– Предваряя ваше раздражение, сразу же хочу принести свои извинения, – сказал Владимир Якунин входя в конференц-зал центрального офиса РЖД в Москве. На встречу с журналистами (победителями IV межрегионального конкурса журналистов «Я люблю Россию») он опоздал почти на час. – Я точно не с девушками отдыхал. Это меня извиняет. Было очень серьёзное совещание с руководителями железных дорог, созванное по моей инициативе. Обсуждали собственные ошибки и недостатки, что всегда значительно сложнее, чем найти достоинства, и это потребовало дополнительного времени. Ещё хочу извиниться за то, что не успел подготовиться к встрече с вами, так что если не смогу ответить на какие-нибудь вопросы, не обессудьте, буду отвечать по памяти. Как видите, никаких цифр, бумаг, докладов у меня с собой нет.
Надо сказать, память Владимира Ивановича не подвела ни разу, несмотря на то, что мы, журналисты, задавали вполне конкретные вопросы по своим регионам. А съехались победители конкурса из разных мест нашей Родины: Рязани, Калининграда, Воткинска, Выксы, Махачкалы, Севастополя, Иркутска, даже с Сахалина. Пресс-конференция получилась насыщенной. Итак, читайте, о чём же мы беседовали с Владимиром Якуниным.
Владимир Иванович, российские железные дороги уже почти два века традиционно играют стратегическую роль в формировании геополитического пространства в России. В связи с разработанной концепцией развития железнодорожного транспорта до 2030 года, насколько оптимистично развитие вашей отрасли и, соответственно, страны в целом?
– Вы совершенно правильно связываете оптимизм в отношении развития железнодорожного транспорта с перспективами развития экономики и социальной сферы России. Эти вещи неразрывны. Хотя мы сами и не производим продукцию, мы оказываем услуги по перевозке грузов и пассажиров. Если экономика будет развиваться благоприятно, будет расти благополучие наших граждан, если мы будем сознательно выбирать ориентиры своего пути, то значит, у железнодорожников точно будет работа.
С точки зрения программы развития до 2030 года, мы многое предвидели правильно. Но уже сейчас могу сказать, что кое-что просто не могли предусмотреть. Например, произошло довольно резкое изменение в направлении адресации грузов. Сейчас большой поток идёт на Дальний Восток, чего раньше не было. До нас закрыли 134 станции, потому что не нужны были, не везли грузы в том направлении. А сейчас не хватает пропускных способностей и провозных возможностей…
На сегодня дефицит, точнее, отставание по Стратегии развития железнодорожного транспорта – 400 млрд рублей. Это неизбежно скажется на километрах новых путей, на сотнях километров путей отремонтированных. Сейчас по пропущенному тоннажу порядка 20 тысяч километров (это одна четвёртая часть!) уже подлежат ремонту. Сложное положение и в области тяглового подвижного состава из-за того, что много денег тратится на эксплуатационные расходы. А иначе нельзя: локомотивы – старые, электрички – старые.
Мы создали совместные предприятия с Siemens, Alston. В следующем году впервые в России появится локомотив ЭП-20. Это электровоз с синхронным приводом, он работает на двух видах топлива, а также на постоянном и переменном токе. У нас таких не было никогда. Точно так же, как за Уральский хребет мы никогда не перегоняли поезда весом свыше 6000 тонн. Теперь сможем! «Граниту» это под силу.
Так что я с оптимизмом смотрю в будущее развития Российских железных дорог. Вообще, я – клинический оптимист. Если бы я таким не был, то не смог бы выполнять всё, что мне поручено. Меланхолики и флегматики здесь просто бы не выжили.
На перспективы развития России я тоже смотрю оптимистично. Правда, считаю, что нужна серьёзная коррекция экономических подходов с точки зрения стратегии развития экономики. Я уверен, что нам на деле, а не на словах при выработке планов, формировании прогнозов, принятии законов нужно ориентироваться на позиции профессиональных сообществ, общественных организаций, созданных по профессиональному признаку. Потому что это единственный способ разумного взаимодействия власти и общества. Митинги – это ведь не способ управления государством. Это способ высказывания власти своих взглядов, это демонстрация своих претензий.
Вы сейчас говорили о перспективах перевозки грузов. А когда для пассажиров будут созданы комфортные условия? Когда замените весь парк вагонов?
– Не скоро. Максимум, что может произвести наша промышленность – 900 вагонов в год. Мы способны купить ещё меньше. Для того чтобы перевооружиться такими темпами, нам потребуется 20 лет. Единственный способ – искать инвестиции.
Сегодня Федеральная пассажирская компания выделена в самостоятельную. Мы предложили правительству объективные, подтверждённые цифры по поводу дотаций, которые необходимы, чтобы сектор пассажирских перево-зок был регулируемым. Результат? Минфин при молчаливом согласии Минтранса одним росчерком пера сократил эту сумму на 6 млрд рублей. После такого прибыль нашей компании составит по итогам года несколько десятков миллионов рублей. На эти деньги даже вагон купить нельзя, не говоря уже о замене всего подвижного состава. Решение этой проблемы лежит только в плоскости общественной поддержки и государственного регулирования.
Но ведь не хватает и грузовых вагонов. Например, в Алтайском крае в этом году были нарушены сроки их поставок, поэтому зерно и мука были не вовремя доставлены в другие регионы. Решаема ли эта проблема и не повторится ли такая же ситуация следующим летом?
– Повторится! Проблемы возникнут. Предлагаю журналистам Алтайского края провести расследование и выяснить, сколько за последние 20 лет было построено зернохранилищ и элеваторов в Российской Федерации? Сколько зерновых терминалов возведено в портах России? Отвечу сам: ни одного! Мелкие зернохранилища ещё делаются, крупные – нет. Что получается? Крестьянин собрал зерно. Слава Богу, в Алтайском крае ещё есть возможность отправить его на переработку. Но хранить-то негде. И начинается: караул, немедленно дайте вагоны. Если к решению проблемы сезонных перевозок не будет системного, всестороннего подхода, то РЖД всегда будут оставаться «крайним» звеном.
РЖД – единственная организация, которой разрешено повысить тарифы с нового года, а не с июля, как всем остальным. Воспользуетесь ли вы этой возможностью. Если «да», то на сколько они возрастут?
– Конечно воспользуемся, даже не сомневайтесь. Я уже сказал, что наш дефицит составляет 400 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с годовой инвестиционной программой РЖД. Почему нам единственным разрешили проиндексироваться с нового года? Да потому что нам вместо экономически обоснованного тарифа в 14% дали только 6%. Государство при этом пошло нам навстречу и даёт 40 млрд рублей дотаций. Но что такое 40 млрд? Каждый процент – это 10 млрд. Вот из того что есть и будем формировать расходную часть бюджета и инвестиционную программу. Естественно, приходится вводить ограничения по развитию инфраструктуры, закупке подвижного состава.
Нам, правда, удалось отстоять необходимость покупки пригородного подвижного состава, хотя нам пытались доказать, что мы этого делать не должны. Мол, рыночные отношения – у вас всё само собой получится… Как у нас всё само получается, все, наверное, знаете! Благо живёте не только в Москве.
РЖД не планирует вводить платные переезды, ведь в России уже появились платные дороги и мосты?
– Мы планируем отработать это в Московской области, потому что переезды в одном уровне при наличии скоростного движения – это, конечно, нонсенс. Это отголоски нашей истории, когда делали так, как могли. Сегодня это уже не устраивает никого. Вы не можете себе представить, что чувствует человек, сидя в кабине электропоезда, который идёт по Москве в аэропорт или Московскую область. Я неоднократно сидел в кабине (при этом у меня есть специальная психологическая подготовка), но мне худо от того, что творится. Это игра в русскую рулетку, которая порой заканчивается трагически. А ведь по инструкции машинист должен выйти из кабины и зафиксировать произошедшее.Это зрелище не для слабонервных. Поэтому срочно нужно предпринимать меры, чтобы закрыть переезды в одном уровне. С учётом того, что количество машин возрастает, мы договорились с правительством Московской области о строительстве альтернативных маршрутов. Но для этого нужны деньги. А их нет! Единственный способ – привлечь частные инвестиции. Они придут, если будет понятен срок окупаемости. Попытаемся пока сделать что-то в Московской области. Если получится, тогда будем тиражировать на всю страну. Конечно же, ныне существующие переезды тоже будут функционировать.
РЖД пролонгировало договор о поставке колёс Выксунским металлургическим заводом. Как вы оцениваете перспективы этого сотрудничества?
– Перспективы хорошие. Выкса была одной из первых, кто откликнулся на наши требования по производству жёсткого колеса, срок службы которого в 2-4 раза превышает срок службы, действовавший до этого. Сейчас довели пробег без ремонта до миллиона. Для нас это чрезвычайно важно. Конечно, не бывает без огрехов, но в целом Выксунский завод работает хорошо. Подписание контракта с ним – это осознанный шаг. И если всё в нашей стране будет развиваться в соответствии с декларированными планами, то и экономика будет улучшаться.
Владимир Иванович, кроме того, что Вы являетесь главой РЖД, Вы возглавляете Фонд Андрея Первозванного, в том числе Центр национальной славы. Скажите, какая взаимосвязь существует между этими направлениями?
– Простая. Это я сам. Каким меня воспитывали, таким я и остался. Благодаря этой подготовке я обладаю умением адаптироваться к любой сложной обстановке и действовать максимально эффективно. Для меня неразрывны деятельность РЖД и моя личная ответственность за всё, что происходит. Мне очень импонируют направления работы и уставные цели Фонда Андрея Первозванного. Это сохранение исторических традиций, служение Отечеству, воспитание подрастающего поколения в наших лучших традициях. Мне это по-человечески, по-граждански близко. Оба мои направления работы органично совмещаются, правда, моим детям и жене приходится подстраиваться под график моей жизни, чуть ли не записываясь ко мне на приём. Случается, что встречаемся не чаще раза в неделю.
Наша современная страна отличается от советской России и от перестроечной. Каким Вы видите её будущее?
– Ну и вопросики вы задаёте! Я недавно в блоге получил вопрос: ходили ли вы голосовать и что как политолог думаете о происходящих событиях? Три дня размышлял, как ответить, и только сегодня разместил, можете поинтересоваться.
Рассуждать о будущем страны я могу, основываясь на собственном опыте. Более того, на ваш вопрос вряд ли смогу ответить системно и исчерпывающе, как того бы хотелось. Но для меня совершенно очевидны несколько вещей.
Я глубоко убеждён, что мы сейчас переживаем эпоху очень серьёзной властной трансформации в мире. Это социально-экономическая трансформация. Её началом был развал Советского Союза. Затем последовал раздел Югославии, Чехословакии. Это всё звенья одной цепи. Потом была агрессия против Ирака по совершенно вымышленным основаниям. Но прошу обратить внимание, никто (из тех, кто врал своему народу, а затем врал всему миру) не был привлечён к ответственности. Как последствия – кризис 2008 года, когда всерьёз заговорили о реиндустриализации стран, которые себя относили к постиндустриализационному информационному обществу, которые нас учили следовать законам неоиндустриальной экономики. И уже потом случилась арабская революция. Хотя позже её стали называть арабской весной (потому что у всякой революции должен быть гегемон, а там этого просто нет). Все эти события знаменуют собой колоссальную несправедливость, накопившуюся в мире.
Существование так называемого «золотого миллиарда» возможно было только при условии, когда весь остальной мир работал бы на него, предоставляя природные и людские ресурсы, свои территории для размещения вредных производств. Получается, если в одном месте богатство накапливается, то по закону сообщающихся сосудов, в другом оно обязательно убывает.
Эта возрастающая несправедливость в условиях стремительно развивающихся информационных технологий порождает искажение менталитета, в том числе и в России. У нас тоже достаточно проб-лем, и тоже используются информационные технологии.
Все эти условия заставляют говорить, что мир в муках рождает новую парадигму своего развития. Должны появиться эксперты, которые смогут описать эту парадигму близко к действительности, и тогда мы узнаем, в каком мире живём. (Вспомните Киплинга. Слон узнал, что он слон, только тогда, когда ему об этом сказали.) В чистом виде ни капитализма, ни социализма уже не существует. Эти модели себя уже исчерпали.
В 2012 году Фонду Андрея Первозванного исполнится 20 лет. Назовите самые серьёзные его достижения за это время?
– Фонд дал жизнь нескольким очень важным проектам, которые приобрели российский, а порой и международный масштаб. Это проект «Святость материнства», действующий уже 5 лет. Он подтолк-нул к подписанию закона, который в том числе обязывает иметь в женских консультациях врача-психолога. Программа уже работает в Красноярске, что позволило появиться на свет 600 ребятишкам. Вроде бы мало, но это означает, что 600 женщин не сделали аборт, и соответственно 600 новых россиян появились на свет. И ещё 10 регионов подписали соглашение по работе над этой программой.
Другой проект – «Служение Оте-честву. События и имена» позволяет найти в нашей истории имена по-настоящему великих, незаслуженно забытых людей. Эти люди сделали огромную услугу нашему народу, но о них почему-то не помнят. Вот про Меньшикова, благодаря фильму, все знают, что он продавал пирожки. А про князя Фёдора Головина, который создал первое высшее учебное заведение (школу навигационных и математических наук), ввёл криптографию в России, являлся организатором посольства Петра I, руководил «Тайным приказом», «Аптекарским приказом», «Приказом серебряных и золотых дел», почему-то незаслуженно забыли. После смерти его обязанности поделили между шестью чиновниками, а он справлялся один! Когда мы рассказываем об этом на встречах с курсантами, студентами, школьниками, видим, как они заряжаются позитивной энергией.
Ещё один проекта Фонда – «Мировой общественный форум цивилизаций». В следующем году на Родосе мы будем праздновать его 10-летие. Этот форум посвящён межкультурному, межконфессиональному общению. Он существует как самостоятельная общественная организация со штаб-квартирой в Праге.
Я перечислил только три крупные программы, которые считаю наиболее важными достижениями Фонда. Нельзя не отметить и ещё одно: награждение лауреатов премии «За веру и верность», которая проходит ежегодно 13 декабря в день святого апостола Андрея Первозванного. Мы награждаем удивительных людей, самых достойнейших.
В этом году по инициативе Фонда в Россию привезён Пояс Святой Богородицы. Как это удалось сделать?
– Мои отношения с Афоном развивались довольно долго. Поначалу я посещал только русский Пантелеймонов монастырь. Потом судьбы меня занесла в ряд других греческих монастырей, везде я общался с монахами и настоятелями. Мы уже привозили святые мощи Андрея Первозванного из Пантелеймонова монастыря, мощи Елизаветы Фёдоровны из Иерусалима. Это делалось для «уврачевания ран» нашего общества.
В один из последних приездов я попросил привезти в Россию Пояс Богородицы. И мне не отказали! Удивительно, что они согласились, поскольку процесс переговоров очень сложный. Великий Синод должен принять соответствующее решение, Патриарх Константинопольский должен дать добро, необходимо благословение нашего Патриарха.
Многие просили, но доверили нам, потому что нас знают. Когда мы переносили мощи Елизаветы Фёдоровны, с меня потребовали личную письменную гарантию, что мы эти мощи вернём, поскольку Юрий Лужков (тогда ещё мэр Москвы) усиленно настаивал на том, что их необходимо разместить в Марфо-Мариинской обители. Поэтому, когда привозили Пояс Богородицы, я находился в постоянном напряжении. Мы даже организовали волонтёров из сотрудников вневедомственной охраны, чтобы защищать этот ковчег.
Громадные очереди говорят о том, насколько для людей важно было поклониться этой святыни. Удивительное явление, но в те дни не было ни единого проявления агрессии в 100-тысячных очередях. Это свидетельство того, что наши люди верят в лучшее и хотят этому лучшему служить. Я это трактую только так.
Какие события уходящего 2011 года можете назвать самыми важными? И где сами будете встречать Новый год?
– Жена хочет увезти меня как можно дальше от Москвы, чтобы никто не мог выдернуть на какое-нибудь совещание. И я думаю, что отдамся в руки женской стихии, позволю ей поруководить мною. У неё это не часто получается.
Что касается важнейших событий года. Для меня главное событие, что моему младшему внуку исполнился год, а старший входит в пятёрку лучших учеников.
Для меня чрезвычайно важным является успех программы «Святость материнства», поскольку она нужна всей стране.
Я горжусь тем, что мы в этом году воссоздали производство локомотивов на Урале.
Горжусь и тем, что договорились с французами о покупке части пакета «Трансмашхолдинга». Такого никогда не было.
Я горжусь и тем, что мне дали орден Почётного легиона. Это реальное проявление возможного сближения России и Западной Европы. Много чего интересного в жизни было в этом году.
Я – доволен!
Для справки:
Владимир Иванович Якунин родился 30 июня 1948 года в городе Меленки Владимирской области. В 1972 году окончил Ленинградский механический институт по специальности «инженер-механик». В 1975-1977 годах служил в Вооружённых силах СССР.
В настоящее время является президентом ОАО «Российские железные дороги» (в 2011 году срок его полномочий на этом посту был продлён в третий раз). Является председателем Попечительского совета Центра национальной славы (ЦНСР) и Фонда Андрея Первозванного.
Имеет государственные награды, в том числе медали «За боевые заслуги», орден Почёта (2006) и орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2006). Якунин также награждён рядом наград Русской Православной Церкви.
Женат, у него два сына. Свободно владеет английским языком. С 2010 года ведёт блог в Живом Журнале.
Лиля Фролова. Фото Елены Зориной (газета «Трудовая вахта», г. Воткинск) и из открытых Интернет-источников