При первой встрече удивило спокойствие и какое-то светлое величие, излучаемое этим человеком, как будто ему ведомо то, что нам, людям невоцерковленным, не дано.
Конечно, мне, как журналисту, было интересно познакомиться с епископом Выксунским и Павловским поближе и попробовать понять, что же побудило молодого человека в расцвете лет сменить светскую жизнь на монашеский аскетизм. И это лишь один из вопросов, роившихся в голове, и я искренне признательна владыке за предоставленную возможность пообщаться без ссылок на острую нехватку времени на светские беседы.
– Владыка, Вы из семьи педагогов. Окончили общеобразовательную школу. Далее были профучилище, два года службы в армии, учёба в Горьковском педагогическом институте, 10 лет брака и… постриг в монахи. Что же произошло, что так кардинально изменило Ваш жизненный путь?
– Начну с того, что постригу в монахи предшествовали несколько событий и не один десяток лет, и главное – большая внутренняя, духовная подготовка к коренной перемене в жизни. Ведь я и к вере пришёл только в 25 лет, крестился в 1990 году, когда учился на последнем курсе историко-филологического факультета пединститута, поэтому сделанный мировоззренческий выбор был полностью осознанным. Воцерковлению, в первую очередь, способствовал поиск истины, смысла жизни.
Люди делятся на материалистов и идеалистов. Поскольку я – из числа идеалистов, то для меня важно было понять, что же делает человека нравственно, духовно лучше. К тому времени уже понял, что образование – это инструмент, позволяющий человеку интеллектуально самосовершенствоваться, но оно не меняет его нравственно и духовно, для этого нужно что-то другое.
В те годы в свободном доступе стала появляться информация о различных религиозных системах. Я выписывал журнал «Наука и религия», в нём было много статей, которые могли только запутать, но появлялись и другие, дававшие пищу к размышлениям. Много читал другой религиозно-публицистической литературы и постепенно пришёл к идее Бога. Но сначала увлёкся восточными религиями, астрологией. Затем прочитал книгу религиозного философа Бориса Вышеславцева «Сердце в христианской и индийской мистике». В ней автор чётко, рельефно показал, в чём разница между восточным миросозерцанием, буддизмом и православием.
Вот тогда я понял, что идеи православия – это то, что я искал: Бог – это любовь, человек не может быть бесчувственным, а отречься надо от страстей, разрушающих человека. Буддизм же призывал отречься от всех чувств и желаний, чтобы избегнуть страданий, отречься от всего, что мешает быть безмятежным, спокойным, бесчувственным. Идея такого покоя меня не привлекла. И это только одна из причин, почему я остановил свой выбор на православии, которое отсекает греховное, а доброе оставляет, проповедует любовь – силу созидательную.
– Как дальше складывался Ваш путь к Церкви?
– В 1992 году, когда преподавал в Нижегородской технической гимназии, получил приглашение принять участие в восстановлении храма Александра Невского и войти в братство имени князя Александра Невского. И хотя педагогическая деятельность мне нравилась, согласился не раздумывая, так как для меня, ставшего человеком воцерковленным, было очень важно как-то послужить церкви. Я чувствовал, что могу сделать нечто большее для этого, работая в братстве.
– Как близкие относились к Вашим поискам? Вы обсуждали с кем-то из них свои идеи, решение стать православным священнослужителем?
– Обсуждал свои поиски с мамой Валентиной Кузьминичной. Она работала учителем в школе до 75 лет, преподавала немецкий язык и географию. И тоже приняла православие. Но больше своими размышлениями, впечатлениями от прочитанных книг и статей делился с сестрой Татьяной. Она – музыкант, сейчас работает директором музыкальной школы. И хотя мы очень разные люди, но в поисках смысла жизни наши точки зрения соприкасались. Меня тогда очень удивляло, насколько у нас с сестрой мнения совпадали, а кто на кого больше тогда повлиял – сказать трудно, но к идее православия как-то пришли одновременно. То время вообще было очень интересным. Я выписывал разные журналы – «Новый мир», «Наш современник», в которых стали публиковать некогда запрещённых Бориса Пастернака, Александра Солженицына. Зачитывались, бурно с сестрой всё новое обсуждали.
– Сейчас Вы поддерживаете отношения с родственниками?
– Конечно. У меня взрослый сын. Я уже дедушка – внук растёт.
– Сын чем занимается?
– Работает в автосервисе, увлекается боксом. Он человек светский, но верующий. Ходит в храм.
– В юности у меня был такой случай: мы с одноклассниками приехали в Гремячево, чтобы отметить 8 Марта – вот такой подарок сделали нам мальчишки. Решили посмотреть посёлок и красовавшийся на пригорке храм (в Выксе тогда действующих церквей не было). Подходим, и в этот момент у ворот храма остановился автомобиль, из него вышел высокий красивый молодой священник (кстати, большинство из нас первый раз увидели священнослужителя в облачении), и тут один из мальчишек говорит: «Как не стыдно Вам людей обманывать! Голову им каким-то Богом забивать». А батюшка в ответ: «У каждого своя работа, молодой человек, в этой жизни» и поспешил уйти. А как бы Вы ответили на такой выпад юнца?
– Я бы уходить от разговора не стал и привёл бы достаточно веских аргументов на выдвинутое обвинение. Не могу осуждать того священника за то, что он не стал объяснять свою точку зрения, но термин «работа» употреблять не стоило. Профессия врача, учителя, священника – это служение Богу, людям.
– В фильме Евгения Матвеева «Любить по-русски» один из главных героев, бывший руководитель обкома партии, на предложение жены зайти в храм сказал, что столько лет жил без церкви и изменять своим взглядам в угоду времени – это тоже грех… А жена в ответ: «Но другие партийные боссы ходят, со свечками стоят. Их так подсвечниками и называют». Ваше мнение на сей счёт?
– Знаю, что так говорят: «подсвечники», но считаю, что нельзя осуждать человека, который стесняется перекреститься и всё-таки пришёл в храм. Ведь важно, почему он это сделал – только потому, что нынешние руководители страны повернулись лицом к церкви или по внутреннему убеждению. Многие крупные начальники, будучи в партии, в душе оставались верующими людьми и вынуждены были формально придерживаться идеологической линии государства. Кто-то действительно был атеистом, но впоследствии их мировоззрение коренным образом поменялось. Я тоже был убеждённым атеистом. Когда учился в институте, стал членом атеистического кружка и так получил возможность изучать Святое Писание, знакомиться с разными конфессиями, существовавшими на территории Нижегородской области. А первое моё знакомство с Выксой началось с командировки к местным баптистам. Так-то…
– Как Вы считаете, каким Вас видят окружающие?
– Разные люди видят по-разному, в зависимости от того, что хотят увидеть.
– Что может вывести Вас из душевного равновесия?
– В отношении «начальник – подчинённый» не люблю неисполнительности, необязательности, когда человек мне попросту начинает «зубы заговаривать».Вот тогда могу и рассердиться.
С другой стороны, если чувствую, что не прав, то не считаю зазорным признать свою ошибку и извиниться. Не люблю лукавства и лицемерия, хотя стараюсь прощать, но смириться с этим трудно.
– Какое время суток Вам больше нравится?
– Я – сова, полуночник, и это очень плохо, так как надо вставать рано. От недосыпания настроение портится, поэтому раз в месяц требуется «перезарядка батареек», тогда позволяю себе поспать подольше. Но настоящую «духовную подзарядку» получаю, посещая святую гору Афон. Это – уникальное место, монашеское государство, где с древности сохраняются все формы монашеского бытия, и прикосновение к такой традиции духовной жизни очень важно.
– Олимпиаду смотрели?
– Немного по Интернету, так как телевизора у меня нет, поскольку я – человек увлекающийся и телевизор мне лучше не смотреть, про время могу забыть. А во время Олимпийских игр смотрел хоккей. И зря. Увы – наши проиграли. Зато порадовали организаторы, особенно программой закрытия. Вот где удалось показать Россию во всей красе, её культуру и величие. Замечательно, что Игры состоялись в нашей стране. Олимпиада – это мирное оружие нашего президента, и в нынешней ситуации оно очень важно.
– А как Вы относитесь к Владимиру Путину?
– С большим уважением и как к человеку, и как к президенту. Он – истинный патриот, который многое делает для страны и радеет за Россию, хотя и не все его труды видны. Конечно, его и критикуют, много проблем в стране, но решить их все он один не может. Должны быть хорошие помощники-исполнители его указов и распоряжений.
– Владыка, что Вы посоветуете человеку, выросшему в невоцерковленной семье, где родители обращались к Богу от случая к случаю, который хочет стать действительно верующим?
– Сейчас много информации в печатном виде, в Интернете. Читайте, изучайте и приходите в церковь. Важно, что руководит человеком, стремящимся к вере: желание понять, зачем я живу на этой земле, в чём смысл моей жизни.
Татьяна Щукина.
Фото Ольги Поповой