Славное прошлое Выксы, людские судьбы часто привлекали творческих людей – писателей, поэтов, кинематографистов, музыкантов, художников. Подобно цветным кусочкам смальты, их произведения заполняли большое мозаичное полотно под названием «Город Железной Розы».
Герой этой публикации – из числа выксунских краелюбов. В творчество Юрия Приданова Выкса «вторглась» в конце 1960-х годов, став источником вдохновения на два последующих десятилетия.
О «выксунском наследии» мастера поведал его сын, кстати, тоже художник. Несколько лет назад наш музей экспонировал работы Максима Юрьевича. Рассказывая о себе, он вспомнил отца, его частые командировки в Выксу и работы, созданные здесь. Выяснилось, что большинство рисунков и живописных полотен нигде не выставлялись и в настоящее время находятся в нижегородской мастерской Максима Приданова.
Любопытство взяло верх, и я отправилась в эту мастерскую. Помимо рассказа о жизни отца, Максим продемонстрировал десятки графических работ «на заданную тему».
«Открыл» Юрию Приданову Выксу его лучший друг по художественному училищу Юрий Мазанов. Он, можно сказать, «прописался» в нашем городе, выполняя заказы для Выксунского металлургического завода. Через некоторое время к нему присоединился Юрий Приданов. Только это были не мозаичные панно и плакаты. Молодой художник получил задание – написать портреты передовиков производства. Юрий Иванович подошёл к этой теме творчески: своих «героев» он сначала «взял на карандаш».
Так появились графические портреты молодых инженеров, служащих, ветеранов завода. На основе рисунков художник потом написал цветные портреты. Все они остались на ВМЗ. А вот эскизы и наброски нашли свой приют в мастерской художника.
Позже Юрию Приданову предложили поучаствовать в издательском проекте, посвящённом прошлому Выксы и заводов. Как захватила его эта тема! Юрий Иванович проштудировал все книги и статьи, связанные с историей Выксы. Узнал о Баташевых, полюбил рукотворные пруды и тишину огромного парка. Выкса в те 60, 70, 80-е годы
по-настоящему стала «счастливым домом» художника.
Кстати, так он назвал один из рисунков. Итогом большой работы стали многочисленные иллюстрации к будущей книге, подготовлена обложка. Художник показал разную Выксу: сказочно-лубочную, дворянскую, купеческую, крестьянскую. На бумагу, словно тени, легли сельские домики, силуэты церквей, монастырские купола. Болью в душе художника отозвалась и тема войны: фигура солдата-инвалида на Базарной площади, а рядом – яркие деревянные лошадки…
Коротко о живописных работах. Все они сделаны темпераментно, порывисто, и напоминают эскизы к серьёзным большим полотнам. Написанные маслом, гуашью, темперой, пастелью, они, возможно, и есть то, что должно стать иллюстрациями к книге. Сроки поджимали и потому художник торопился.
Картины написаны в романтической манере, чему способствовала история Баташевых, овеянная легендами и преданиями, что тоже было близко художнику. Среди этих работ магнетически притягивают немного загадочная и таинственная «Лебединка», вид на площадь автовокзала из арочного окна Христорождественской церкви и «Прогулка».
Сын художника, Максим Юрьевич, мечтает сделать в нашем городе, в музее Выксунского металлургического завода, полновесную выставку работ отца, Юрия Приданова. Это стало бы подарком выксунцам к юбилею города.
Елена Столярова. Фото и репродукции из семейного архива Придановых