В этом году в городском конкурсе «Учитель года» победу одержала преподаватель русского языка и литературы средней школы №3 Светлана Проняева. Сегодня она наш гость.
– Добрый день, Светлана Николаевна. Рада Вашей победе, поздравляю. Для разминки, как филолог филологу, скажите, кто Ваш любимый литературный герой?
– Евгений Базаров из романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Считаю его одним из самых ярких и сильных личностей в русской литературе XIX века.
– При нынешней загруженности педагогов в школе находите ли Вы время для чтения? Какую литературу предпочитаете?
– Читаю постоянно, несмотря ни на что. Чаще всего классику. Из современных авторов предпочитаю Януша Вишневского. День, прожитый без книги, считаю потерянным.
– Видно, так устроен этот мир, что в юности на выбор будущей профессии большое влияние оказывает любимый учитель. Особенно это касается учителей литературы. Скажите, не так ли было с Вами?
– Вы угадали! Так и было. В старших классах литературу и русский язык преподавала одна из лучших учителей-словесников Вера Михайловна Павлова. Да, это сильный и требовательный педагог. Многому у неё научилась. Всегда мечтала быть хоть в чём-то похожей на неё. Когда у нас в институте распределяли, где будем проходить педагогическую практику, то я, нисколько не сомневаясь, выбрала родную школу, и моим куратором была именно Вера Михайловна.
– А в чём сила и красота её уроков?
– Могу уверенно сказать, что каждое занятие – шедевр. Сейчас-то понимаю, что за этими шедеврами стоит колоссальный, титанический труд и огромная любовь к предмету, литературе и детям. Каждый рассказ, повесть, роман или стихотворение она рассматривает с разных сторон. И самое главное, по её мнению, то, что ученики должны вынести из произведения жизненные и нравственные уроки. Литература – единственный предмет, с помощью которого идёт формирование личности.
– Так у неё дар педагога?
– Дар. Багаж знаний у неё – огромен! Любовь к предмету – колоссальна.
– Вы окончили Рязанский педагогический институт им. Сергея Есенина. Вот ведь повезло: любителю словесности учиться в есенинских местах.
– И мы, будучи студентами, несколько раз выезжали в Константиново, на родину поэта. Впечатления незабываемые… Когда приезжаешь в места, где он жил и творил, его творчество становится и ближе, и объёмнее.
– Дети сегодня читают мало. Как Вы развиваете у них интерес к чтению? Да и сами занятия должны наверное, проходить иначе?
– Цели урока остались прежними: на основе произведений литературы учить жизни и воспитывать личность. А формы – изменились. Это может быть урок-игра, урок-концерт, урок-презентация. И при этом важно, чтобы ученик прочитал изучаемое произведение, а не остановился на его экранизации.
Старшеклассники любят диспуты. Мы много спорим, изучая «Преступление и наказание» Достоевского, «Войну и мир» Толстого. И темы затрагиваются при этом самые неожиданные, они невольно всплывают из знания текста. Сравнивают Наташу Ростову и Элен Курагину. Предпочтения на стороне Наташи. Когда проходим Достоевского, всегда возникают вопросы о вере. Ребята всерьёз размышляют о вечном и преходящем, о земном и духовном.
– Сейчас на уроках литературы вновь пишут сочинения… Отношение учеников к ним?
– Нравится. Они выступают в роли критиков, высказывают свои мнения и свою позицию. Аргументированно отстаивают их. Главное же в том, что мы постепенно уходим от натаскивания, приучаем мыслить самостоятельно. И всё больше учеников выбирают литературу как экзамен по выбору. Грамотнее стали писать сочинения в качестве обязательного экзамена. Вот в декабре было пробное, допуск получили все.
– Выпускница прошлого года Лилия Макарова сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. Это Ваша ученица.
– То был мой первый выпуск. Придя после института, приняла пятиклассников и вела их семь лет до выпуска. Сжилась и свыклась с ними. Каждый стал родным и каждый мне дорог. Умные и дружные дети были. Кстати, Лиля Макарова блестяще поступила в МГИМО. Горжусь своими выпускниками.
«Я верю в своих учеников, верю в то, что из них вырастут настоящие люди»
– Скажите, какое самое трудное решение, которое Вам пришлось принимать?
– Уехать учиться из города в 17 лет. Все пять лет обучения в университете сильно тосковала по дому и близким. Я домашний человек. Для меня это было, действительно, испытанием, настолько я люблю свой город и не мыслю жизни без него
– Какие качества цените в людях, а какие не приемлете никогда?
– Ценю в людях отзывчивость, порядочность, искренность, честность. И не приемлю такие пороки как зависть и алчность, по-моему, это самые худшие черты характера, которые делают человека жалким рабом.
– Какую музыку слушаете в машине?
– Своё любимое Love-радио.
– Как Вы относитесь к сегодняшней системе образования, и что, по Вашему мнению, стоило бы изменить в ней?
– С одной стороны, она меня устраивает, а с другой – не всё здесь так хорошо. Положительные моменты в том, что сейчас прогрессируют инновационные технологии в обучении школьников – это интересно как детям, так и педагогам. Отрицательные – рабочие программы по учебным дисциплинам слишком объёмны, следовательно, сложны, поэтому ученикам их трудно одолеть.
Что хотела бы изменить? Начиная со среднего звена, организовала бы профильные классы. Например, у ребёнка гуманитарный склад ума и ему легко даются языки. Почему он должен тратить годы учёбы на точные дисциплины, которые он осваивает с трудом? И напротив, если у ребёнка математические способности, тогда нужно, начиная с пятого класса, заниматься точными науками, развивать и углублять знания по предмету. Таким образом, повысится процент качества знаний, и, что важно, учащийся будет достойным конкурентом в олимпиадах, конкурсах по своим дисциплинам.
– Каких качеств характера Вам не хватает?
– Считаю, не хватает твёрдости, бываю слишком мягкой и доброй, что не всегда положительно влияет на достижение целей.
– Филологам свойственно увлечение историей и философией. Наверняка у Вас есть философ, чьи идеи Вам импонируют и чьи взгляды близки.
– Да, есть. Философ Иван Ильин, труды которого прочитала ещё в институте. Особенно запомнилась такая его фраза: «Человеку недостойно пребывать в беспомощности и пассивности, предаваясь своей непонятной судьбе с покорностью младенца. Человек должен разуметь свои ошибки и заблуждения, свободно судить их, а не предаваться изжитому психозу… Человек призван овладевать своей душою и её слабостями, освобождать себя из состояния духовной слепоты и творчески слагать свою новую судьбу перед лицом Божиим.
Трагические события истории, смуты и бедствия посылаются нам для того, чтобы мы одумались и сосредоточились на самом жизненно-существенном, чтобы мы вспомнили о нашей творческой свободе и отыскали в самих себе нашу собственную духовную глубину, с тем, чтобы из неё повести наше обновление – свободно, мужественно и активно».
– Победив в конкурсе «Учитель года», считаете ли Вы, что это вершина и можно почивать на лаврах?
– Ни в коем случае! не в моих правилах успокаиваться на достигнутом. Мой девиз по жизни: «И нет финиша, есть новый старт». Только в пути, в покорении новых вершин и в познании неизведанного состоит смысл бытия. У меня всё ещё впереди. Я верю в своих учеников, верю в то, что из них вырастут настоящие люди.
Фото Ольги Поповой