Всё прекрасно в этой жизни. Всегда можно найти выход из любой ситуации.
– Вы можете назвать свою любимую песню детства?
– В детстве не мечтала о том, что буду петь на сцене, а сильно хотела играть на пианино. Но инструмента не было, и я садилась за… сервант, ставила раскрытую книгу, будто это ноты, и ля-ля (смеётся). У родителей не было средств, чтобы отдать меня в музыкальную школу. Но мама (мудрейшая была женщина!) отправила меня в художественную школу, которую я закончила с отличием и даже два года работала художником-оформителем в железнодорожном цехе металлургического завода.
Всё что ни делается, всё к лучшему, говорят умные люди. Так вот, когда в цехе объявили смотр художественной самодеятельности, я спела песню.
– И так сразу, с места в карьер?
– Не сразу, конечно. В школе была активисткой. Во всём мне надо было быть впереди. Наш учитель пения Александр Николаевич Лужин оценил мой голос и даже два года занимался со мной. К 10-му классу я уже была солисткой школьного хора.
– Неужели не хотелось блистать на сцене?
– Хотелось поступить в Ленинградский текстильный институт на модельера… обуви! И ведь даже готовилась. Спасибо преподавателю художественной школы Сергею Васильевичу Евлюхину, что занимался со мной. Удивительный был педагог. Благодаря ему мы освоили многие методики: линогравюру, энкаустику, чеканку, резьбу по дереву, т.е. кроме рисунка, живописи и композиции, он учил нас ещё и декоративно-прикладным наукам. Но и тут своё веское слово сказала мама. Она же была идеологом, много лет проработала зав. парткабинетом в парткоме завода, у неё был дар убеждения. Мама за пять дней убедила меня сменить «модельера» на «инженера»! Вот так я стала учиться заочно в Горьковском политехническом институте. А работала потом в центральной заводской лаборатории инженером-лаборантом трубного производства. Довелось участвовать в пуске 5-го трубного цеха. Работа мне нравилась. Но… отдушиной для меня было лето, когда я уезжала в «Звёздный», где работала сначала просто пионервожатой, потом старшей вожатой, и наконец – зам. директора по воспитательной работе. Жизнь была интересная.
– Как Вы пришли во Дворец культуры?
– Во Дворце был хор, которым руководила Лариса Привалова, большая умница и сильный дирижёр. Я пришла к ней после победы в смотре художественной самодеятельности. До сих пор помню свою партию в песне «Летите, голуби, летите». Помню это необычное ощущение, когда мы стояли на сцене… Потом после капитального ремонта Дворца моя подруга, которая пела в фольклорном ансамбле «Родники», привела меня к руководителю Людмиле Королёвой. Она не только учила нас пению, но и хореографии. Мы очень много занимались. Я поняла, что как бы природа ни одарила тебя голосом и слухом, успех приходит только благодаря упорному труду… Именно так создавался прекрасный коллектив, живой, энергичный, заинтересованный, гастролирующий. Мы всегда куда-то выезжали, даже на Кипре умудрились выступить!
– Вы выступаете сейчас со «Старицей?
– Да, мы поём чистый фольклор. Нравится, что руководитель вынимает откуда-то из глубины древности песни и раскладывает по голосам. Получаются витиеватые мелодии. Всегда удивляюсь, что слово из четырёх слогов можно растянуть на целую строчку в куплете! Все, кто поёт народные песни, знают, что это огромный труд. Для того чтобы произведение зазвучало, его надо и полюбить, и выстрадать сердцем, тогда и мелодия будет струиться сама собой…
– Вы больше тяготеете к народному жанру?
– Когда шесть лет назад начала сольную карьеру, старалась подбирать соответствующий репертуар из народных песен. Чем хороша народная песня? Тем, что вышла из народа. Но, выступая на сцене, исполняю разные произведения. Вот вчера был концерт и передо мной пел наш молодой солист, который так завёл публику, что все визжали от восторга! Я шла после него. Переживала, потому что должна была завести слушателей так, чтобы пели и танцевали и те, кому «за…», и те, кому «до». И всё получилось. В такие минуты я особенно счастлива!
– Как Вы подбираете репертуар? Мне трудно представить Вас исполняющей «О боже, какой мужчина…»
– Если такие песни исполняют, значит это кому-то нужно. Может быть, слова не сов-сем корректные… Но автор пишет песни под какого-то определённого солиста, который споёт её красиво, и она имеет право на существование. Именно поэтому считаю, что главное – не испортить песню, она должна оставаться красивым произведением.
– У Вас, наверно, есть своя публика, для которой Вам особенно приятно петь?
– Да, это люди взрослые, зрелого возраста. Очень внимательная и благодарная аудитория. Как бы я ни была днём загружена работой, если предложат выступить перед ветеранами, не отказываюсь, иду. Знаю, что такое большая сцена, огни софитов, звук, блеск… Но ближе камерная обстановка, когда выступаю в маленьком зальчике. В начале года выступала в малом зале перед ветеранами. Там всё рядом – сцена и зрители. И мне хотелось сойти в зал и обнять их, таких родных и близких.
– Несколько лет назад Вы стали лауреатом питерского конкурса «Северная Венеция». Что изменилось в Вашей жизни после него?
– Победа досталась легко, потому что мало было участников народного направления. Но мне лестно, что член жюри, вручая награду, сказала, что у меня прекрасный голос и пригласила в… цирковое училище. Не в смысле, что я буду петь под куполом цирка, а учиться, развивать свои вокальные данные. Но моя жизнь уже сложилась, а тут надо было менять всё. Этот конкурс помог утвердиться, твёрдо встать на вершине, которую заняла, чтобы чувствовать себя… царицей.
– Кто Ваши учителя в вокале?
– Одна из них – Светлана Куликова. Она талантливейший педагог! Сколько воспитала прекрасных солистов, скольким поставила голос! У неё несомненный дар. Занималась у неё три года, а потом она пустила меня в самостоятельное плавание. Она научила петь душой, не копировать известных артистов, а самой находить верную интонацию. Сейчас беру уроки у Влада Биткина. Он хороший руководитель и помощник.
– До сих пор помню в Вашем исполнении «Балладу о матери»…
– Вот про неё могу сказать, что она с детства живёт во мне! И поэтому, когда объявили конкурс, посвящённый 65-летию Победы, выбрала именно её. Проживала балладу всем своим существом. И крик материнский был криком выстраданным. Все песни военной тематики мне особенно дороги. Например, из репертуара Людмилы Зыкиной «Если бы земля умела говорить…» В ней такой всплеск эмоций, что когда я первый раз исполнила её на сцене, то по мне будто ток прошёл от макушки до пяток, и я рухнула куда-то в бездну…
– Были ли в Вашей жизни события, которые стали поворотными в судьбе или что-то круто изменили в ней?
– У меня всё было в своё время, и значит, это было правильно. Я ни о чём не жалею. Не жалею, что 15 лет была домохозяйкой и воспитывала детей, что вышла на работу и нашла в ней удовлетворение. Я счастливый человек. У меня есть любимая работа, на которую утром с удовольствием иду, а вечером с радостью возвращаюсь домой. Я люблю свой дом, семью, сад, друзей. Люблю шить, вязать, писать картины… Я люблю жизнь.
– Вы часто в разговоре упоминаете маму…
– Маме я обязана тем, что появилась на свет. Она поддерживала меня в моём увлечении пением, наверное, и потому, что сама имела красивый, сильный голос... К сожалению, на мой сольный концерт не смогла прийти, но я показала ей видео-запись. И хотя она сдерживалась, её переполняла гордость. Может быть, видела во мне воплощение своей мечты? И она часто говорила: «Это от меня такой голос у тебя…» Конечно от тебя, мама.
– Сильная черта Вашего характера?
– Никогда не сдаюсь. Если случаются тяжёлые моменты, то говорю себе, что отрицательный результат – это тоже результат, и надо сделать его положительным.
– Кто Вы по натуре?
– Оптимист. Никогда не думаю о плохом. Всё прекрасно в этой жизни. Всегда можно найти выход из любой ситуации. Нужно просто время и желание, чтобы решить вопрос.
– Ваше жизненное правило?
– Надо работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать! У меня работа и жизнь – одно целое!
Фото Ольги Поповой