«Мечтаю поставить «Прошлым летом в Чулимске»

visibility
Признаётся Нина Холодова, заведующая отделением «Искусство театра» ДШИ.

Именно она по нашей просьбе впервые в своей жизни примерила на себя образ Деда Мороза, которого вы видели в предновогоднем выпуске «ВР». 

Нину Васильевну в Выксе знают не только по её работе в Детской школе искусств, но и по народному театру, артистов которого она 15 лет назад учила сценическому мастерству.

– Что ожидаете в Год театра?

– Что больше внимания обратят на воспитательное значение творчества. Люди, которые занимаются театральным искусством, много приобретают как в духовном плане, так и в плане знаний. Литературных, например, потому что работая над произведением какого-либо автора, мы стараемся изучить также его биографию и понять, почему он написал это стихотворение или повесть. И хотелось бы, конечно, чтобы в городе появилось здание театра: даже в ДК имени Лепсе нет подходящей для нас сцены.

– Чем она отличается?

– Как говорится, играть можно и на коврике. Но если взять, например, большой зал Дворца – он слишком велик. Чтобы передать интонации тем, кто сидит на дальних рядах, нужно буквально кричать. В специализированных театральных зданиях иная акустика, при которой актёров слышно без микрофонов. 

Очень важно выстроить контакт со зрителем, который иногда приходит, чтобы получить положительные эмоции, иногда – посмотреть на какую-то другую жизнь, а иногда – на конкретного актёра, с которым чувствует некую духовную общность.

– А у вас есть такой любимый актёр?

– Да. Мне в своё время очень нравилась актриса Марина Неёлова. Я была в Москве на спектакле с её участием, и её игра для меня была чудом – всё понятно по поворотам головы, движениям. Она, конечно, гениальная актриса. Произвёл впечатление Андрей Миронов в роли Хлестакова. Это был утренний спектакль, и некоторые народные артисты играли не в полную силу, а он – выкладывался. Настоящий артист.

– Насколько востребован театр в Выксе? Как родилась идея театрального отделения?

– Когда мы более 20 лет назад приехали в Выксу, то попали на игру КВН. Обратила внимание, что команды использовали много песен, танцы, а слов – стихов, юморесок – было мало, но зритель слушал их жадно. И мне показалось, что выксунцам не хватает хорошего слова со сцены. За народный театр мы с моим супругом Сергеем Васильевичем взялись по приглашению Леонида Фёдоровича Кичайкина. Он на свой страх и риск дал нам карт-бланш. В итоге коллектив проработал более десяти лет. В спектаклях принимали участие многие – Сергей Куликов, Валентина Зазерская, Леонид Кичайкин, Роман Зимин, даже ваш редактор Лилия Фролова. И на спектакли ходило много желающих, особенно когда они были бесплатные. 

Как появилось театральное отделение? В Выксе есть такая замечательная женщина как Людмила Ивановна Чичеева, которая как раз тогда работала в музыкальной школе. Они с мужем Юрием Васильевичем факультативно организовывали концерты, в которых песни не просто исполнялись, а обыгрывались. Поступило предложение – учить детей актёрскому мастерству. Дети увлеклись. Людмила Ивановна загорелась идеей создать эстрадно-театральное отделение. Она собрала все необходимые документы, провела просто огромную работу, и в 2004 году его открыли. Показательным итогом нашего обучения ежегодно становятся музыкальные спектакли. Выксунцы уже привыкли к ним. Особенно запомнились «Буратино», «Сказка о потерянном времени», «Приключения Пеппи Длинный-чулок», «Башмачки для Золушки».

– Вы назвали постановки для детей. А что делаете для взрослых?

– Лично я со взрослыми поставила один спектакль, ещё в то время, когда работала в народном театре – «Восемь любящих женщин». Отзывы были положительными. А с детьми спектакли для взрослых я не делала. Зато Наталья Владимировна Беспалова, закончившая самарскую академию искусств по классу режиссуры и работающая в ДШИ, ставила со своими воспитанницами спектакль «А зори здесь тихие». Потом она взялась за «Мёртвые души», и поначалу я отнеслась к этому скептически, но оказалось – интересно. Жаль, что этот спектакль не сняли на видео, он прошёл всего один раз – на День работника культуры.

– Те спектакли, что играют дети, у их же ровесников востребованы?

– Чаще всего мы показываем постановки воспитанникам детских садов, и они смотрят с удовольствием.

– Понятно, что не все ребята станут актёрами, но есть же те, кто связывает жизнь с этой профессией?

– Конечно, есть выпускники, которые поступили в театральные училища. Мы стараемся поддерживать с ними отношения, и даже приглашаем в жюри, например, на конкурс чтецов.

– То есть в Выксу они не возвращаются?

– Им некуда. В округе может быть потребность в преподавателях каких-то кружков, но если человек окончил театральное, то у него есть определённые амбиции – ему нужно на сцену. Я это понимаю, потому что сама работала в театре, и у меня мысли тогда не было с детьми заниматься. И здесь, когда нам с супругом предложили руководить народным театром, мы работали со взрослыми людьми.

Недавно в Выксу приезжал презентовать свой фильм Сергей Паранюшкин, он в своё время играл в народном театре. Когда он пришёл к нам, у него было только огромное желание. Ни дикции, ни поставленной речи. Он просто много работал и в итоге поступил в Нижегородское театральное училище, более того – к концу обучения стал одним из лучших студентов.

Мы не ставим задачи, чтобы все наши ребята стали актёрами. Это не имеет смысла. Но театральное образование даёт огромный толчок к саморазвитию, самопознанию и пониманию мира. Даже родители видят разницу между тем, какими их дети приходят к нам, и какими выпускаются. Они становятся более свободными, наблюдательными, смелыми в суждениях.

– Дети какого возраста занимаются у Вас?

– Мы шесть лет назад перешли на предпрофессиональное образование, поэтому набираем с 10 лет. Это удобно: дети уже пишут, могут самостоятельно добывать информацию, анализировать её. Можно предложить, например, самому выбрать стихотворение для выступления. Не все, конечно, рвутся это делать, многие ждут совета от преподавателя, но некоторые удивляют – надо же, какое стихотворение нашёл. Например, Кристина Селезнёва, которая стала лауреатом Всероссийского фестиваля-конкурса «Град мастеров». Во время выступлений мы использовали стихотворение Некрасова «Школьник», которое мне, например, не было известно – она его сама выбрала. 

Я во второй раз принимала участие в подобном конкурсе и сомневалась, что мы займём призовое место, потому что люди там буквально «рвали и метали», было много ярких образов.

– А вы выступали более скромно?

– Не то чтобы скромно, но по-своему. Жюри обращает внимание в первую очередь на то, чтобы ребёнок понимал, о чём он рассказывает, и мог передавать своё отношение зрителю или слушателю (дело же не только в голосе). Когда нас послушал один преподаватель из ГИТИСа, то был очень удивлён: «Провинция, а так могут!».

Мы не обольщаемся, знаем свои проблемы и понимаем, над чем ещё нужно работать, и такую высокую оценку жюри в чём-то считаем авансом.

– Если бы позволяли ресурсы, что бы поставили?

– Давно мечтаю о спектакле по произведению Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Хороший материал, но не для детей, а взрослых пока даже собирать для репетиций  негде. 

– Как Вы сами пришли в театр?

– Неожиданно. В середине 9-го класса подумала – почему бы не попробовать. При театре в Якутске была студия, занималась там полгода, а потом (мне повезло) объявили целевой набор во Владивостокский институт искусств. Через четыре года  вернулась в театр уже работать. А изначально в детстве, кстати, мечтала стать стюардессой, потому что девушка-стюардесса произвела на меня большое впечатление во время первого в жизни полёта – она была очень красивая, с удивительно длинными ресницами (не знала тогда, что их красят), и мне хотелось стать похожей на неё, когда вырасту.

– На кого равняются современные мальчишки и девчонки?

– Они плохо знают советских и российских артистов и ориентируются на зарубежных. Девочки часто хотят стать моделями, но это очень далеко от нашей профессии.

– Что пожелаете нам всем в Год театра?

– Чтобы было больше ярких, позитивных впечатлений, чтобы люди делали то, что им действительно нравится: работа есть работа, но нужно находить время на себя – ходить в театр, кататься на коньках, впервые пробовать что-то новое. И, надеюсь, что в Выксе в скором времени появится театр – место, которое объединит всех любящих это искусство людей. Я уверена, что даже маленький театр способен решать большие задачи в области развития культурной среды и нравственного воспитания.

Фото из архива героини статьи