Учитель должен трудиться всю жизнь

visibility
Этой неписаной истине математик Тамара Рыжова следует всегда.

Её педагогический стаж 48 лет. Но если сюда включить время, которое она уделяет репетиторству, то цифра перевалит за 50. Тамара Степановна – учитель-методист, педагог высшей категории, многие годы руководила районным методическим объединением учителей математики. Сотни выпускников помнят не только её уроки как таковые, но и уроки жизни. Она умела вовремя подметить перемены в поведении ученика и тактично вывести его из критической ситуации. 

Уже 10 лет Тамара Степановна на пенсии, однако, какая ж она пенсионерка?  По-прежнему энергичная, улыбающаяся, радующаяся каждому прожитому дню. 

Любая встреча с ней – маленькое событие, потому как она рассказывает истории из жизни школы и своей лично интересно и с юмором. Так было и в этот раз.   

…Мы сидим за столом, пьём чай, рассматриваем фотографии в альбоме и… смеёмся.

– Тамара Степановна, скажите, пожалуйста, как Вам живётся на пенсии? 

– Да Вы что? Какая пенсия? Какой отдых?! Учителю уходить на пенсию ни в коем случае нельзя! Столько за годы накоплено знаний, сколько мыслей в голове, куда ж от этого деться? Учитель работает над собой всю жизнь, до последнего дыхания. Он ведь не будет заниматься по старым программам и учебникам, а значит, осваивает новые методики, думает над тем, как применить их…

– Вы работали только в старших классах? 

Тамара Рыжова– Почти всегда. А это уже люди мыслящие, рассуждающие. Их нельзя обмануть. Нужно заинтересовать и дать те знания, которые они ни откуда не возьмут, а только из уроков. Но было четыре выпуска, которых, как классный руководитель, вела с пятого по десятый. С этими детьми мы ходили  в походы, ездили на экскурсии в другие города по местам боевой славы, в города-герои. А сколько было впечатлений от поездок по отдалённым деревням – Новая, Солнце, Дальне-Песочное, Куриха!.. Ночевали в палатках, сидели у костра, пели песни, смеялись, рассказывали смешные истории. 

– Наверняка было что-то в поездках, что несмотря на время помнится и вам, и ребятам? 

– Мы ведь не просто так ездили, а со смыслом! (смеётся). С концертами в клубах, с лекциями, с постановками. Однажды поехали по деревням – Новая, Дальне-Песочное, Солнце. Зима, вечер, позёмка. И дали нам не автобус, как сейчас бы это сделали, а подводы с санями! Мы отправились в путь. Луна светит, морозец лёгкий, а мы в санях, закутанные в тулупы, несёмся по лесной дороге с песнями! Концерт давали в клубе. Печь натопили, было жарко  от неё и от людей. Особенно аплодировали гимнастической пирамиде, тогда этот номер обязательно входил в концертную программу. А ужин знаете какой был? В деревенской избе, на деревянном столе стояли картошка из печки, грибы солёные, огурцы из бочки. Вкуснее ничего в жизни никто не ел, и необычнее той поездки не было, как вспоминали мы потом с ребятами. 

– Здорово! Этим и интересно обучение с пятого по десятый… Скажите, как формировались старшие классы: переходили всем классом или вы сами брали учащихся какого-то педагога? 

– Никогда не просила, чтобы мне дали чей-то класс. Считала, что завуч лучше меня знает какой класс «потянет» учитель. Всё зависит от преподавателя. Ученики всегда в классе разные. Такого не было, чтобы один класс состоял из отличников, другой из двоечников. Отстающих оставляла после уроков, занималась с ними. Постепенно выравнивались и «догоняли» сверстников. Так было всегда. 

– А сегодня – это репетиторство…

– К сожалению. Приходится навёрстывать то, что в силу каких-то причин не успел сделать учитель. Не его вина в том – такова система образования. 

– Ваше отношение к ЕГЭ?

– Вместо тематического повторения и закрепления идёт натаскивание на тему, заучивание кусками, без связи одного с другим. И детям трудно это понять. Когда мы разбирали раньше на уроке теорему, приводили её доказательства, мы учили мыслить логически. Сейчас смотрю в тетрадки учеников – ни одного доказательства нет! Учителя не успевают это объяснить. 

– Что делать? 

– Вернуться к старой системе образования.  

– Репетиторство – тяжёлый труд? 

– Такой же, как и учительство. Но мне он помогает быть в тонусе, как в мыслительном, так и в физическом. Когда решаю задачки, забываю о том, что надо поесть, попить, спать, в конце концов! Расскажу такой случай. Звонит ученик и говорит, что будет у меня ещё год заниматься. Отвечаю, что не смогу, вдруг заболею… Мне в ответ удивлённое: «А что это вы заболеете?». Он даже не представляет, что я могу плохо себя чувствовать и уж тем более заболеть! Ну как тут болеть? Нельзя. 



«Старость – это то состояние, когда человек теряет чувство юмора.
Людям, умеющим смеяться над собой и ценящим шутку, старость не грозит»


– Понятно. А теперь поговорим о семье. Вы с Михаилом Ивановичем отметили и золотую, и изумрудную свадьбы, так и до бриллиантовой недалеко. Что в семье главное? 

– Взаимная поддержка. Михаил Иванович прекрасно знает, что такое труд педагога и всегда меня поддерживает. Часто  в походы вместе с моими учениками ходил. Получалась одна большая семья. И те проблемы, которые возникали в классе, разбирали вместе. У Михаила Ивановича ум, как у всех мужчин, устроен иначе, чем у нас, и потому на проблему он смотрит с другого ракурса. Да и по жизни мы все вопросы решаем сообща. 

– Вы, наверное, уже исходя из опыта, поняли, как много значит и выбор профессии, и выбор спутника жизни. Как это было у вас? 

– Будто звезда вела. Учились в одной школе. Только с разницей в пять лет: я была пятиклассницей, а Михаил закончил 10-й. Я на втором курсе Муромского пединститута, а он – на пятом. Увидел мою фотографию на Доске почёта вуза. Познакомились. Встречались на каникулах в Благодатовке. Я – у родителей, он приезжал к бабушке. Расписались в загсе. Направление мне дали в Кемеровскую область, а Михаил Иванович работал в Полх-Майданской школе. В министерство ездили, направление сменили на Вознесенский район. А вскоре два района объединили в один – Выксунский. Работали и в одной школе, и порознь. И всегда я чувствовала его поддержку. Мы по жизни – одно целое. Особенно это ощущается в солидном возрасте. 

– Самое памятное событие жизни.

– День нашей свадьбы – 5 июля. И в прошлом году, когда мы отметили её 57-ю годовщину, отдел социальной защиты отправил нас 8 июля на празднование Дня семьи, любви и верности в местность, связанную с памятью этих святых. Там, неподалёку от Новосёлок, на возвышении стоит Поклонный крест, часовня святым Петру и Февронье. Здесь проходят чествования семейных пар. мы ощутили там необычную атмосферу доброты, света и любви. Оттуда вернулись окрылённые, будто сбросили со своих плеч груз житейских проблем. 

– Что пожелаете молодым парам? 

– Беречь свою любовь.

– Когда наступает старость? 

– Когда человек теряет чувство юмора.

Фото Ксении Абдулхаковой