– Надежда, расскажи, как тебе удалось сделать такой умопомрачительный скачок? В чём секрет?
– Секретов никаких нет. Есть цель, желание работать и любовь к мультипликации.
– Я помню, что в детстве вы с сестрой Ниной рисовали постоянно и везде. Придумывали сказочных героев, диковинных
существ.
– Это всё из семьи! Мои родители по образованию архитекторы. Учились вместе в Академии художеств Санкт-Петербурга. Приехали в Выксу. Папа стал архитектором города, а мама пошла в культуру. Открыла художественную студию в Центральной детской библиотеке для обучения дошкольников живописи и рисованию.
– Это было нестандартное обучение: вас сразу, как котят, бросили в стихию и сказали: рисуйте что придумаете!
– Именно так! Но мы-то дома с мамой всегда рисовали, клеили, лепили, используя всё, что под рукой окажется! Нам не возбранялось и на обоях «творить». Студия была продолжением домашних упражнений. Я недавно нашла свои рисунки и картины (а мы рисовали на больших листах бумаги) и поразилась детской фантазии! Мы «творили» не просто так, а посылали работы на конкурсы, которых тогда было великое множество! И в области, и во всероссийском масштабе.
Помню свою акварельную работу – с церковью и очень красивым небом – широкими мазками ярчайших красок. Когда в Выксу приезжала группа американцев, они пришли к нам в студию, восторгались нашими работами и… почти все их увезли! Мы по простоте детской даже не узнали, в какие города уехали наши шедевры.
– В художественной школе ты не училась. Почему?
– Меня дважды туда определяли родители, но мне было скучно и неинтересно. И тогда мудрые родители спросили: «А что ты хочешь?» – «Хочу быть адвокатом». Поступила в институт на юридический. Но скоро поняла, что это не совсем моё. Значит – архитектурно-строительный. Заочное отделение. Через два года забрала документы. Не моё. Ох, как расстроился тогда папа!
– И что потом?
– Стали мы с мамой искать (уже в Интернете) курсы по… мультипликации. С детства нравились мультики и процесс их создания. Да я и сама пыталась изображать разные истории в картинках. Огромные стопки картинок! Нашли объявление о наборе на обучение художников-аниматоров в колледж при ВГИКе. Поехала. Поступила. Это было счастливое время!
Мы большую часть времени проводили во ВГИКе, а не в колледже. Работали в библиотеке института, в студиях, посещали все мероприятия. Участвовали в международных студенческих фестивалях, в мастер-классах. Была на мастер-классе Эльдара Рязанова, Евгения Миронова. Встречались с мультипликаторами-режиссёрами: Норштейном, Назаровым, Шварцманом, пили чай с пирожками. Люди они демократичные и общительные. Разговаривали с ними, заряжались их оптимизмом и жизнерадостностью, устремлённостью в будущее. Были и походы по выставкам, обсуждения и споры. Дипломную работу делала по кукольной анимации. Я стала первой, кто дерзнул на это. Кукол мне изготавливали по моим эскизам профессиональные специалисты. Декорации делала сама. Это было захватывающее занятие! Порой работала в студии до 10 вечера.
До меня кукольные дипломы никто не снимал. Защитилась на отлично. Но пока занималась дипломом, профессию художника-мультипликатора так и не внесли в реестр, и поэтому по диплому мы – художники театра. Поехала в Питер, всё-таки город, где учились родители. Почти родной. Пришла на студию мультипликации «Мельница». Сказала, что хочу быть художником «по персонажам и фонам». А мне в ответ, мол, поработай два года стажёром, на черновой прорисовке. Немного поработала, поняла, что не выдержу. Условия – никакие, зарплата нищенская, стимулов – ноль.
– Тогда ты пошла в свободные художники…
– Да. Много рисовала в графике и акварели, искала свой стиль. Начинала писать маслом. Участвовала в конкурсах. Устраивала персональные выставки. Три года работала на студии детских настольных игр. Приехала в Выксу. Устроилась в детский Дом культуры «Радуга» и в Борковский Дом творчества. Но мультипликацию не оставляла. И, как всегда, пришло это долгожданное «вдруг».
В Инстаграме появилось объявление о конкуре мультфильмов при поддержке «Союзмультфильма». Сроки – ограниченные. Успела составить заявку и отослать. На работу – неделя! С нуля! Сценарий написала. Вместе с детьми придумывали и рисовали персонажей. Вот где было творчество! За ночь смонтировала. Фильм отправлен. Он стал победителем в номинации «Лучший сценарий». Вот это была победа! Моя «Фея Лея» (так называется фильм) вернула меня в мультипликацию! Я нашла свой стиль как художник.
Вдохновившись, принялась делать авторское кино. «Облака» стали моим дебютным фильмом. Над ним работала два месяца. Сценарий, режиссура и озвучка – всё сама. Моя героиня Варя – маленькая девочка, а потому мне надо было и рисунки делать как ребёнок. Рисовала левой рукой. Говорила детским голосом. Готовый фильм отправила на разные фестивали, в разные города. А потом за него ловила победы. Самые яркие – в королевстве Бутан в Азии, в Испании (Барселона), Казани. Испанцы, в свою очередь, отобрали его на Каннский фестиваль короткометражных фильмов. Участвовали большие студии, а я – с дебютом. От России – «Союзмультфильм» и я.
– Попасть на фестиваль такого уровня – уже победа!
– Да, кстати, вышел каталог участников фестиваля. На 57-й странице – мой мультик «Облака».
– К 800-летию Нижнего Новгорода ты сделала фильм «Путешествие к другу».
– Очень большая и кропотливая работа. Изучала историю Нижнего, читала издания по режиссуре. Писала и переписывала сценарий. Увязла в материале. Пришлось сокращать. Успела выложить его к
21 августа. За час до концерта. Но мой труд не пропал, и я отослала его на премию «На благо мира». Он вышел в финал.
– Что в планах?
– На начало года – два фильма. Надо успеть к международному фестивалю. А к новогодним праздникам готовлю поздравительный мультик, в котором будут участвовать герои «Облаков» и «Путешествия к другу».
– Что для тебя главное в мультипликации?
– Фантазия и возможность создавать безграничные миры, рассказывать истории средством визуального искусства, и свобода творчества.
– Спасибо за беседу. Желаем тебе покорения новых высот в мультипликации!
Фото из архива Надежды Сячиной