Когда обычному человеку предстоит встреча с начальником, возглавляющим структуру исполнительной власти, то в воображении сразу возникает образ высоченного чиновника, строго одетого и восседающего за огромным лакированным столом из дуба. Но…
У героини нашего сегодняшнего эксклюзивного интервью кабинет наполнен светом и ароматом орхидей, а сама она всегда приветлива и дружелюбна с каждым. И дело вовсе не в том, что начальник женщина. Нет! Всё потому, что она работает по призванию и очень любит свою профессию. Её знают многие, и знают именно с этой стороны. Это начальник управления образования администрации округа Наталья Илюшкова. С ней
и о ней пойдёт наш сегодняшний разговор.
– Наталья Фёдоровна, расскажите, с чего всё началось?
– Родилась в Выксе, в семье инженеров, которые при-ехали сюда молодыми специалистами на завод ДРО. Жили в коммунальной квартире в окружении интеллигентных, начитанных и очень образованных соседей, которые на протяжении всей жизни были и остаются по сей день для нас самыми близкими и родными людьми.
По окончании школы №8 поступила в Горьковский педагогический институт на математический факультет. Училась заочно и работала вожатой в школе №11. Так в 19 лет начался мой трудовой путь в любимую профессию.
– А почему именно педагогика? Родители ведь инженеры…
– Мне всегда было интересно работать с детьми. Уже в пятом классе твёрдо решила – буду учителем, оставалось только с предметом определиться. Интересны были и иностранный язык, и история, но в итоге выбор пал на математику. Что же до заводских специальностей… Никогда не хотела пойти по стопам родителей. Ну не видела я себя на заводе, причём ни в каком качестве. Я как известный российский педагог Василий Сухомлинский: «Сердце отдаю детям».
– От школьной вожатой до сегодняшней должности долгий путь, но, наверное, интересный?
– То, что интересный – однозначно. Чего только не было за это время! И металлолом с ребятами сдавали, чтобы на вырученные деньги на экскурсию поехать, и макулатуру. Была в этом какая-то своя романтика. А то, что многие из тех ребятишек стали педагогами, душу сильно греет – не напрасны, стало быть, труды, раз школьники в будущем стараются на тебя быть похожими и идут по твоим стопам. Поэтому и необходимо совершенствоваться.
Итак, после пяти лет вожатства стала организатором внеклассной работы, потом ушла в гороно на воспитательную деятельность, а позже заведовала методкабинетом, затем назначили заместителем начальника управления образования, а сейчас и непосредственно руководителем. Но главное не в занимаемой должности, а в отношении к работе, умении проявить творчество, найти интересное решение.
– Когда только начинали работать, думали ли, что в один прекрасный день станете курировать образование всего округа?
– Никогда не стремилась к высоким должностям, поэтому и мысли об этом не возникало.
– Руководителей, тем более из администрации, часто называют чиновниками. Нравится ли Вам, когда Вас так именуют?
– Нравится. Я отношу себя к чиновникам и не считаю, что это нарицательное слово. Это человек на государственной службе, наделённый определённым чином. И чиновникам ничто творческое не чуждо!
– Наверное, скучаете по тем временам, когда дни и ночи напролёт готовили различные выступления, проекты?
– А мы и сейчас всем этим занимаемся. В данный момент, например, готовим выпускной бал для всех 11-классников округа. Состоится он 20 июня, и будут там не только 315 школьников, но и их родители, учителя, представители правоохранительных органов. Такой выпускной запомнится каждому.
– Насколько грамотно и профессионально выстроено образование в российских школах, на Ваш взгляд?
– На самом деле, давать оценку в этом вопросе непросто. Отцы и дети – это вечный вопрос. Время не стоит на месте, и такого, чтобы последующее поколение было хуже предыдущих, думаю, не будет никогда. Да, может быть, система образования изменилась, но совершенно очевидно, что дети с каждым годом становятся умнее и образованнее. Одно только то, как быстро они осваивают IT-технологии, говорит о многом.
– С новым законом «Об образовании» произошла долгожданная и столь необходимая «перезагрузка»?
– Закон на то он и закон, чтобы вносить свои коррективы и временные рамки. Конечно, большой разницы между прежним документом и тем, который вступил в силу в прошлом году, нет, но тем не менее он внёс нужные преобразования. Пусть и не кардинальные.
– Вы за традиции или всё-таки за новаторство?
– В моём деле невозможно не признавать традиций, не внедряя при этом инноваций. Всё хорошо в меру.
– Сегодня в правительстве и обществе в целом очень много дискутируют по поводу учебников. Как Вы считаете, учитель может работать без них?
– Здесь я вынуждена высказаться как 100-процентный чиновник – нельзя давать свободу всем. Да, вопросы действительно есть, но они возникают не у педагогического сообщества, а, скорее, у экспертов, проверяющих данную литературу на качество и полноту содержания. В любом случае, каждый учитель выбирает самостоятельно, какой линии он станет придерживаться в своём преподавании.
– Какие жизненные ситуации, люди, фильмы, может быть, сформировали Вас?
– Процитирую Грибоедова: «Не надо мне другого образца, когда в глазах пример отца!» Меня сформировали мои родители. Именно они для нас с сестрой всегда были авторитетом и примером для подражания.
– Как Вам лучше думается? Ритуалы специальные есть?
– Ритуалов нет, но лучше всего работается ранним утром (с 4 до 6). Анализировать предпочитаю в одиночестве, а принимать решения – коллективно, на оперативках, например, в команде: идеи поступают самые разные, и сам процесс протекает быстрее.
– А от работы как отвлекаетесь?
– За вышивкой. А ещё люблю путешествовать, больше всего по России, на теплоходе. Люблю принимать участие в паломнических поездках по святым местам. Очень понравилось в Иерусалиме. Всем советую!
– Легко ли Вы сходитесь с людьми?
– Если говорить о друзьях, то дружба наша длится уже более 40 лет. Я – человек постоянный. Что же до новых – впускать кого-то в свою жизнь тяжело. Хорошо относиться – да, но дружить…
– Каким Вы видите будущее системы образования?
– Хотелось бы благополучным. Чтобы детки учились в одну смену – утреннюю, поскольку именно это время является самым результативным и работоспособным. У всех возможности должны быть равны, и правительство делает всё для того, чтобы создать условия для спокойного и комфортного обучения школьников – именно в этом залог успеха.
Считаю, что система образования должна быть чёткой, логичной, понятной, выверенной традициями и опытом предшествующих поколений педагогов.
Юлия Сиденькова. Фото Ольги Поповой