Её педагогический стаж 48 лет. Но если сюда включить время, которое она уделяет репетиторству, то цифра перевалит за 50. Тамара Степановна – учитель-методист, педагог высшей категории, многие годы руководила районным методическим объединением учителей математики. Сотни выпускников помнят не только её уроки как таковые, но и уроки жизни. Она умела вовремя подметить перемены в поведении ученика и тактично вывести его из критической ситуации.
Уже 10 лет Тамара Степановна на пенсии, однако, какая ж она пенсионерка? По-прежнему энергичная, улыбающаяся, радующаяся каждому прожитому дню.
Любая встреча с ней – маленькое событие, потому как она рассказывает истории из жизни школы и своей лично интересно и с юмором. Так было и в этот раз.
…Мы сидим за столом, пьём чай, рассматриваем фотографии в альбоме и… смеёмся.
– Тамара Степановна, скажите, пожалуйста, как Вам живётся на пенсии?
– Да Вы что? Какая пенсия? Какой отдых?! Учителю уходить на пенсию ни в коем случае нельзя! Столько за годы накоплено знаний, сколько мыслей в голове, куда ж от этого деться? Учитель работает над собой всю жизнь, до последнего дыхания. Он ведь не будет заниматься по старым программам и учебникам, а значит, осваивает новые методики, думает над тем, как применить их…
– Вы работали только в старших классах?
– Почти всегда. А это уже люди мыслящие, рассуждающие. Их нельзя обмануть. Нужно заинтересовать и дать те знания, которые они ни откуда не возьмут, а только из уроков. Но было четыре выпуска, которых, как классный руководитель, вела с пятого по десятый. С этими детьми мы ходили в походы, ездили на экскурсии в другие города по местам боевой славы, в города-герои. А сколько было впечатлений от поездок по отдалённым деревням – Новая, Солнце, Дальне-Песочное, Куриха!.. Ночевали в палатках, сидели у костра, пели песни, смеялись, рассказывали смешные истории.
– Наверняка было что-то в поездках, что несмотря на время помнится и вам, и ребятам?
– Мы ведь не просто так ездили, а со смыслом! (смеётся). С концертами в клубах, с лекциями, с постановками. Однажды поехали по деревням – Новая, Дальне-Песочное, Солнце. Зима, вечер, позёмка. И дали нам не автобус, как сейчас бы это сделали, а подводы с санями! Мы отправились в путь. Луна светит, морозец лёгкий, а мы в санях, закутанные в тулупы, несёмся по лесной дороге с песнями! Концерт давали в клубе. Печь натопили, было жарко от неё и от людей. Особенно аплодировали гимнастической пирамиде, тогда этот номер обязательно входил в концертную программу. А ужин знаете какой был? В деревенской избе, на деревянном столе стояли картошка из печки, грибы солёные, огурцы из бочки. Вкуснее ничего в жизни никто не ел, и необычнее той поездки не было, как вспоминали мы потом с ребятами.
– Здорово! Этим и интересно обучение с пятого по десятый… Скажите, как формировались старшие классы: переходили всем классом или вы сами брали учащихся какого-то педагога?
– Никогда не просила, чтобы мне дали чей-то класс. Считала, что завуч лучше меня знает какой класс «потянет» учитель. Всё зависит от преподавателя. Ученики всегда в классе разные. Такого не было, чтобы один класс состоял из отличников, другой из двоечников. Отстающих оставляла после уроков, занималась с ними. Постепенно выравнивались и «догоняли» сверстников. Так было всегда.
– А сегодня – это репетиторство…
– К сожалению. Приходится навёрстывать то, что в силу каких-то причин не успел сделать учитель. Не его вина в том – такова система образования.
– Ваше отношение к ЕГЭ?
– Вместо тематического повторения и закрепления идёт натаскивание на тему, заучивание кусками, без связи одного с другим. И детям трудно это понять. Когда мы разбирали раньше на уроке теорему, приводили её доказательства, мы учили мыслить логически. Сейчас смотрю в тетрадки учеников – ни одного доказательства нет! Учителя не успевают это объяснить.
– Что делать?
– Вернуться к старой системе образования.
– Репетиторство – тяжёлый труд?
– Такой же, как и учительство. Но мне он помогает быть в тонусе, как в мыслительном, так и в физическом. Когда решаю задачки, забываю о том, что надо поесть, попить, спать, в конце концов! Расскажу такой случай. Звонит ученик и говорит, что будет у меня ещё год заниматься. Отвечаю, что не смогу, вдруг заболею… Мне в ответ удивлённое: «А что это вы заболеете?». Он даже не представляет, что я могу плохо себя чувствовать и уж тем более заболеть! Ну как тут болеть? Нельзя.
«Старость – это то состояние, когда человек теряет чувство юмора.
Людям, умеющим смеяться над собой и ценящим шутку, старость не грозит»
– Понятно. А теперь поговорим о семье. Вы с Михаилом Ивановичем отметили и золотую, и изумрудную свадьбы, так и до бриллиантовой недалеко. Что в семье главное?
– Взаимная поддержка. Михаил Иванович прекрасно знает, что такое труд педагога и всегда меня поддерживает. Часто в походы вместе с моими учениками ходил. Получалась одна большая семья. И те проблемы, которые возникали в классе, разбирали вместе. У Михаила Ивановича ум, как у всех мужчин, устроен иначе, чем у нас, и потому на проблему он смотрит с другого ракурса. Да и по жизни мы все вопросы решаем сообща.
– Вы, наверное, уже исходя из опыта, поняли, как много значит и выбор профессии, и выбор спутника жизни. Как это было у вас?
– Будто звезда вела. Учились в одной школе. Только с разницей в пять лет: я была пятиклассницей, а Михаил закончил 10-й. Я на втором курсе Муромского пединститута, а он – на пятом. Увидел мою фотографию на Доске почёта вуза. Познакомились. Встречались на каникулах в Благодатовке. Я – у родителей, он приезжал к бабушке. Расписались в загсе. Направление мне дали в Кемеровскую область, а Михаил Иванович работал в Полх-Майданской школе. В министерство ездили, направление сменили на Вознесенский район. А вскоре два района объединили в один – Выксунский. Работали и в одной школе, и порознь. И всегда я чувствовала его поддержку. Мы по жизни – одно целое. Особенно это ощущается в солидном возрасте.
– Самое памятное событие жизни.
– День нашей свадьбы – 5 июля. И в прошлом году, когда мы отметили её 57-ю годовщину, отдел социальной защиты отправил нас 8 июля на празднование Дня семьи, любви и верности в местность, связанную с памятью этих святых. Там, неподалёку от Новосёлок, на возвышении стоит Поклонный крест, часовня святым Петру и Февронье. Здесь проходят чествования семейных пар. мы ощутили там необычную атмосферу доброты, света и любви. Оттуда вернулись окрылённые, будто сбросили со своих плеч груз житейских проблем.
– Что пожелаете молодым парам?
– Беречь свою любовь.
– Когда наступает старость?
– Когда человек теряет чувство юмора.
Фото Ксении Абдулхаковой