Досье «ВР»
- Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего.
- В годы войны жила у родственников.После войны вернулась в Москву.
- В 1960 году окончила факультет журналистики. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств.
- С 1972 года – редактор на Центральной студии телевидения.
- Автор сборников повестей и рассказов.
- Лауреат премий: «Триумф», им. Бунина, Государственной премии России.
- В 2008 году ей присуждена Литературная премия им. Н.В. Гоголя в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение: «Маленькая девочка из Метрополя».
Запретный плод сладок
Неизвестно, стала бы Людмила писателем, если бы в детстве дед не запрещал внучке читать. Но девочка не слушала его и читала, да так увлеклась, что и сама начала кое-что писать. В годы учёбы на факультете журналистики Московского университета сочиняла небольшие сценарии для студенческих вечеринок, стихи и короткие рассказы. Серьёзно писать начала в середине 60-х, а дебютировала в 1972 году рассказом «Через поля» в журнале «Аврора».
Писательница-диссидент
После удачного дебюта рассказы Петрушевской вдруг перестали публиковать. Трудиться в стол пришлось не менее десяти лет. Её произведения увидели свет только во времена перестройки. А вот театры с удовольствием брались за её пьесы. Например, в 1979 году Роман Виктюк в театре-судии дома культуры «Москворечье» поставил её пьесу «Уроки музыки». Ленинградскому режиссёру Вадиму Голикову повезло меньше: практически сразу после премьеры постановка была запрещена.
Причина всяческих запретов заключалась в том, что большинство её произведений были посвящены теневым сторонам жизни советского общества. При этом Петрушевская не опускала руки. Она продолжала работать, надеясь, что когда-нибудь тексты увидят свет и найдут своего читателя. В тот период ею были созданы пьеса-шутка «Анданте», пьесы-диалоги «Изолированный бокс» и «Стакан воды», пьеса-монолог «Песни XX века» (так же был назван более поздний сборник драматических произведений).
А ещё Людмила Стефановна создала «Студию ручного труда», в которой самостоятельно рисовала мультфильмы с помощью мышки. «Мои фильмы плохо нарисованы, коряво написаны, однако существуют. И не забудьте, что можно смеяться!».
Однажды она сама стала прототипом в мультфильме, известном каждому из нас. Это шедевр всех времён «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна. Профили и в самом деле схожи. Почему так? Для создателя мультика именно Петрушевская стала олицетворением вечного русского пути – пути в тумане. Ёжик-Петрушевская – трогательный, беззащитный, но самоотверженный персонаж.
Сегодня она признанный мастер слова
Её проза и пьесы переведены на 20 языков мира. Её перу подвластно всё – остросовременная повесть, тонкая психологическая новелла и… сказки, любимый жанр, по слова самой писательницы.
В 2010 году Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези – World Fantasy Award (WFA) – за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. Её «Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребёнка: Страшные рассказы» разделила премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа.
Не ожидали? В сборник вошли рассказы, сказки и ужасные истории с ожившими мертвецами и чудесными спасениями. Этот цикл был опубликован ещё в 90-х годах прошлого века под названием «Песни восточных славян». А в Америке книга вышла под названием «Жила-была…». Критики даже упрекали автора в простом, безыскусном слоге: «надо обработать эти городские «страшилки», «это же сырой материал». Почитайте сами цитату из этой книги: «…Однако этот муж стал замечать, что жена всё норовит пораньше прийти с работы и на подольше пойти гулять с собакой. Прогулки эти принимали затяжной характер, и муж начал беспокоиться, не произошло ли чего с женой, не гуляет ли она с кем нибудь ещё, а не только с собакой».
«Козявка», «Защитник Нины», «Котёнок Господа Бога», «Богиня парка», «Бал последнего человека», «Странствия по поводу смерти», «Время ночь» – всё это книги, написанные Петрушевской. Её рассказы и повести – немного сказочные, хотя, действия разворачиваются среди обычных вещей, а главные герои – не только принцы и принцессы. Настоящая сказка в понимании автора может быть весёлой или немного грустной, но непременно с хорошим концом. Чтобы каждый, кто её прочтёт, почувствовал бы себя счастливее и добрее. Произведения Петрушевской – это счастье, которого так не хватает порой нам всем. И значит, читать их могут все: и самые маленькие, и умудрённые жизнью. К тому же все герои – наши соседи и современники.
В нашей власти понять мир Людмилы Петрушевской, прикоснувшись к её творчеству. Прочитайте её книги, сборники рассказов, посмотрите мультфильм «Ёжик в тумане» и вы поймёте, что жизнь прекрасна, несмотря ни на что!
Людмила Монахова, библиотекарь Центральной библиотеки.
Фото из открытых интернет-источников