Что значил музей в жизни Андрея Цыпляева

visibility
Его уход был таким внезапным, что вызвал шок. А за неделю перед этим, перебирая свои бумаги, вдруг нашла текст интервью с ним.

Был май 2018 года, 60 лет со дня основания Выксунского музея. Андрей Цыпляев согласился на беседу. Он был искренен. То задумчив, то оживлён. Чувствовалось, что всё, о чём он рассказывает, очень важно. Интервью написала. И почему-то не послала ему по электронке, а отдала при встрече. А потом напоминала, прочитал ли. Он всегда отшучивался, что вот-вот, совсем скоро отпишется. Потом я перестала спрашивать, решив, что по каким-то причинам он не хочет публикации. На том и остановилась, но никогда меня не покидало ощущение того, что придёт время и Андрей Анатольевич позвонит и скажет: «Ну да ладно, печатайте…»

Люди, которые покидают нас столь неожиданно, напоминают о себе самым невероятным образом. Мистика? Параллельная реальность? Именно за неделю до 40-дневного помина у меня вдруг возникла мысль, что надо непременно опубликовать это интервью. 

Светлой памяти Андрея Цыпляева…

В дни, когда отмечалось 60-летие этого культурного центра города, мы встретились с директором музея истории АО «ВМЗ» и поговорили о музее, времени и об ответственности человека за всё, что он делает. 

– Итак, что такое музей для Вас? 

– Музей – это не только выставки и экспонаты, новые экспозиции, это люди и их большой, незаметный труд. Для меня музей – это ещё и особенный дух, свет, запах. Это храм искусств. Да, именно так, ведь в переводе с греческого «музеон» означает искусство. 

В 1919 году судьба его как-то не сложилась. Может быть, время ещё было не то. А в 1958-м подобралась группа энтузиастов, которые начали кропотливую титаническую собирательскую работу. Они просто «пошли в люди», и те дарили им то, с чем связана была история их семьи или предмета. Одно дело, когда реликвию видят только в одной семье, и другое, когда ею восторгаются сотни. Такую возможность даёт только музей.

Говоря о людях, преданных делу, и великих подвижниках, скажу о Галине Никулиной. Так сложилось, что в этом году (в 2018-м. – Прим. авт.) совпадают две даты, два юбилея: музея и её. Дата основания музея и день её рождения. Горьковчанка по рождению, она много сил и знаний отдала выксунской истории и краеведению. И на сегодня это самый грамотный историк и музейщик. Приехала в наш город с богатейшим опытом работы экспозиционера в музеях Болдино и М. Горького, с которыми мы плодотворно сотрудничаем до сих пор. И используя её знания, контактируем как с ними, так и с крупнейшим Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. Считаем их своими партнёрами, что очень приятно. Даже Государственный исторический музей признаёт нас как старший брат. 

Люди, которые сделали Выксунский музей, главные бриллианты в его короне. Им низкий поклон. И дата 60 лет – это их дата.

– Поделитесь, пожалуйста, секретом того, как Вы стали музейщиком? 

– Начну с бабушки, Надежды Васильевны Николаевой. Она рассказывала мне, как жилось при царе. Несмотря на свои преклонные годы, имела крепкий ум, твёрдую память. (А волосы! Чёрные, как смоль!) Её истории о прошлом меня завораживали. Да, и была она человеком глубоко верующим. Венчалась в церкви Рождества Христова. Когда монастырь разрушили, монашки разошлись по частным домам. Несколько монахинь жили на улице Ведерникова, второй дом от угла. Бабушка брала меня с собой несколько раз на эти богослужения. Помню полумрак, свечи, старые лица, чёрные одежды… 

Меня тогда потрясло всё в этих посещениях, и особенно рассказы бабушки о церкви, монастыре, о том, какой была Выкса в те годы. 

Более того! У бабушки в доме был чулан. И я его приспособил под… музей. Из журналов «Работница» вырезал иллюстрации картин художников, развешивал по стенам. А рецензии к ним складывал на полочках. На двери появилась табличка «Музей. Открыт с 10 до 12 часов, вход 10 коп.». Это, очевидно, написал для родственников, которые каждое лето приезжали в гостеприимный бабушкин дом и могли зайти в мой музей. 

Я был потрясён, когда несколько лет назад пришёл в дом и увидел на двери чуланчика эту табличку. Сохранилась! Никогда бы не подумал, что детская игра может определить судьбу. 

– Помню, как Вы однажды увлечённо рассказывали о войне 1812 года.

– Эта страсть идёт из детства. В очередной приезд в Москву к родственникам мама выделила день, и мы поехали в музей-панораму «Бородинская битва». Я на всю жизнь «прибит» темой войны 1812 года! Часами могу говорить об этом. Мама дала мне тогда деньги на мороженое, газировку… Я же купил на них буклетики, книжечки про войну. Они были для взрослых, а я читал их как лучшее из того, что есть в жизни. Хотя мне было тогда шесть лет, читал я свободно и бегло. В третьем классе мне попалась в руки книга «Война и мир» Льва Толстого. Открыл её и замер: там были картины сражения с Наполеоном. К каждой – пояснение: описание битвы на странице такой-то. Счастье, ни с чем не сравнимое! 

– В музее потрясающая выставка мундиров войны 1812 года. Кто её инициировал?

– Идея была моя. Тем более мне хотелось этой экспозицией показать и огромную роль в той войне Дмитрия Шепелева. Не только его биография достойна серьёзнейшего изучения, но и то, что он был великий полководец! Шеф Гродненского гусарского полка, который он же создал, покрыл себя неувядаемой славой в сражениях. 

Во время экскурсий детей по этому залу я разрешаю юным экскурсантам фотографироваться в кивере, ментике, примерить гусарский мундир. И если кто-то из детей выйдет из музея с желанием изучать историю, копаться в ней, для меня это будет выполнением той миссии, которой я занят сегодня. 

– Музей – это Ваша жизнь. Вы так однажды обмолвились…

– Музей во мне или я в музее… Моя работа рутинная, и часто вот бежишь залами, остановишься и скажешь: «Красота-то какая!» – и дальше побежал. Административная работа важна и нужна, но она не совсем музейная. С большим удовольствием вожу экскурсии.

Иван-Баташев-(Борис-Бачурин)-и-Андрей-Цыпляев2.jpg

Сентябрь 2019 года. Студия «Дебют» «Мосфильма» снимала фильм о Баташевых. В перерыве между съёмками актёр Борис Бачурин (исполнитель роли Ивана Баташева) и Андрей Цыпляев прошлись по залам господского дома


– И любимый зал, конечно – посвящённый войне с французами.

– Да! Думаю иногда: вот если бы предметы могли говорить…

– Вы бы уж точно всю ночь проговорили с Дмитрием Дмитриевичем Шепелевым! 

– А сколько мог всего вспомнить походный лампадер Семёновского лейб-гвардии полка! Какие картины боя встали бы перед глазами! 

– С войной 1941-1945 годов у вас тоже свои счёты.

– Наш музейный зал мал. История каждого солдата той великой войны – это отдельная повесть. Мой дядя, Борис Васильевич Николаев, воевал с первых часов войны. Все здесь, в средней полосе России, ещё спали, и только в 12 часов из выступления Молотова по радио узнали о начале войны и о том, что в неравном бою погибли 200 человек. А там счёт шёл уже на тысячи. 

Мой дядя принял бой под Минском. Страшные месяцы отступления, окружение, первое ранение, но из строя не вышел. Ни разу не написал домой о своих ранениях, а только: «Мама! У меня всё хорошо, не волнуйся». А сам дважды был в окружении, дважды с боями выходил, был ранен, а в 1943 году на него получили похоронку. Через полгода приходит от него письмо: «Мама, я жив, мне поверили». Его, тяжелораненого, подобрали немцы и отправили в лагерь для военнопленных в Австрию.

Но он бежал с тремя русскими. Полгода его мордовали в застенках НКВД, потом отпустили. Как же: окруженец, окопник. А то, что этот окруженец молотил немцев и в апреле участвовал в заседании командования 2-го Белорусского фронта, где ему поручили обеспечить освещение штаба полка – это, видно, было не в счёт. В октябре 1945 года он повёл в контратаку бойцов против бандеровцев под Ковелем. Все остались живы, а его смертельно ранило в живот. Так что война для меня – рана кровоточащая. Никогда не забываю.

Два военных события, две войны мне близки кровно: 1812-го и 1941-1945 годов. Колоссальные цифры потерь. На Великую Отечественную войну из Выксы призвано 19 041 человек. Погибло 6 358. Я много разговаривал с окопниками (пехотинцами. – Прим. автора), что прошли ту войну. Они люди неразговорчивые, суровые, цену слова знают. Говорили о немцах как о крепких вояках. И то, что мы победили очень сильного противника – ценой стольких человеческих жизней – забывать никогда нельзя.

Самые лучшие фильмы о войне для меня – «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину». Книга «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева. Именно Астафьев сказал о наших горе-руководителях: «Вам бы выйти и встать посреди России на колени и просить у народа прощения».

Русский солдат освободил всю Европу. И как в войне 1812 года русская армия была единственной в мире, которая платила за фураж, так и в Великую Отечественную, войдя в Берлин, советский солдат накормил погибающих от голода жителей. И им бы помнить о том.

Дядя Андрея Цыпляева Борис Николаев

Борис Васильевич Николаев, дядя Андрея Цыпляева. Воевал на фронтах Великой Отечественной с первых дней войны. Погиб под Ковелем


– Вернёмся к музею. Он ведь тоже не застывшее нечто, а постоянно развивающийся и обновляемый организм. Жители города видят, что в помещениях бывших заводских контор проходят ремонтные или реставрационные работы. Поделитесь планами, если это не секрет.

– Не секрет. Мы занимаемся реставрацией сразу нескольких объектов. В цокольном этаже заводских контор появится анти-кафе. Рядом разместится библиотека. Профсоюзную библиотеку завода перевозим сюда. Это будет замечательное место, которое сочетает выставочный зал, обучающий и образовательный залы. Мы создадим здесь единый городской культурно-образовательный центр. Будем воспитывать нашу молодёжь.

музей истории вмз Май 2018 года

Май 2018 года. Реставрационные работы в бывших заводских конторах. Здесь будет молодёжное кафе


– Интересно, сколько в год людей приходит в музей?

– Сначала было 10-12 тысяч в месяц, сейчас уже 20 тысяч. В том заслуга дружного и очень работоспособного коллектива. Это наши смотрители, хранители, экскурсоводы.

Растёт поколение юных экскурсоводов. На очередном конкурсе мы заслушались, с каким умением оперируют они историческими фактами, как обыгрывают детали и сколько в них огня и стремления донести до слушателей информацию. Да, они наше будущее! А потому цель нашего историко-культурного образовательного центра: чтобы дети возвращались в город после получения образования в высших учебных заведениях Москвы, Питера и заграничных вузов. Потому что в Выксе интересно, престижно не менее чем в столице, зарплата достойная, и они наше будущее. Мы должны воспитать у молодёжи любовь к родному городу, доказать и показать им, что Выкса – перспективный город.

Фото Елены Ижовой и из архива музея истории АО «ВМЗ»