Сегодняшний гость стал званым для всей Выксы. В апреле Татьяна Павловна, почётный гражданин Нижнего Новгорода, приезжала в наш город на вручение Баташевской премии.
Во время своего визита она посетила Дом Баташевых и пообщалась с журналистами. Сегодня, в честь Всемирного дня музеев, который отмечается 18 мая, мы делимся её небольшим интервью с вами. Всё-таки День музеев – это прежде всего история, и очень интересно узнать, например, какие исторические нити связывают, нашу малую родину с такой далёкой Ниццей.
– Как Вы впервые попали в Выксу?
– Благодаря Владимиру Григорьевичу Шухову. Когда представителем Президента в нашем федеральном округе был Сергей Кириенко, он устраивал очень интересные мозговые штурмы. На одном из них выступала я, рассказывая о ключевых событиях в истории Нижнего Новгорода. Познакомилась с делегацией из Выксы, таким образом и попала в ваш город, чтобы посмотреть на сохранившееся наследие великого русского инженера.
– Какое впечатление на Вас произвёл наш музей – усадьба Баташевых-Шепелевых – тогда и сегодня?
– Здание музея ещё не было отреставрировано, здесь было всё несколько иначе – другие экспозиции, акценты. Тоже очень интересные. А потом я приехала сюда в момент реставрации: были зоны, в которые мы вообще не ходили, потому что там вовсю шли работы.
Сейчас я вновь пришла в этот музей. Знаете, это невероятно. Сделано высокопрофессионально, когда непросто – были деньги и их освоили, а именно профессионально и с любовью. Отражено всё: сегодня музей работает и как краеведческий, и как истории рода Баташевых, и как музей промышленности.
– А впечатления от города в целом?
– Выкса – это особая точка на европейской карте. Необычный город. Так сложилось, что я бываю на Лазурном берегу. Не потому что очень благополучная, просто работаю на кафедре ЮНЕСКО. В своё время возглавлял её Валентин Васильевич Найденко. Это был очень крупный учёный, патриот, гражданин. Он создал кафедру, и тогда как представитель России я была введена в оргкомитет ежегодного симпозиума ЮНЕСКО, который проходил в Каннах.
Первый год я ехала ту-да с чувством: «Ах, Канны!» и была занята только работой на форуме. Потом мне стала интересна Россия на Лазурном берегу. Для того, чтобы собирать все факты, связанные с нашей страной, я стала оставлять себе день-два. Но причём тут Канны, Лазурный берег и Выкса, спросите вы?
Теперь звучит невероятно, но Ницца была военной базой Российской Империи. Когда мы проиграли Крымскую войну и не могли держать на Чёрном море флот, понадобилась новая база. И, по договору с королём Сардинии, одна из бухт Ниццы и стала стоянкой наших военных кораблей.
Отсюда начинается русская Ницца. Мы будем говорить «Гоголь в Ницце», «Чехов в Ницце» (он писал там «Три сестры»)… но Лазурный берег – это и Сухово-Кобылин, чей отец когда-то управлял выксунскими заводами и который работал в вашем городе над «Свадьбой Кречинского».
Ещё в Ницце есть два известных православных храма. Один из них построен по инициативе императрицы Александры Фёдровны, её даром стал потрясающей красоты резной дубовый иконостас. А сделан он был по эскизам Горностаева, который считается потомком крепостного из Выксы.
Выкса – непросто какой-то небольшой городок на краю Нижегородской области. Он подарил нашей стране множество ярких людей. Особый центр, в том числе промышленный.
Максим Александрович Горностаев – архитектор, художник, один из создателей «русского стиля». Из статьи краеведа Владимира Королёва: «…родился на Ардатовской земле в семье управляющего Выксунскими заводами, принадлежащими Ивану Родионовичу Баташеву. Отец – Максим Перфильевич, будучи крепостным, в молодости обучался в Петербурге. Полученные технические знания, а также знание трёх иностранных языков – немецкого, французского, английского – позволили стать главноуправляющим Выксунских заводов. В 1803 году спроектировал и построил проволочный завод, который 120 лет снабжал проволокой всю страну. За свои заслуги старший Горностаев получил вольную и был записан в мещанское сословие».
– Кстати, для нас этот год юбилейный. Выксунскому металлургическому заводу исполняется 260 лет.
– Я была на вручении премии имени братьев Баташевых. Это необыкновенно, когда со всей России с заводов, которые находятся в ведении Объединённой металлургической компании, приехали рабочие, специалисты, инженеры. Это уважение к людям. Мне приятно было участвовать в этом торжественном и радостном событии. К большому сожалению, далеко не везде в нашей стране руководители предприятий – люди не только умные и состоятельные, но и имеющие при этом высокий уровень культуры. У меня сложилось впечатления, что ОМК руководят люди именно с высоким уровнем культуры. Ведь и музей можно было сделать формально в нескольких комнатах. А создали – европейского уровня, повторю – масштабно, профессионально, с любовью.
– Какие ещё мостики связывают Выксу и то, что Вы встречали в других городах или ваши исследования?
– Свиньин и Выкса – особая тема, в которой можно утонуть. Шухов и Выкса – необыкновенно интересно. Весь XIX век был пронизан всевозможными выставками. Их устраивали все крупные страны. Франция, например. Эйфелева башня была сделана как раз для всемирной выставки в Париже в 1889 году – она венчала вход. Когда Шухов проектировал гиперболоидную башню и представил её на Всероссийской выставке 1896 года, и она стала «гвоздём» события, он вёл научный диалог с Эйфелем. Всё время идут такие мостики «между и между».
Когда начинаешь заниматься историей инженерного дела, металлургии, российской культуры, ты приходишь в Выксу
О Шухове можно говорить бесконечно. Он великий. И работал в самых различных областях инженерного искусства. А ещё вошёл в историю как создатель уникальных строительных конструкций. он изготовил их как раз для уже упомянутой выставки 1896 года, проходившей в Нижнем Новгороде. Владимир Григорьевич и компания Бари взяли подряд на строительство всех казённых павильонов (казённых – значит государственных).
А вы представляете, что для выставки нужны не маленькие пространства, как для ярмарки, а большепролётные конструкции? Их и начал проектировать Шухов. Он изобрёл три типа таких конструкций, которых в мире до этого никто не знал. В том числе висячие (стержни для них, кстати, изготовляла Выкса), с цилиндрическими сводами (использование этого открытия мы видим буквально через дорогу от музея [территория старого завода]). Когда ты начинаешь заниматься историей инженерного дела, металлургии, российской культуры, ты приходишь в Выксу.
Фото автора