Фридрих Энгельс в работе «Материализм и (извините за выражение) эмпириокритицизм» сказал, что жизнь есть способ существования белковых тел, то любовь – это высшее проявление жизни… Никто не может сказать, что такое любовь. Некоторые считают, что это категория для поэтов и воздыхателей под луной, которые якобы побуждают умы совершать глупости. И в принципе, это понятие можно разложить на физиологию и какие-то там ещё составляющие. Любовь – философско-нравственная категория. Если её изучать и пытаться понять, что же это такое, то становится скучно. Просто любите и не ищите за что!

Фото автора