Полифоническая женщина в интерьере музея

visibility
Нижегородская поэтесса и писатель Елена Крюкова приехала в Выксу по приглашению фонда митрополита Нижегородского Николая и литературного объединения «Слово».

Сначала она дала мастер-класс для поэтов, а потом… Потом был моно-спектакль, в котором Елена Николаевна одновременно выступала в роли музыканта, солиста, декламатора, автора. Она читала стихи и прозу, пела а капелла и под свой аккомпанемент на фортепиано. Сила её воздействия на аудиторию заключалась в том, что она делала это как актриса, а не как автор своих произведений.

Для того чтобы вы могли понять, в чём сила этой женщины, приведу её слова о себе.

– В искусстве люблю крупную форму: романы, повести, сонаты, симфонии, оперу, фрески. Если бы меня обучили живописи, то я бы расписывала храмы. Закончила Московскую консерваторию, по образованию пианист и органист. Прожила в музыке и с музыкой 25 лет, и тяжело оставляла её как дело моей жизни. Но пришлось выбирать. Меня тянула литература. Она требовала много сил, нервов, напряжения.

Пишу стихи, прозу. Тема – жизнь… Меня интересует жизнь в глубинах истории, исторические фигуры, события, люди, которых я хочу изобразить как художник. Мой роман «Солдат и царь» – о судьбе последней царской семьи. Роман «Беллона» – о детях войны. « Русский Париж» – о первой русской эмиграции. Я заглядываю в колодцы времён. Роман «Земля» – о русских крестьянах в советское время. Я и сама родом из жигулёвских крестьян и все мои предки, что стоят за моей спиной требовали этого повествования. Я написала книгу.

Роман пишу примерно год или полтора. Нет, я не фанат работы и не сижу сутками за компьютером. Я всё время подключена к рабочему процессу, придумываю разные ходы, героев. Ведь искусство – это и есть жизнь.

В одном из своих интервью на вопрос «Что вы читаете из современных авторов?», Елена ответила: «На моём столе всегда Евангелие». Ясно, что питает её творчество. Свой моно-спектакль назвала «Паломница». Стихи о вере, надежде, о граде небесном и земном, о любви и покаянии. Стихи, в которых сливаются воедино слово и звук. Киевский распев у неё каким-то необычным образом соседствовал со староверскими песнями «Шла тропинка» и о двух ангелах. Они будили в душе то, что сокрыто под слоями времён и тут вдруг встрепенулось.

Встреча с творчеством этой поистине полифонической женщины напоминала то неистовый поток, то тихий молитвенный шёпот, то крик отчаянья в ночной тиши, то голос органа в храме.

После концерта нашла в Интернете отзывы о её прозе. Игорь Золотусский пишет : «Её проза – пылающая, самобытная, экспериментальная. Её можно читать фрагментами, это как изюм выковыривать из гигантской горячей булки, ибо если впитывать слово за словом, образ за образом, – всё равно что нырнуть в кипящее варево и обуглиться заживо». 

Фото из архива музея