«Самое честное мнение – это мнение близкого человека»
Она не коренная выксунка, но в нашем городе её знают многие. Не только по нынешней работе, но и по работе в отделе милиции, ДЦ «Лазурный», деятельности в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Очевидно, что Светлана Владимировна любит детей и искренне стремится помочь подрастающему поколению реализовать себя. А как росла она сама, как выбирала профессию? Давайте узнаем об этом из первых уст.
– Знаю, что Вы родились в Кулебаках. Часто ли бываете в родном городе и каким он Вам запомнился?
– Мой «детский» период жизни можно разделить на два этапа. Когда мне было около года, наша семья переехала в Подмосковье, а назад мы вернулись – я уже пошла в пятый класс. Под Москвой родители работали на заводе, выпускающим военное вооружение. Жили мы в очень молодом, в плане возраста населения, посёлке. Было много друзей, с которыми совместно отдыхали, отмечали праздники. А во времена перестройки родители приняли решение не оставлять бабушку в Кулебаках одну и вернулись в город, чтобы помогать ей. Там я и пошла в пятый класс школы №9. И всё-таки воспоминания детства накладывают определённый отпечаток на восприятие окружающего. Живя недалеко от столицы, мы имели возможность посещать театры, цирки, зоопарки. В Кулебаках мне этой активной культурной жизни не хватало.
– А с чём было связано решение пойти учиться на педагога?
– У меня было два любимых учителя: биологии и математики. Думала и о том, чтобы стать врачом, и о том, чтобы стать педагогом. Любовь к математике победила. Встал выбор: либо одной поехать в Нижний Новгород, но я, девушка скромная, на это не решилась, либо, по примеру старших товарищей, поступить в Лукояновское педагогическое училище. Выбрала последнее. Учебное заведение было небольшое, присутствовала семейная атмосфера, и я всегда с улыбкой вспоминаю тот период, потому что на первых порах адаптироваться к новой жизни очень помогала именно дружба.
– По профессии «педагог» работать довелось?
– Да. После окончания училища я поступила в педагогический институт на заочную форму обучения, что дало мне возможность практиковаться в профессии, работая учителем математики. И до рождения ребёнка я занималась именно педагогической деятельностью.
– У каких классов вели?
– Мне очень повезло: сразу же дали 11-й класс, в котором училось несколько медалистов. Мы друг друга не подвели, ожидания оправдали, и с ребятами, учившимися в том классе, мы иногда видимся.
– Часто школьники, изучая точные науки, вздыхают: «Ну разве ж пригодятся нам все эти формулы, функции во взрослой жизни, чего их запоминать…» Вот Вам знание и понимание математики вне профессиональной сферы пригодились?
– Математика очень сильно развивает логику. Как сказал Ломоносов, приводит ум в порядок. Математическое мышление помогает даже в заполнении каких-то финансовых документов, при ведении собственного бюджета. Мне очень многое дали эти знания. Когда я немного отошла от педагогики ввиду воспитания ребёнка, я очень скучала по математике. И сейчас я не могу с этой наукой расстаться, совмещая работу в Молодёжном центре с преподаванием в вечерней школе.
– У Вас, кажется, вообще очень насыщенная трудовая биография. Одно время Вы даже получили опыт работы в милиции, в отделе по делам несовершеннолетних, так?
– У меня с детства хорошее мнение о милиции, возможно благодаря советским фильмам, и очень в своё время хотелось попробовать себя в роли милиционера, внести вклад в торжество справедливости… Эта работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, трудными, как мы иногда говорим, мне нравилась, я чувствовала её полезность и необходимость. Но маленький сын требовал внимания, примерно раз в две недели приходилось уходить на больничный, а постоянно подводить коллег – это просто некорректно. Тогда я ушла из ПДН.
– Но, наверное, нельзя сказать, что Вы оставили эту сферу деятельности. Так, например, участвуете в социальных патрулях.
– Да, и тот опыт работы, который я получила в милиции, в комиссии по делам несовершеннолетних, помог мне в итоге организовать уже на базе Молодёжного центра профилактическую работу. Мы бесплатно предоставляем помощь психолога, юриста, проводим правовые часы, лектории, инициируем мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, развиваем волонтёрство.
– Решение переехать в Выксу далось Вам легко?
– У меня трагически умер первый муж. И я рада, что в тот трудный момент в моей жизни появился человек, сумевший меня поддержать. Через некоторое время он предложил мне выйти за него замуж и привёз меня в Выксу.
– Нужно было устраиваться на новом месте, искать работу… Как Вас встретила Выкса?
– Для того чтобы устроится в милицию, нужно определённое время – на прохождение комиссий, проверку документов. И тот период, который занимало оформление, я работала в «Лазурном». Дружный педагогический коллектив этого детского центра – первые люди, которые меня встретили в Выксе. А вообще город мне понравился быстрым темпом жизни, своей современностью.
– С 2007 года Вы возглавляете Молодёжный центр. Что в работе Вам нравится больше всего, а какие функции с радостью переложили бы на других?
– Переложить не могу ничего, стараюсь быть в курсе всех дел, потому что это даёт возможность оперативно принимать решения в той или иной ситуации. Приходится, конечно, выполнять какую-то рутинную, бюрократическую работу, но без неё не обойтись. Самые радостные моменты – знакомство и общение с новыми людьми, интересные командировки, постоянное развитие.
– Вы постоянно находитесь в контакте с современной молодёжью. Что хорошего (или плохого) Вы можете сказать о ней?
– У нас идейная молодёжь, и хорошо, что ей хватает сил реализовывать свои идеи, в том числе с нашей помощью. Плохого… Современные соблазны берут своё, как и информационная вседозволенность отражается на подростках, их отношении друг к другу и к миру.
– То есть Вы – за ограничение детей в пользовании Интернетом?
– Да, потому что существует масса технологий для того, чтобы вовлекать подростка в не совсем положительные вещи. А также – у ребёнка не должно быть желания отсидеть кое-как уроки и сразу бежать за компьютер. Нормальный интерес: учиться на пятёрки, планировать, чем заняться в будущем, в какой институт поступить. Мне, кажется, наше поколение в более раннем возрасте начинало задумываться о таких вещах, до старших классов, когда уже и педагоги, и родители стараются помочь определиться с профессией.
– Раньше повзрослели?
– Конечно. Ведь мы застали время, когда родителям не выплачивали зарплату, когда в магазинах отоваривались по талонам. Естественно, что и нам приходилось жёстко экономить, ограничивать себя. Это дало определённый опыт в жизни, понимание настоящих ценностей. Чему мы теперь учим своих детей? Что богатство должно быть прежде всего духовным, а не материальным.
– Когда осознали, что Вы – взрослый, сформировавшийся человек?
– Это случилось в пятом классе. В новой школе нужно было налаживать связи, в чём чувствовалось некое личностное становление. Я по сути была такой скромной хорошисткой с белыми бантиками. И когда меня представляли классу, никто же не говорил: «Ребята, вы должны её полюбить». Побороться за себя и своё мнение пришлось, потому что класс оказался не самым сплочённым и дружным, так что я в основном общалась со сверстниками, учившимися параллельно. Но именно тогда я осознала в полной мере, что несу ответственность за свои поступки, и что поступки имеют последствия, как хорошие, так и плохие.
– Вы сами много времени проводите в Интернете?
– В основном пользуюсь им только по рабочим вопросам, тем более, что много документации приходит в электронном виде. И к вечеру я уже очень устаю от компьютера, предпочитаю отдыхать за чтением книги.
– Что читаете?
– Сейчас в основном не сюжетную, а биографическую литературу. Из последнего – о жизни Анны Герман. А сюжетную литературу чаще всего читаю в отпуске, когда могу позволить себе часами не отрываться от книги.
– Ваш сын учится в музыкальной школе. Ходили сами в какие-то секции, творческие кружи?
– Я закончила художественную школу, хотя думала и о поступлении в музыкальную, но изобразительное искусство показалось мне ближе. Егор сам изъявил желание пойти в музыкальную школу. На одном из мероприятий услышал исполняемую вживую на пианино композицию и сказал: «Хочу уметь так же!». Сдали экзамены, и нас приняли. Я иногда его провоцирую: «Устал, наверное, уже заниматься, давай не будешь больше ходить?». Он сразу: «Нет, не устал, мне всё нравится».
– Одно из Ваших увлечений – путешествия. Какие города Вас покорили?
– Наша семья – поклонники внутреннего туризма, и мы даже нашли себе друзей-единомышленников. Выбираем прежде всего близлежащие города – Нижний Новгород, Муром, Владимир, Суздаль, а также Москву, где у нас живёт бабушка. Отдых в столице всегда получается насыщенным. Кстати, одно из самых ярких детских воспоминаний у меня связано с вступлением в пионеры. Нас в организацию принимали в музее В.И. Ленина, мы стояли как раз на фоне карты, где красными огонёчками светились республики, выбравшие путь коммунизма. После торжественной части для нас организовали и культурную: в театре им. Пушкина шёл спектакль «Аленький цветочек». Пробок в городе не было, но наша группа сумела опоздать на его начало, так что спокойно мы расселись уже после антракта. А в прошлом году бабушка подарила нам билеты на «Аленький цветочек» в театр им. Пушкина и получилось, что именно на те места, на которых я и мои друзья сидели в день принятия в пионеры. Вот так, уже со своим сыном, я смогла посмотреть тот памятный спектакль от начала и до конца. Если говорить о странах, которые удалось посетить, – Белоруссия, Украина, Абхазия и недавно Франция.
– На отпуск стараетесь планировать туристические поездки, на выходные – выезды на природу летом, лыжные прогулки зимой, а ежедневно, помимо чтения книг, как отдыхаете?
– Лучший отдых – общение с ребёнком. Тем более, что у нас есть семейная традиция: собираясь вечером вместе, рассказывать друг другу о том, как провели день. Сын тоже делится своими переживаниями и достижениями. И когда я иду домой, зная, что сейчас мы пообщаемся с Егором, у меня сразу поднимается настроение. Я считаю, что даже занятия музыкой у нас можно воспринимать как отдых: ребёнок готовится, играет гаммы, а я в это время сижу рядом, слушаю.
– Какие качества Вы искали и нашли в своей второй половине, каким должен быть мужчина?
– Для меня самое главное – понимание. Я могу быть на каких-то мероприятиях, в командировках, но знаю, что муж меня поймёт, ребёнок будет сыт, накормлен и одет по погоде, под присмотром. И по поводу какого-то семейного быта вопросов не возникнет. И муж может помочь решить любую проблему, дать совет, исходя из своего жизненного опыта. В целом мужчина должен быть по отношению к женщине заботлив и внимателен. Конечно, и критика иногда нужна, потому что честнее, чем близкий человек, никто не скажет. И мне иногда говорят: «Здесь ты была слишком строга, можно и помягче…»
– Я так понимаю, не Вы всегда главный по семейной кухне?
– Нет, в семье я не занимаю позицию лидера. Считаю, что главой семьи должен быть мужчина, и хотя решения принимаются в основном коллегиально, супруг – это несомненный авторитет.
– Главные составляющие Вашего счастья?
– Семейное благополучие. Счастье – это удовольствие и от работы, и от общения с близкими людьми, здоровье близких. А возникающие периодически проблемы нужны для того, чтобы держать нас в тонусе, чтобы жизнь была интереснее.
Фото из семейного архива Светланы Рудевич