Это был даже не концерт, а спектакль. Действующие лица и исполнители – солисты и музыканты. Их песни были грустны и задорны, игривы и философичны, в них сверкал юмор и звенела печаль, они рассказывали о чувствах, которые близки каждому из живущих. Они не стеснялись говорить о том, что жизнь штука преходящая и не надо по этому поводу грустить, надо просто дать дорогу другим, юным.
Эти пятеро из ансамбля мудры, как старейшины, и озорны, как дети. Им нет равных в чувственном фокстроте и их не превзойти в фольклорных мелодиях. Они могут шутить над собой (что дано не каждому) и светло печалиться.
То, что происходило в тот вечер на сцене, являло собой редкое сочетание нескольких составляющих: талантливых текстов, музыки и исполнения. Тексты песен – хоть записывай и учи наизусть, мелодии – разучивай и играй, а исполнение – профессиональное и безукоризненное.
А каково начало? С доброй самоиронией и грустинкой исполнили они свою любимую:
Мы по-прежнему стареем,
Кто неспешно, кто скорее,
Постареем, побелеем, Соберёмся в мир иной.
Детям выделим излишки,
Низведём дела в делишки,
Но появится мыслишка:
Не тряхнуть ли стариной?
И будут к водочке грибки,
Да чай с ватрушками,
Как сойдутся старички со старушками.
Как по прошлому пойдут, словно ощупью,
Напевая на ходу нашу, общую,
И роняя по пути годы лишние,
И гуляя до пяти, как в давнишние,
Удалые времена, бесшабашные,
Чтоб назавтра вспоминать про вчерашнее...
А следом – рассказы о концертах и выступлениях, о новых песнях и репетициях, об инструментах, которых прибавляется в ансамбле, благодаря чему он и звучит уже по-иному, ярко, многоголосо и глубоко.
Важно, что «эти пятеро» могут плавно перейти от шутки к грусти, как это бывает в жизни. Этот переход прост и не является диссонансом.
И мелодия Елены Фроловой на стихи Марины Цветаевой созвучна философскому настрою концерта:
Когда я устану жить,
Когда я устану петь,
К себе меня привяжи,
Чтоб сердце моё согреть.
Когда я устану петь,
Когда не смогу летать,
Чтоб глупо не умереть,
Позволь мне тебя желать.
Позволь мне тебя жалеть,
Позволь мне тебя любить,
Когда я устану петь,
Когда я устану плыть
В неведомые края,
К невидимым берегам,
Позволь мне, любовь моя,
Прибиться к твоим губам,
Уткнуться в твоё крыло,
Не плакать и не спешить,
Чтоб солнце моё взошло
В просторах твоей души.
Эти люди 25 лет вместе, в одной упряжке, плечом к плечу, и они точно знают, что изгиб гитары – жёлтый, что «милая моя, солнышко лесное» и так далее. Эти пятеро: Андрей Панов, Людмила Панова, Людмила Глухова, Дмитрий Омётов, Светлана Лужина. Меридиановцы всегда в центре внимания и любви на бардовских фестивалях, что проходят уже второй десяток лет в нашей Выксе. На него съезжаются барды со всех городов России. И в свой репертуар «Меридиан» включает песни гостей фестиваля: Павла Пиковского, Тагира Мухаметова, Романа Филиппова…
На юбилей любимого ансамбля приехали барды из Нижнего Новгорода, Дзержинска, Заволжья и Богородска, среди которых блестящие исполнители и талантливые солисты. Исполняемые ими произведения органично вписались в контекст концерта-спектакля, не нарушив его канвы. Сдержанно печально было исполнение стихотворения нижегородским поэтом Андреем Мазуром:
Опять приснились мне друзья,
Шальные, вечно молодые.
И, слава Богу, все живые,
Как и положено во сне.
Здесь не было ни слёз, ни бед,
Ни зла, ни хворей, ни прощаний,
Междугородних расстояний,
Платочков, вздёрнутых вослед.
Шёл пир,струился чарок звон,
И песнь лилась... А я молился,
Пока рассвет не раскалился,
Чтоб не кончался этот сон,
Где встречу празднуют друзья,
Теряя кольца годовые,
Где мы пожизненно живые,
И где расстаться нам нельзя.
«Меридиан» – это явление в жизни города. Родился в 1999-м году. И по счастливой то ли случайности, то ли закономерности в его судьбе большую роль сыграл вступивший в том же году в должность генерального директора ВМЗ Валерий Анисимов. Помощь и поддержка его была и своевременной, и необходимой.
Справедливо отметила Светлана Лужина, что 25 лет – серебряный возраст. Он символизирует прочность союза, ценность и красоту отношений. Это крепкая семья. В ней выросли и дети, уже наравне со взрослыми выступающие на концертах: Ксения Кучер и Григорий Панов.
Особенность, которая поразила. Пятёрке меридиановцев подвластны не только чисто бардовские песни, но и народные, с интонациями той чистоты, прозрачности, переливчатости, характерной для нашей национальной культуры.
Со времени концерта прошло несколько дней, а мелодии тех песен и текстов не отпускают. Звучат. Им суждена долгая жизнь.
Фото из архива ДК им. Лепсе