Инженер – это главная фигура на производстве

account_circle
visibility
Считает консультант управляющего директора ОАО «ВМЗ» по техническим вопросам Борис Фёдорович Антипов

Уж кто-кто, а этот человек знает, что говорит, давая такую оценку значимости настоящего инженера, а не просто обладателя диплома о высшем образовании. У выпускника МИСиС суровой послевоенной поры Бориса Антипова трудовой стаж инженера составляет 60 с лишним лет.

Несмотря на возраст, он и сейчас остаётся ярким представителем этой профессии мыслителей и изобретателей. Новых идей в голове много, щедро делится ими с руководителями компании и завода, которому отдано столько сил и энергии, что между ВМЗ и Антиповым вполне уместно поставить знак равенства – настолько значима роль каждого в судьбе друг друга. Заслуги Бориса Фёдоровича в развитии металлургической промышленности, его многолетний и добросовестный труд отмечены несколькими высокими правительственными наградами – орденами Трудового Красного Знамени и  Почёта, медалями за доблестный труд, присвоением звания почётный металлург СССР и заслуженный металлург РСФСР. Он лауреат двух премий: Государственной и Совета министров, удостоен серебряной медали фонда им. Братьев Баташёвых. 

– Борис Фёдорович, что особенно ярко помнится из детства и юности? Где они проходили?

– Родился я в Москве, а вот мой отец Фёдор Николаевич – коренной выксунец, работал станочником в механической мастерской на металлургическом заводе. Дед Николай Иванович был мастером на Верхне-Выксунском заводе и главой большого семейства – у моего отца было тринадцать братьев и сестёр. Рассказывали, что мой прадед Иван, живший в Велетьме, отличался отменным здоровьем и силой. Когда в семье сына было очередное пополнение, то прадед, невзирая на время суток и погоду, шёл в Выксу. Была у него и одна особенность – если выпивал, то его буйный нрав можно было смирить, лишь связав покрепче вожжами, чтобы беды какой не вышло.

Отец был комсомольским лидером, дружил с Сергеем Салтановым – руководителем комсомольской организации. Когда Салтанова перевели в Москву вторым секретарём ЦК ВЛКСМ, то он поспособствовал и переезду отца, который стал работать в ВЦСПС вместе с Н.М. Шверником. Жили на площади Ногина, в этом доме потом располагалось Министерство чёрной металлургии. Как видите, меня с металлургией многое связывает.

Мама, Ирина Робертовна Дунаевская, тоже была комсомольской активисткой и тоже из большой семьи – девять детей. Её родной брат Семён Дунаевский был народным комиссаром финансов Северо-Кавказской республики. Это он стал прототипом героя фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», который готовил эшелон с золотом. В основе сценария – реальные факты.

Мои родители были настолько увлечены общественно-политической работой, что я, можно сказать, чудом появился на свет. А яркое воспоминание детства: меня катают по двору на машине. Это был лимузин Шверника, а я машины очень любил.

Отца направили в Семипалатинск, парторгом ЦК на крупнейший в стране мясоперерабатывающий комбинат. А вскоре – 1936 год, репрессии. Сергея Салтанова расстреляли. Отец понимал, что за ним тоже придут, не хотел, чтобы арест произошёл на глазах маленького сына и жены, поэтому отправил нас с мамой в Выксу. Его действительно взяли, но через полтора года полностью реабилитировали. Однако маме довелось сполна хлебнуть бед как жене «врага народа» – на работу никуда не принимали, ей не доверяли, хотя она была членом партии с 1918 года. Мы поселились в пер. Щорса, в доме деда. Вокруг – такая красота, распахнёшь калитку – пруд. Жили очень скромно. Ходил в школу, сначала №5, потом №3. Увлекался футболом, умел за себя постоять, если что.

После реабилитации отец вернулся в Выксу, его назначили директором сектора общепита. Проработал недолго – началась война, в числе первых ушёл на фронт. Был комиссаром, замполитом полка, мог остаться в тылу после тяжёлого ранения, но предпочёл передовую и в 1943 году погиб под Вязьмой.

Случайно узнал, что отец мечтал, чтобы я окончил десятилетку, и это стало для меня наказом. Решил, что не только школу, но и институт окончу. Успешно выдержал вступительные экзамены в Московский институт стали и сплавов, выбрал специальность: обработка металлов давлением. Во время учёбы предлагали практику проходить на ВМЗ, а я отказывался – хотел побольше увидеть и узнать о металлургическом производстве в разных городах. Побывал в Днепропетровске, Макеевке, Енакиеве, Запорожье, Днепродзержинске, на Магнитке. А ещё учёба в Москве принесла много знакомств с интересными людьми. Позже с кем-то из них наши пути пересекались по работе, так как многие из них занимали руководящие посты.

– По окончании института сами выбрали Выксу или приехали на ВМЗ по направлению?

– Сам попросился, так как здесь жили самые дорогие люди: мама и тётушка, и пришёл мой черёд о них заботиться. А направление мне давали в Николаев на кораблестроительный завод. Жил бы на берегу Чёрного моря.

– Какое первое впечатление произвёл Выксунский завод? Когда началась здесь Ваша трудовая биография?

– Пришёл на ВМЗ в августе 1953 года. Увиденное ввело в шоковое состояние – прошлый век, отсталое производство. Меня назначили дублёром мастера в мелкосортный цех. Пару месяцев присматривался, как работают опытные мастера. Моя первая рабочая смена уже как мастера была очень тяжёлой – произошёл несчастный случай, валок сломался, но, как говорят: плохое начало – хороший конец. Через несколько месяцев наша смена вышла в лидеры. Затем назначили зам. начальника цеха вместо перешедшего в техотдел П.М. Луговских. Когда начальника цеха А.П. Калинцева направили руководить колхозом (была такая установка партии) и руководство цехом поручили мне, воспользовался предоставленной возможностью провести здесь глобальную реконструкцию. Установили в цехе мощную клеть «650», двухрядную очень экономичную печь с испарительным охлаждением, увеличили вес слитка и
т. д., постарались максимально механизировать труд, расширить производство. Цех в то время увеличил объём выпуска продукции в три раза, стал единственным в Поволжье цехом коммунистического труда. У нас был замечательный коллектив, с которым можно было «горы свернуть». В проведении модернизации и реконструкции мне очень помогали многие специалисты, но особая благодарность зам. начальника цеха Б.К. Гельцу и старшему мастеру М.П. Живилову. В тот момент их поддержка была очень важна.

– Вы были в числе инициаторов по созданию других производств на предприятии, его расширению? Какие из них особенно значимы для Вас?

– Трудно выделить. За строительством каждого нового цеха: порошкового, колёсопрокатного, трубоэлектросварочных №№ 3, 4, 5 – упорная работа. Когда работал главным инженером ВМЗ, то весь завод «перевёл» на широкую железнодорожную колею, что дало возможность использовать 60-тонные вагоны (были 10 т). Модернизировали складское хозяйство: расширили площади, установили электромостовые краны. В цехах сделали испарительное охлаждение на печах, и вторичные энергоресурсы составили 60% потребляемого тепла. Мелкие котельные заменили на крупные, построили кислородно-компрессорный цех, порошковый, который начался с экспериментального участка. Через полтора года, как меня назначили главным инженером, завод стал рентабельным. Приходилось не раз ездить в секретариат ЦК КПСС, Госплан, Министерство чёрной металлургии, чтобы пробить развитие завода, а с ним и города.

Большую пользу принесло то, что настоял, чтобы центральный Гипромез в доклад для правительства по развитию металлургии в центре европейской части страны включил и Выксу. Во время разговора с главным инженером Гипромеза аргументировал своё предложение так: в городе старейший металлургический завод с отличными кадрами, замечательный металлургический техникум для подготовки специалистов, есть и большой железнодорожный узел – Навашино, река Ока. Убедил – включили Выксу в этот важный документ, а впоследствии, когда мы стали пробивать поставку нового оборудования для завода, получили «добро» на строительство колёсопрокатного цеха. Но прежде чем начать его возведение, надо было создать мощную строительную организацию – так появился трест №10. Со строительством КПЦ в городе появились не только рабочие места, но и новые жилые микрорайоны, учреждения соцкультбыта. По сути, мы вдохнули в город вторую жизнь, и он начал расцветать на глазах. А когда ВМЗ вошёл в ОМК, то благодаря руководству компании во главе с А.М. Седых начался новый виток их развития.

– Вы столько лет (с 1964-го по 2003 год) проработали главным инженером, техническим директором – первым заместителем генерального, а не хотелось стать руководителем предприятия?

– Если бы хотел, то стал бы. Для этого было много возможностей – шесть раз предлагали возглавить завод, в том числе ВМЗ, ДРО, Кулебакский, Горьковский металлургический и т. д. Но я отказывался, считая, что нахожусь на своём месте. Директор отвечает за все общие вопросы, а мне интересен сам производственно-технический процесс.

– Внедрение чего-то нового всегда сопричастно с риском. Вы не боялись на него идти, получить отрицательный результат?

– Риск должен быть обоснованным и тщательно просчитанным. Для этого и нужны теоретические знания, практический опыт и смелость, чтобы взять на себя ответственность. У меня более 80 изобретений и большинство из них воплощены в жизнь.

– Если бы была такая возможность, то что-то изменили бы в своей жизни?

– Ничего менять не стал бы. Профессия, которую выбрал, мне и сейчас интересна. Благодаря работе, жизнь полна яркими событиями и встречами с интересными людьми. Сейчас, конечно, её ритм не тот, что раньше – годы берут своё. Но в голове много идей, которые могут быть полезны заводу и компании, надо постараться их реализовать, поэтому и продолжаю работать.

 

Татьяна Щукина. Фото предоставлено пресс-службой ВМЗ