Лучше сделать, чем жалеть, что не сделал

account_circle
visibility
Считает начальник центрального территориального управления Ольга Соколова.

«Тополя, тополя, в город мой влюблённые…» – эту песню, очень популярную в 70-ые годы, наша гостья и сейчас с удовольствием напевает за домашними делами или во время обычной вечерней прогулки по родному посёлку Дружба. Он действительно стал родным за 30 лет. Тогда в 1987 году молодая семья педагогов получила здесь квартиру, а помог в этом директор местной школы Иван Сергеевич Артамонов, который очень хотел, чтобы в ней работали молодые учителя, и в штате, наконец-то, появился военрук. 

Итак, давайте знакомиться – сегодня мы пригласили в гости Ольгу Соколову. 

– Ольга Николаевна, как получилось, что любимую работу учителя сменили на иную деятельность и возглавили центральное территориальное управление?

– Я по натуре – человек с активной жизненной позицией, лидер, и это качество проявлялось с детства. В школе и в лагере «Звёздный», куда ездила в каждые летние каникулы, была председателем совета отряда, в институте – старостой группы, а когда пришла на работу в школу №3, выбрали в профсоюзный комитет, поэтому общественная нагрузка была привычным делом и не пугала. 

Но от предложения руководства округа возглавить центральное территориальное управление сначала отказалась, хотя в тот период уже выполняла эту работу на общественных началах, так как меня выбрали председателем общественного совета п. Дружба. В посёлке, можно сказать, было безвластие, накопилось много жилищно-коммунальных проблем и их надо было решать. 

Позвонила Владимиру Викторовичу Беспалову, который отвечал за ЖКХ, чтобы рассказать о наших бедах, он попросил приехать в администрацию. У нас состоялся обстоятельный разговор. Я поняла, что отступать некуда, а он сразу предупредил, что на новой должности мне придётся нелегко, несмотря на большой педагогический опыт, так как работа со взрослыми намного сложнее чем в школе, с детьми, и не следует ждать, что всё сразу получится и все проблемы удастся быстро решить. Надо набраться терпения, расставить приоритеты, создать команду единомышленников из односельчан. Эти советы очень пригодились. До сих пор хожу на работу с удовольствием, а для меня это всегда было и остаётся очень важным.

– Как муж отнёсся к тому, что у жены новая должность, и теперь она ещё больше будет пропадать на работе при такой-то нагрузке? Вы с ним советовались, прежде чем согласиться?

– Конечно, советовалась, у нас в семье принято важные решения обсуждать и принимать сообща. Я была уверена, что Юра поймёт и поддержит меня. Так и произошло. Но близких необходимо беречь, поэтому стараюсь не грузить мужа своими рабочими проблемами, чтобы лишний раз не переживал, не расстраивался.

– Помните свою первую встречу с будущим супругом, где вы познакомились? 

– В студенческом общежитии. Я была стеснительной, но всё-таки преодолела своё смущение и пришла в комнату к знакомому однокурснику, где был единственный на весь этаж телевизор. В тот момент шёл фильм «Тени исчезают в полдень», и мне очень хотелось его посмотреть. Долго не решалась войти, а когда это сделала, то растерялась, увидев, что в комнате «яблоку негде упасть». Хотела ретироваться, но в этот момент кто-то заметил: «А к нам новенькая девушка пришла». И тут из-за спин ребят, сидевших на кровати, незнакомый мне юноша сказал: «Это моя жена». Сама себе удивилась, почему меня эта фраза не смутила. Вот так мы с Юрой первый раз увиделись. Он оказался очень интересным, общительным человеком, с хорошим чувством юмора. Стали встречаться, а когда я училась на втором курсе, мы поженились. 

– Как родители восприняли эту новость?

– Юрины были рады, что сын женился, так как к тому времени ему было 24 года – он в институт поступил после срочной службы в армии. Вот реакции своих родственников, особенно папы, я опасалась и очень надеялась на поддержку мамы. Она на моё сообщение о том, что выхожу замуж, отреагировала словами: «Я так и знала, но как мы отцу об этом скажем? Ладно, я сама с ним поговорю». В общем, мама взяла «удар на себя». Папа побушевал, но я дала слово, что институт обязательно окончу.

– Что, Николай Минович был настолько строгим родителем? 

– Да, этого не отнять, но никогда нас не наказывал, нам достаточно было его строгих слов. Если папа сказал: «В девять вечера должна быть дома», то это не обсуждалось. Я всегда возвращалась вовремя, даже когда повзрослела, и мне исполнилось 18 лет. Также поступали и младшие сестра с братом. Но один раз нам с сестрёнкой всё-таки досталось, когда мы с ней братишку потеряли. Мне тогда было восемь лет, Гале – шесть. Пришли с прогулки домой, что-то оживлённо обсуждаем, и в этот момент мама спрашивает: «А где же Серёжа?» Меня тогда словно током ударило, ведь мы даже не заметили, что братишки рядом нет. Хорошо, что он быстро нашёлся – на велосипеде укатил на другую улицу, откуда его и привела женщина, обратившая внимание на то, что рядом с малышом нет взрослых. Брату было всего два года, и он ещё плохо говорил, но она как-то сумела понять, где живёт маленький велосипедист. 

Мне тот случай стал первым и очень серьёзным уроком. Не потому, что наказали, а просто я отчётливо поняла, что могло случиться с братом из-за моей безответственности. Так что после этого стала настолько заботливой воспитательницей для него, что и соседи этим пользовались – оставляли под моим присмотром своих малышей. Мне очень нравилось с ними заниматься, играть в школу. Вот тогда и решила, что буду учительницей, а чем старше становилась, тем больше укрепилось моё намерение.

– Значит, выбор профессии был осознанным, без давления со стороны родителей. А почему решили стать учителем английского языка и истории?

– Я училась в школе №8, и у нас был замечательный педагог по-английскому Элла Матвеевна Парунова, которая и привила мне любовь к нему. Одноклассники даже подшучивали надо мной: «Сегодня английский учить не будем. Всё равно Ольга за нас ответит». На вступительных экзаменах в Горьковском педагогическом институте на «отлично» сдала и английский язык, и историю. Дальше тоже повезло – попала в сильную группу, где педагоги использовали различные, как сейчас бы сказали, инновационные обучающие методики, поэтому было очень интересно. Жаль только, что мне не довелось преподавать английский – в Дружбинской школе, в которой проработала 26 лет, его не было, поэтому стала учителем истории.

– Что было особенно сложным в работе педагога?

– Пробудить в учениках интерес и любовь к своему предмету, а как классного руководителя – к учёбе в целом. Надеюсь, мне это удалось.

– Был такой отзыв о Вашей педагогической деятельности, который особенно памятен?

– Да, это было в 2010 году, когда после лесных пожаров возили детей на Алтай. В группе 96 ребят разного возраста и за 21 день отдыха в санатории ни у кого из них даже каких-либо пустяковых травм не было. Вот тогда главный врач санатория сказал: «За всю свою жизнь такого профессионализма в работе не видел». Честно скажу: было очень приятно это услышать.

– Про работу всё ясно. Но в жизни женщины ещё важнее роль мамы, или у Вас иное мнение на сей счёт? 

– Нет, женщина полностью раскрывается только, когда становится матерью. И в этом плане я – счастливая женщина. У меня два заботливых сына, замечательная внучка, в которой мы души не чаем. Очень надеюсь, что дети ещё порадуют нас с мужем внуками.

– В вашей семье есть какие-то общие увлечения? 

– Любовь к спорту. Можно сказать, что наши дети выросли в спортзале. Мы с младшим сыном стали победителями в районных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья». А ещё у меня первый разряд по стрельбе, и в школе я была любимой ученицей нашего военрука Леонарда Владимировича Папкова, так как помимо достижений в стрельбе быстрее всех разбирала-собирала автомат, успешно участвовала в игре «Зарница». До недавнего времени с мужем ходили на байдарках по Керженцу и Луху (Ивановская область), несколько раз брали с собой и сыновей. Сейчас два раза в неделю ездим в бассейн и не оставляем идеи ещё раз отправиться в поход на байдарках.

– Желаю Вам, чтобы такой поход состоялся. Вы же по натуре оптимист? 

– Да. Но не согласна с Вольтером, который сказал, что «оптимизм – это страсть говорить, что всё хорошо, а на самом деле всё плохо». Оптимизм – это дарить себе и другим надежду на лучшее.

Фото Ксении Абдулхаковой