Физик Дмитрий Доронин покоряет учеников искренностью и доверием

visibility
– Когда бабушка меня в детстве спрашивала: «Дима, ты, наверно, хочешь работать учителем?» Я торопливо отвечал: «Что ты, бабушка! Да никогда в жизни! Дети не будут меня слушаться!

Дмитрий Доронин – победитель регионального этапа конкурса «Учитель года-2020». Преподаёт физику в гимназии №14. Романтик и практик. Молодой человек успел сделать несколько выпусков гимназистов, которые уже закончили вузы и трудятся каждый в своей сфере. Его помнят студенты Выксунского филиала нижегородского политеха (НГТУ имени Алексеева), сотрудники металлургического завода, студенты колледжа имени А.А. Козерадского. Его способности оценили и коллеги во время конкурса «Учитель года-2020». 

– Когда бабушка меня в детстве спрашивала: «Дима, ты, наверно, хочешь работать учителем?» Я торопливо отвечал: «Что ты, бабушка! Да никогда в жизни! Дети не будут меня слушаться!». Знать бы мне тогда, что именно с этой профессией и будет связана моя жизнь, – с этой истории и началась наша беседа с Дмитрием Олеговичем. 

Позади – НГТУ имени Алексеева, магистратура. Предложение поработать в его филиале в Выксе. «Не бойтесь, там будут вечерники», успокаивали его. Первый день. Он вошёл в аудиторию и увидел перед собой взрослых людей, мелькнула мысль: «Им я буду рассказывать о технике, метрологии, о том, с чем они каждый день сталкиваются на заводе? И я пришёл их учить?». Дмитрий внутренне затрепетал. Но на него смотрели доброжелательно и с пониманием. Это были студенты старших курсов. Общий язык был найден. Но это ещё не всё. Он согласился вести физику в колледже, потому что там не хватало преподавателей. И если в институте была взрослая и солидная аудитория, то здесь – подростки! 

– Пришлось на ходу перестраиваться. Изначально думал, что в вузе буду преподавать технические, узкопрофильные дисциплины, а тут плюс – физика, школьный курс! Засел за учебники, а методику пришлось изучать на практике! – вспоминает педагог. 

Он не до конца понимал, как выстраивать отношения с подростками и со взрослыми. 

Но это было только начало, сюрпризы – впереди. Ему было всего 23 года и его принимали за студента. Однажды он вышел из колледжа, и его окликнули ребята: 

– Эй, парень, помоги, машину толкнуть! 

Помог. В другой раз было серьёзнее. Его остановили дежурные (старшекурсники) и не хотели выпускать из здания, приняв за беглеца с занятий. Пришлось показать документ.

«Какие же они маленькие!»

Можно только удивляться, как готовила его судьба, (простите за высокий слог) к высокой миссии.

После того, как он отработал год в колледже, его пригласили преподавать физику в гимназии №14. Задолго до начала учебного года пришёл на новое место работы. Шкафы с лабораторным оборудованием, массой коробок, с непонятным, на тот момент, содержимым. Испытал шок. Долго всё это изучал и пробовал в деле.

– Хорошо помню свой первый урок. Звенит звонок. Вхожу в 8-й «Б». Ребята выстроились около парт, и я вспоминаю бабушку. «Какие они маленькие! Это же совсем дети!». Я преподавал студентам колледжа и студентам, работникам завода. А с этими детьми надо разговаривать на другом языке!

Конечно, всё пошло не по плану. Он называет тему урока, но прежде чем начать объяснение, предлагает вспомнить, что проходили в прошлом году. Тут выясняется, что темы эти не изучены – учитель болел.

– Я понимаю, что вместо того, чтобы объяснять, что такое внутренняя энергия и как она зависит от температуры, мне надо рассказать, что такое энергия вообще! Перестраиваться придётся на полном ходу. 

Он импровизировал, а дети в это время не столько слушали, сколько изучали его, в глазах стоял вопрос: «Что можно ждать от тебя?». Через некоторое время классный руководитель 11 класса, в котором он тоже вёл предмет, сказала ему: «Дмитрий, не будьте столь строги, пожалуйста, они вас испугались!» Испугались? Его? В колледже никто не боялся, скорее, наоборот. 

А потом был опыт, сын ошибок трудных, когда его уроки становились демонстрацией опытов в ущерб теории. Дети – в восторге, но вместо того, чтобы выучить определение, помнят красивую картинку. Потом всё пришло в норму.

«Учитель года-2020»

Когда в гимназии ему предложили участвовать в профессиональном конкурсе, подумал: «А почему бы и нет?». Победил, отправили на областной этап, в котором тоже одержал блистательную победу. То были не совсем традиционные задания. Мастер-классы соискатели успели провести до пандемии на сцене Дома творчества, а остальные проходили в формате онлайн.

– Для регионального этапа подготовил классный час о роли города в Великой Отечественной войне. На интерактивной карте – улицы, названные именами Героев, памятники им, госпитали. Об этих местах рассказывают дети. У этой истории потрясающий финал. Ребята передают гвоздики из «экрана» от одного другому, и на следующем кадре я возлагаю букет к Вечному огню на площади Октябрьской революции. Работа проделана огромная, много по ходу переснимали, переделывали. Огромное спасибо администрации гимназии за помощь. Финал областного конкурса проходил в формате большой видеотрансляции. По очереди показывали видеоуроки, и в это же время авторам шли комментарии.

– Это было здорово, мне писали бывшие одноклассники, мои выпускники и родственники. Это огромная волна держала и несла. Помню тот момент, когда объявили результаты. Называют моё имя, я чувствую, что лицо у меня расплывается в улыбке, и я не могу ничего с этим поделать! Совершенно не контролирую свою мимику!



Дмитрий-Доронин.jpg

Классный час в неформальной обстановке


Об уроке на заводе

Участвовать в федеральном этапе не смог: свалил ковид. Огорчение, конечно, было, но его затмило участие в проект «Уроки на заводе» благотворительного фонда «ОМК-Участие». 

Вместе с учителем математики Светланой Зайцевой разработали конспект урока так, чтобы его провёл любой педагог и с любым классом. Готовились долго, потому что урок и завод – вещи далёкие друг от друга. Тема: какие силы действуют на заготовку на стане-5000 с точки зрения физики и как изменяется размер заготовки с точки зрения геометрии. Всё это – в условиях самого современного цеха. У тех, кто присутствовал на занятии, были планшеты, где была расписана последовательность их действий. Экипированы они были тоже соответственно: каски, наушники, спецовка. 

Спасибо заводчанам, экспертам музея-заповедника «Царицыно» за постоянную методическую помощь при подготовке урока, сотрудникам металлургического завода – за подробнейшие экскурсии, уточнение всех рабочих тонкостей. Такого занятия в Выксе ещё никогда не было. 

Здесь важно то, что ученикам показали, что физика и математика – это не только информация в рамках кабинета: что-то посчитали, что-то показали, а потом вышли и забыли. В цехе ребята увидели, как знания воплощаются на практике.

О гитаре и о возвращении в юность

Кто бы мог подумать, что увлечение юности – гитара – может совершенно органично вписаться в композицию урока? Дмитрий смог. Опустим детали того, как он ещё в школьные годы влюбился в этот музыкальный инструмент.

Случайно или закономерно, но однажды, когда девятиклассники готовили вечер, на котором должен был выступать ансамбль, заболела гитаристка. Обратились за помощью к учителю физики. Тот с удовольствием согласился. Репетиции со школьным ансамблем переросли в создание собственных песен. Ансамбль живёт, репетиции продолжаются и это важная часть жизни педагога.

– Для меня это уход в юность, в 2006 год, когда я заканчивал школу, и когда там тоже проходили репетиции. Это то, ради чего стоит жить! Секрет в том, что, если ты поймаешь какую-то волну, на которой ты вместе с ними, то возвращение в юность обязательно случится!

Его ученики уже закончили вузы. Это те самые, про которых он тогда, на своём первом уроке сказал: «Они такие маленькие…». Время в школе идёт очень странно. С одной стороны – некая цикличность, а с другой – он не перестаёт удивляться, как и когда его подопечные, которых он водил в класс за руку, стали взрослыми. Такова она, школьная жизнь.

«Считается, что чужие дети растут быстро. А тут и не чужие вовсе, а одновременно растут и медленно, и быстро» – изумлённо подвёл итог Дмитрий Олегович Доронин, влюблённый в детей, профессию, школу и... гитару.

Фото из архива героя статьи