Эльвира Корнеева: Трудности приходят не для того, чтобы помешать, а для того, чтобы научить

account_circle
visibility
Нашу гостью в городе знают, особенно работники ВМЗ, для которого плацдармом подготовки специалистов стал Выксунский металлургический техникум: Эльвира Николаевна преподавала будущим металлургам экономику предприятия, была заместителем директора техникума.

Для неё выпускники ВМТ, несмотря на их нынешние занимаемые должности, остаются всё теми же воспитанниками, за которых по-настоящему болело сердце, если что-то у них не получалось, и, наоборот, радовалась душа, когда им удавалось взять очередную высоту в учёбе, карьере, просто на жизненном пути.

– Эльвира Николаевна, Вы стояли у истоков открытия филиала МИСиС в Выксе, а что этому предшествовало?

– С 1990 года я  работала в Выксунском металлургическом техникуме и, заметив, что в группе МИСиС регионального центра профессиональной подготовки в Кулебаках из 15 студентов 13 – наши выпускники,  подумала: почему бы выксунским ребятам не предоставить возможность получения высшего образования в своём городе? Обратилась с этим вопросом к директору ВМТ Александру Сергеевичу Крашенинникову, а он, как оказалось, уже загорелся этой идеей. Я просто преклоняюсь перед организаторским талантом, дальновидностью и упорством этого человека. Он целый год добивался возможности открытия в Выксе филиала МИСиС, чтобы выпускники техникума могли продолжить обучение в институте, не уезжая из родного города. К тому же здесь отличная площадка для практических занятий – ведущее в металлургической отрасли предприятие с современными технологиями  и оборудованием, ценный потенциал для подготовки инженерно-технических кадров. Открытие филиала института способствовало  и повышению уровня преподавания дисциплин специалистами техникума, у которых появилась возможность освоить ступень высшего образования. Как видите, задумка удалась. Сейчас наши выпускники успешно трудятся на АО «ВМЗ». Сегодня 50% кадрового состава филиала – профессора головного вуза из Москвы, а 50% –  местные педагоги, преподаватели школ и техникума, сумевшие доказать профессионализм. 

– Что для вас особенно важно в работе педагога? 

– Есть мудрое высказывание: «Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить его пить». Для меня очень важно донести до студента понимание того, для чего ему нужны знания, которые он может у нас получить: в дальнейшем они, как кирпичики, послужат фундаментом для его карьеры. Перед началом занятий всегда говорю: «Ребята, вы пришли к нам за знаниями, а не только за дипломом о высшем образовании. Ваша ценность в качестве работника будет зависеть от того, какими компетенциями и личностными качествами по окончании вуза вы будете обладать. Поэтому у нас с вами общая задача: у педагогов – дать необходимые знания и навыки так, чтобы вы их усвоили, у вас – по максимуму взять эти знания и выполнить все требования учебного плана». 

– К чему нетерпимо относитесь в работе со студентами?

– Порицаю опоздания: на мой взгляд, это, во-первых,  нарушает ритм занятия, сбивает настрой, мешает педагогу, во-вторых, дисциплина важна в любом деле. Ругаю за необязательность: дал слово – держи.

– У каждого из нас в жизни хватает трудностей, неудач, разочарований, и каждый человек относится к ним по-разному. Один анализирует происходящее, делает выводы, другой теряет уверенность, ожесточается: «За что мне это?» Как вы воспринимаете посылаемые судьбой или Всевышним, как хотите это называйте, испытания?

– В жизни каждого из нас есть свой фундамент. Он выстраивается из опыта, который мы извлекаем из посылаемых нам уроков, причём хотелось бы, чтобы без озлобленности и обиды. У меня всякое очередное испытание вызывает вопрос: «Для чего оно дано?» Ответ на него – ещё один кирпичик в моём фундаменте, на который опираются дети, внуки, и так древо житейской мудрости продолжает расти. 

– Эльвира – школьница, Эльвира – студентка, Эльвира – педагог, зам.  директора… Насколько они разные по характеру? 

– С годами приходят жизненный опыт и мудрость, но по внутренним ощущениям и душевному настрою мне не больше 40... А что касается характера, то он почти не изменился: потребность в работе не только для себя у меня со школьной скамьи. В начальных классах была старостой, в старших – комсоргом. Степень ответственности за порученные дела объясняло то, что я – дочь учительницы. 

Мама, Лидия Алексеевна Дзежец, преподавала в школе №3 английский язык, где и я училась. Школа старенькая, деревянная, но такая уютная! А какие замечательные учителя! Директор – Анна Владимировна Денисова, завуч – Семён Ефимович Смородинский, Мария Ивановна Карасёва преподавала математику, Зинаида Георгиевна Бодрова – русский язык. Окружающая обстановка, ответственное отношение учителей к своему делу и детям выработали у меня потребность в данной профессии. Кстати, большую роль в этом сыграла не только мама, но и Татьяна Ивановна Аникина. Она преподавала историю и с такой любовью относилась к своему предмету и к нам, что, возможно, по этой причине я и решила стать педагогом.

– Значит, не сомневались, кем быть, куда пойти учиться по окончании школы?

– Сомнений не было, однако мама не пустила меня в педагогический институт, сказав: «Нет, Эля, ты ещё не понимаешь, как тяжело работать педагогом, прививать ребёнку желание учиться и формировать структуру его души». Какие аргументы в защиту своего выбора тогда я могла привести маме, которую очень люблю, ценю и уважаю? Поэтому образование продолжила в Горьковском политехническом институте – получила специальность инженера-механика. Однако позже, окончив университет марксизма-ленинизма, всё равно пришла в педагогику. 

Мама всегда старалась уберечь меня от тяжёлого груза ответственности учителя, однако мне нравится помогать формированию личности. В частности, если вижу, что ребёнок (говорю так потому, что студенты для меня – дети) совершает ошибку, то постараюсь его остановить, пусть даже сделав ему больно. Исхожу из того, что лучше сейчас его, возможно, обижу, чем потом он получит удар от жизни намного сильнее, если совершаемую ошибку примет за правило.

– Как же так? Ведь одно из значений имени Эльвира – «защитница» или «та, которая защищает»!

– А я и защищаю, предостерегая от ошибок. У меня патологическая потребность защищать, и она тоже начала проявляться с детства. Если кого-то из одноклассников вызывали к директору, то шла вместе с провинившимся, зная, что тогда его простят или я возьму его на поруки. То же происходило и в техникуме. По словам коллег ВМТ, Александр Сергеевич говорил: «Если Эльвира Николаевна в кабинет ведёт студента, который нахватал двоек или что-то натворил, то она уже нашла причину этого проступка и оправдание для него».

– Как Вы относитесь к критике? Она может стать поводом, чтобы прервать отношения с человеком, которого считали другом или хорошим приятелем?

– Постараюсь не вспылить, понять критическое замечание и что стало поводом. И уж точно критика – не повод прерывать отношения, тем более, если ты с уважением относишься к человеку, который её высказал. Я знаю, что у меня есть недостатки, у кого их нет? Признательна тем, кто объясняет, в чём я не права. В результате позитивной  критики каждый получает возможность стать лучше – это неплохо.

– А если что-то неприятное говорят не в глаза, а за спиной?

– Если тебе что-то говорят в спину, значит ты – впереди. Так зачем тратить своё время на оправдания, выяснения отношений – каждый сделал свой выбор.

– За какие черты своего характера можете себя покритиковать?

– За прямоту высказываний: могу быть несдержанна и даже резка. Порой излишне заботлива в стремлении помочь. Как говорит моя подруга Светлана Коваленкер: «Тебе надо догнать каждого и причинить ему добро».

– Занятой человек дорожит свободным временем. Кому и чему его посвящаете?

– Внукам. Они – лучший подарок, который мне могли сделать сын с дочкой. Сын подарил внука Марка, дочь – внучку Катю. Общение с ними – это такой заряд позитивной энергии и желания нести добро, что дух захватывает. Поэтому с внуками провожу основную часть свободного времени. Детям, как и мужу, моего внимания явно недоставало. В общении с внуками оба навёрстываем упущенное с детьми. 

Кроме того, мы – читающая семья. Благодаря любви к книгам, в частности, к поэзии, мы с Володей и познакомились 32 года назад. У нас дома много книг. Правда, у супруга свои любимые авторы, у меня – свои. Очень люблю Екатерину Вильмонт и Татьяну Устинову.

– На что ещё не жалко тратить своё время?

– На воскресную школу при монастыре Иверской Божией Матери, где являюсь завучем. У нас очень талантливые дети, иногда просто поражаюсь глубине их восприятия окружающего мира: есть чему поучиться. И совсем не жалко тратить время на женский клуб: он объединяет столько интересных людей, общение с которыми всегда даёт много полезной информации и позитива. 

– Какие передачи могут задержать у телевизора? 

– Я очень уважаю людей с чувством юмора, и с удовольствием смотрю выступления Яна Арлазорова, Анатолия Трушкина, Лиона Измайлова – они не опускаются до пошлых шуточек. Из современных эстрадных исполнителей очень нравится Стас Пьеха – талантлив, воспитан, интеллигентен. Музыку люблю разную, под настроение –  она помогает восстановить душевное равновесие. 

– Какое событие считаете самым памятным и важным? 

– Их несколько – рождение детей и внуков. Словами не передать тех эмоций, какие испытала в те моменты. Надеюсь, что сын с дочкой ещё порадуют внуками, и чувства восторга и счастья меня ещё ждут впереди.

– От души желаю вам этого.

Фото Ольги Поповой