Не сдаваться ни в каких ситуациях

visibility
Таково жизненное кредо солистки ДК им. Лепсе Натальи Володиной

Мягкий голос, сдержанная манера исполнения, тщательно подобранный репертуар – все эти качества снискали ей славу любимицы публики всех возрастов: от её сверстников, людей старшего поколения, до молодёжи. Они ценят в ней мужество, преданность искусству пения и голос, звучащий легко и молодо. Сегодня она гость нашей редакции. 

– Добрый день, дорогая Наталья Петровна! Вот мы и  встретились вновь. Как поётся в Вашей песне: «Пролетели года, как минутные сны…» Но не будем о грустном. Вспомните, пожалуйста, смешной случай из Вашей жизни. Наверняка были же?

– Конечно были, но помнится один, над которым смеюсь до сих пор. Во Дворце проходил конкурс вокально-инструментальных ансамблей. Я – художественный руководитель ДК, ведущая. Доходит очередь до нашего Дворца. Объявляю руководителя ВИА Александра Яковлева, называю фамилии музыкантов, исполнителей на соло-гитаре, органе, доходит очередь до моего мужа, бас-гитариста Виктора Володина. И тут происходит невероятное. Никак не могу вспомнить его фамилию! Три раза произношу «Виктор…» и всё. Мне уже из зала кричат: «Володин!» Забыть фамилию мужа и свою собственную?! А я была ещё молода, и с памятью моей ничего тогда не стало, а вот – забыла!

– Это от волнения. 

– Да, от волнения. Бывает у нас такое. 

– Вы начинали с цеховой самодеятельности…

– Я была секретарём комсомольской организации новотрубного цеха. Молодёжь в 60-х годах жила активно. Субботники, воскресники, помощь в уборке урожая на селе… И обязательные смотры художественной самодеятельности. Они проходили во Дворце культуры. Что важно: участвовали все цеха, отделы и подразделения завода! Я эти смотры организовывала и сама в них участвовала. Однажды меня заметил тогдашний художественный руководитель ДК, человек одарённый и яркий, Александр Герценштейн. И с 1968 года я стала участницей художественной самодеятельности ДК, а потом начала работать там инструктором художественной самодеятельности и петь с эстрадными ансамблями. 

– Их было, наверно, много?

– Помню, на базе духового оркестра у нас был джаз-бенд, руководил им Юрий Сысоев. Пела с ним. Потом приехал Юрий Тур, он вёл эстрадный коллектив. Пела у него тоже. Эстрадными ансамблями руководили разные музыканты, но с приходом Александра Яковлева началось настоящее эстрадное исполнительство. Наряду с этими коллективами ДК имел мощный академический хор под управлением Василия Митькина. Он меня как-то подозвал и говорит: «Если хочешь быть солисткой, то должна пройти школу хора». Что я и сделала: пела в хоре и в ансамблях. У Митькина хор большой, четырёхголосный! Там я научилась петь по партиям. Голос у меня теноровый, не очень высокий, но диапазон большой…Мы много ездили по сёлам и деревням, и я пела под баян и в составе дуэтов, трио, квартетов.

Надо непременно сказать, что Александр Яковлев вместе с худруком Геннадием Родионовым создали музыкальное «Ревю», для чего ездили в Ленинград, были в Ленинградском мюзик-холле, смотрели их программы. И приехав, создали «Ревю». Это было нечто феерическое! Костюмы заказывали в Москве и для нашего ансамбля, и для танцевальных коллективов. Годы, когда пела в «Ревю» Александра Яковлева и в эстрадно-инструментальном ансамбле Юрия Чичеева, были самыми яркими и творческими. А вот романсы посчастливилось исполнять под аккомпанемент Владимира Войтюка. Золотое время! 

– Вы ведь работали и художественным руководителем ДК, и его директором?

– Я прошла здесь все должности, кроме детского отдела. Потому Дворец – это моя жизнь, второй дом, как бы это пафосно ни звучало. К тому времени, как стала директором, отучилась уже два года в Высшей ленинградской профсоюзной школе культуры, единственном учебном заведении, которое готовило специалистов – профессиональных культработников, управленцев и вместе с тем людей творческих. Нам преподавали такие дисциплины, которых не было в других вузах этого профиля. Мы изучали трудовое право, историю музыки, театра, архитектуры, живописи, педагогику, психологию, экономику, философию. Мы получили достойное образование.  

– А самый трудный период? 

– Мне как-то легко всё давалось. Хотя, время ремонта ДК было не из лёгких. Занималась его реконструкцией, чертежами, вникала во все технические тонкости, и при этом наш ДК вёл культурно-просветительную работу. Все кружки работали в разных местах. Половина коллективов располагались на заводе. Несмотря на такие условия, мы не растеряли ни одного из них. Смотры продолжали проводить – то на базе ДК им. Ленина, то в актовых залах ПТУ…

– Вы в детстве были, наверно, поющим ребёнком?

– Быть иным в поющей семье нельзя. Пели родители, брат пел и играл на баяне. У папы был сильный голос. Запоёт: «Есть на Волге утёс...» – стёкла в доме дрожат. А у мамы – высокий, нежный.  Я слушала, как пели родители. Подросла, ставила пластинки на проигрыватель и  сначала слушала, а потом пела вместе с артистами.

– Ваши любимые песни? 

– У меня нет нелюбимых, я такие просто не пою.

– У каждого периода в жизни свои песни, как и книги. Правда? Вот в данное время что Вам по душе?

– «Перевал» из репертуара Утёсова. Мне предложила её спеть на вечере памяти Утёсова Валентина Зазерская (огромное ей спасибо). Пришла домой, вчиталась в текст – мороз по коже! Песня о нас с мужем!  

– Кто из певцов близок Вам по духу? 

–  Муслим Магомаев, преклоняюсь перед ним. Ирина Понаровская для меня – эталон стиля, манеры одеваться, пения, поведения на сцене и подачи себя. Эдита Пьеха… заслушиваюсь ею. Поражаюсь жизнестойкости Валерия Леонтьева. Сейчас  мои кумиры Тамара Гвердцители и Нани Брегвадзе. Для меня в певце главное, как он чувствует песню, как отдаёт душу пению.

Как выбираете песни? 

– Важны и слова, и музыка. Для меня очень важен текст. Я никогда не буду петь песни, если текст в них – «ни о чём». Главное – слова. А музыка – дорогая рама. Только в гармонии слов и музыки живёт настоящая песня.  

– Ваше представление о счастье сегодня?

– Когда рядом дети, внуки, муж. Когда все живы и здоровы. 

– Какие дни своей жизни Вы хотели бы вычеркнуть, а какие добавить?

– Жизнь интересна, когда происходят разные события – и плохие, и хорошие. После неприятностей острее ощущаешь хорошее. Потому ни одного дня не вычеркну. Все мои.

– А несчастье – что это?  

– Когда теряешь близких и дорогих людей. Это страшно. Остальное можно как-то пережить. 

– Какой день Вы хотите прожить ещё раз?

– У меня так много памятных дней… Я бы все их хотела прожить! И всё-таки хотелось бы хоть на денёчек вернуться в детство… 

– Откуда берёте силы жить?  

– Я сильный человек от природы.  А силы… свыше идут. По характеру я лидер. И от этого устаю. Мне хочется иногда побыть слабой, ощутить защиту. Но защищаю и забочусь я. Муж так любит меня, что слушает мои советы.  

– Место, в котором Вы хотели бы побывать ещё раз? 

– Муж подарил мне в 1985 году путёвку в Индию. Первая поездка за границу и такая сказочная! Я хотела бы поехать туда ещё раз… А в Выксе у меня тоже есть любимое место. Это парк: Лебединка, осень… Люблю бродить под дождём, под зонтиком, слушать шорох дождя. Иду, мечтаю, или совсем ни о чём не думаю. Только осень и я. Люблю и солнечные осенние дни. Растворяешься в природе. Это и есть счастье.

– Ваше жизненное правило?  

– Не сдаваться ни в каких ситуациях. Надо жить!

Фото из семейного архива Натальи Володиной