16
января Василию Семёновичу исполнилось 87 лет. День рождения он отметил в
больнице.
Его смерть стала неожиданностью, потому что врачи думали о том, чтобы выписать его домой в конце недели.
Приезд в наш город Василия Ланового в апреле 2009 года с театром им. Вахтангова со спектаклем «Посвящение Еве» стал духовным потрясением. Короткое интервью, которое он дал тогда «ВР», было напутствием как нам жить в это непростое время. На сайте публикуется впервые.
Я ценю в людях интеллигентность
Гастроли театра им. Вахтангова с пьесой «Посвящение Еве» с участием народного артиста СССР Василия Ланового прошли во Дворце культуры металлургов. Всего один спектакль, продолжительностью 1 час 45 минут, вызвал бурю чувств, эмоций в душе, всколыхнул, побудил задуматься над вечными вопросами бытия.
Два актёра на сцене – две роли, две судьбы, два мировоззрения, два антипода...
Василий Лановой и Евгений Князев представили абсолютно разных людей, объединённых (что выясняется в ходе действия) любовью к одной женщине.
Потрясающая игра, накал страстей, чувства через край заставляли бешено биться сердце...
Тогда-то стало понятно, почему Василий Семёнович отказался давать интервью днём и перенёс на вечернее время после спектакля. «Он не выходит из гримёрной», – сказали сотрудники ДК.
Мы и сами испытали шоковое состояние после спектакля. Вопросы, приготовленные заранее, вылетели и показались мелкими по сравнению с испытанными чувствами. И, тем не менее, робея, зашли в гримёрную. Начали с благодарностей за спектакль, подаренный выксунцам, за потрясающую игру... Первое, что пришло на ум, это спросить: «Вы также не любите журналистов, как ваш герой в начале спектакля?» На что последовало: «Не люблю». «А газеты читаете?» «Только информацию в «Российской газете». Я прекрасно знаю, как вы «свободны» от редактора, от государства...».
И строго добавил: «Я прошу вас задавать только те вопросы, ответы на которые вы можете получить только от меня». Установка получена. Первый вопрос.
– Кем Вы ощущаете себя в этой жизни?
– Я считаю себя русским интеллигентом, который работает в культуре. А у таких всегда в основе были совесть, правда, жертвенность.
– И эти же качества цените в людях?
– Несомненно.
– А какие не приемлете?
– Ложь, подлость, ненависть, потребительство в особенности. Это нынешняя раковая опухоль общества.
– Для чего нам дан кризис?
– Чтобы мы очухались. Человечество настолько обалдело от потребительства, что дальше некуда. Рядом одна половина людей прозябает в полной нищете, а другая делает то, что истинные интеллигенты не должны принимать. Считаю, что потребительство – это уничтожение совести в человеке. Но ведь библейская истина гласит, что не хлебом единым жив человек!
– Как выживать в условиях кризиса?
– Жить! А как во время войны жили? И какая гигантская человечность была! А сейчас ради тряпки проклятой половина ублюдками становится!
– Женщина-руководителъ: это хорошо или плохо?
– Лучше, чем мужчина, но её надо контролировать. Женщина точнее. Она не пропустит тех «мелочей», на которые мужик не всегда обращает внимания. Кстати, она и за рулём аккуратнее.
– Спектакль потрясает...
– Да, он заставляет каждого сидящего в зале задуматься о тех, кто от нас ушёл, где они, и кто мы в этой жизни. Как мой герой вдруг понял: «Я ни разу в жизни ничего не сделал для той женщины». Пьеса даёт пищу каждому для душевных, нравственных впечатлений.
У меня сердце начинает болеть после окончания спектакля.
– У нас тоже. Важно ли, сколько лет вашим героям?
– Абсолютно нет. Такие эмоции, чувства человек переживает и в 75, и в 50, и в 36 лет. Эта пьеса обращение к тому, ради чего человек живёт на земле, и о чём он в этом быту проклятом забывает. Дивный, прекрасный человек становится ублюдком!
Я недавно иду по Арбату и вижу, что один мальчонка везёт в коляске другого, ещё меньшего. И тот вдруг начинает радостно агукать, захлебываясь! Думаю, что это такое? Повернул голову назад, а там ростовая кукла – с большим носом, ушами, ртом! А малыш- то будто хочет сказать: «Это я!» Остановился я и стал реветь как сукин сын! Вот какими мы все рождаемся, сообщая «Это я!» миру, как Богу. И во что превращаемся? Вот для чего нужны такие пьесы и спектакли, чтоб человек задумался о себе.
– А можно ли давать обещания?
– Как-то не задумывался... Наверное, обещания надо давать себе, и необязательно это произносить вслух.
– Спектакль «Посвящение Еве» давно идёт в Москве?
– Да, уже семь лет, и тоже потрясает зрителей.
– Часто выезжаете на гастроли?
– Да, в конце марта были в Саратове, ставили пьесу «Последняя лунная ночь». Пьеса о вечности, нравственности, морали. Марчелло Мастрояни в своё время играл в ней главную и последнюю в своей жизни роль.
– А вы кого играете?
– Эту же роль 90-летнего старика, которого сын отдал в дом престарелых. Проблемы старости, обещаний, порядочности, чудовищного потребительства – всё там есть. Я вам прочту несколько фраз, и вы поймёте, о чём спектакль:
– Я растерял своих друзей за долгую жизнь. Одни умерли, другие, как и я, закрылись в четырёх стенах, живут прошлым, стыдясь настоящего. Моя высокая культура, основательная, благородная, как кафедральный собор, превратилась в предмет для старьёвщика, а золотой ключик не дали. На моих глазах заменили замки. ... Искусство, которое я любил, быстро оказалось побеждённым, чувства, которые меня смешили, абсолютно не смешны для сегодняшних дебилов. Сегодняшний мир не пользуется моим словарём, мне трудно ходить по этому миру, не спотыкаясь... А кончается всё тем, что забираешься в какую-нибудь щель и живёшь прошлым...
– Скажите, друзей приобретают только в детстве?
– В детстве, конечно, легче, но и сейчас тоже можно дружить.
– Вы когда-нибудь в себе сомневаетесь?
– В себе как актёре – нет. Это моя работа. Моя профессия.
– Спасибо за беседу. Ждём вас на гастроли.
Елена Липатова
Вечная память Василию Семёновичу Лановому!
Жаль, что на гастроли к нам он больше не приедет…
Фото с сайта https://rg.ru/