Алексей Киселёв рассказывает о секретах иконописного мастерства

account_circle ВР
visibility
Наш земляк выпустил книгу о том, как нижегородские промыслы способствовали возрождению церковного искусства.

В ней исследуются православные корни большинства традиционных нижегородских промыслов – хохломской и городецкой росписи, казаковской филиграни; рассказывается история становления в древности, забвения в ХХ веке и возрождения (в рамках промыслов) канонического церковного искусства в настоящее время.

От значков до… металлических икон

В конце 1980-х годов в Павлове начали восстанавливать храмы Вознесения и Воскресения Христова как памятники церковной архитектуры. О возрождении церковной жизни речь не шла. Это подтолкнуло художника Владимира Голубина (ныне заслуженный художник России) к созданию серии значков. На них он по старым фотографиям и гравюрам изобразил пять павловских храмов. Мастер приобрёл бесценный опыт и понял, как изготовлялась икона по металлу. Художник, получив благословение, делал металлические иконы преподобного Сергия Радонежского, Божией матери Владимирской, Троицы и Николая Чудотворца.

Искусный Городец

Городец, он же Городец Радилов, основан в 1152-57 гг. Юрием Долгоруким. В XIX веке был известен как старообрядческое купеческое торгово-кустарное село. В 1995 году на фабрике «Городецкая роспись» была образована иконописная мастерская. Её возглавил Николай Карасёв. 

Секреты иконописного мастерства

Что нужно для написания иконы? Берут традиционное для русских иконописцев дерево – липу. Брёвна распиливают на доски, которые варят в чистой воде, потом извлекают из неё и ставят их на предварительную просушку. 

Затем к работе приступает столяр. Он склеивает доски для больших икон, вставляет шпонки и «выбирает» ковчег, то есть ту углублённую часть иконы, на поверхности которой и пишется образ. Доску проклеивают мездровым клеем. После этого на обработанную поверхность наклеивают паволоку из марли, и доску начинают левкасить. 

Левкас – сметанообразная масса из воды, мела и клея, в которую для крепости добавляют мёд. Левкас наносят шпателем в несколько слоёв. Затем высушенную поверхность шлифуют наждачной бумагой.

И только после этой процедуры женщины-иконописцы начинают наносить каноническую прорись образа или отдельных фигур. Краска «готовится» специальная. Сухие пигменты (охра, минералы) перетирают курантом (род пестика для ступки) на толстом стекле. Здесь же готовят эмульсию на яичном желтке, воде и пиве. 

Кропотливая работа над «сочинением» краски тоже не случайна. Каждый цвет на иконе имеет символический смысл: белый – цвет святости, золотой – вечности, красный – жертвенности, зелёный – жизни, розовый – детства, янтарный – дружбы и согласия.

Городецкие иконописцы используют жжёную умбру, кобальт зелёный светлый, кобальт синий светлый, таревертин, киноварь, гетит, лазурит афганский, итальянскую охру, глину красную, умбру натуральную и другие краски.

Особый и ход письма. Сначала художники переписывают одежды, потом – фигуры, складки на ней, «палаты» или «горки», и в последнюю очередь – лики. Для них выбирают санкирь, который пишется в «зелень» или в «теплоту». Кстати, масляные краски не применяются совсем, ибо они не могут передать полутонов.  

Среди первых икон городецких иконописцев иконы Николая Чудотворца, святой мученицы Татианы, преподобного Сергия Радонежского. Они были оплечными и оглавными. И только впоследствии начали писать иконы «в рост». 

Усложнение работы шло с годами. От малых икон переходили к иконам больших размеров. Особо готовились к написанию образа Богородицы. Начали с Андрониковской Богородицы, потом была написана икона Казанской Божьей Матери, и, наконец, был готов список Оранты во весь рост.

В мастерской строго соблюдают верность канонам. Все иконы выдерживаются в духе Евангелия.  За эти годы из мастерской вышли иконы величиной от размеров спичечного коробка до двух метров.

О мастерах

Среди ведущих мастеров мастерской иконописи – Галина Лапшина. Написанная ею икона Святого Апостола Евангелиста Матфея находится в храме Михаила Архангела в Городце. А икона «Святая Троица» была показана на выставке в Греции. 

Почти с первых лет работы иконописной мастерской труды иконописцев благословил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай.

Книга Алексея Киселёва заняла достойное место в десятитомном издании  «Народные художественные промыслы Нижегородской области». Ценность её в том, что автор показывает, как народный промысел, подобно невидимому граду Китежу, сберёг до времени духовные сокровища и ждал своего часа. Книга рассказывает и о том переломном процессе, который  возвратил нам древнее церковное искусство – окно в Святую Русь, которая вечно жива в природе, в храме, в мастеровом человеке, творящем во Славу Божью.


 

От народных промыслов к древнерусской иконе

Обложка книги «Нижегородские промыслы и церковное искусство»

 

От народных промыслов к древнерусской иконе

Работы городецких мастеров: Икона Божией Матери «Казанская»

 

От народных промыслов к древнерусской иконе

Икона святого Георгия Победоносца

 

От народных промыслов к древнерусской иконе

Икона Божией Матери «Феодоровская»

Досье «ВР»

Киселёв Алексей Геннадьевич писатель, журналист, историк, букинист.

Родился в 1971 году. В настоящее время живёт и работает в Нижнем Новгороде.

Закончил исторический факультет Курского университета, аспирантуру кафедры истории и культуры Нижегородского архитектурно-строительного университета. Тема кандидатской диссертации «Деятельность издателя журнала «Отечественные записки» П.П. Свиньина как фактор развития провинциального историописания».

В Выксе преподавал историю в Выксунском металлургическом техникуме и Выксунском отделении Московского института стали и сплавов (МИСиС); историю Церкви и древних языков в Выксунском духовном училище. Сотрудничал с местными СМИ. Автор исторических очерков в газетах «Выксунский рабочий», «Провинциальная хроника», «Нижегородские новости», журнале «Красные зори». Основатель  и ведущий программ «Нового радио Выксы».

С 2002-2004 год – сотрудник пресс-центра ОАО «Выксунский металлургический завод»: обозреватель и автор рубрики «Железная роза» газеты «Выксунский металлург», редактор заводского радиовещания.

В 2005 году переехал в Нижний Новгород и работает в пресс-службе Нижегородской епархии (митрополии) (НППЦ «Глагол»), редактор-обозреватель, ответственный секретарь. С 2009 года – шеф-редактор печатных СМИ (газеты «Нижегородские епархиальные ведомости», «Православное слово в Нижнем Новгороде», журнала «Саша и Даша». Ведущий программ радио «Образ».

С 2011 года – член правления  Нижегородского отделения Союза журналистов России.

Автор книг: «Подвиг во имя России», «Нижегородская отчина: история в лицах» (в соавторстве), «Путешествие «ревизора» на Выксунь», «Несколько дней в замечательном имении»,  «Золото земное и небесное», «Белый «лебедь» над синей Окою» и др.

IMG_20220803_130156.jpg

Изделие павловских мастеров. Икона святой Троицы

Светлана Абрамова, старший библиограф отдела обслуживания ЦБ.
Иллюстрации из книги «Нижегородские промыслы и церковное искусство»