Арт-Овраг: пять лет с нами

visibility
Какие сказки рассказывали роботы? Запахло жареным Чудеса на виражах Вы это видели? Они танцевали сальсу В овраге нашли воду! Лети, лети, лепесток Лебединка стала краше Артемьев + Вальс на память

В выходные состоялся юбилейный Международный фестиваль новой городской культуры ART OVRAG.

Представьте, что к нам никогда не приезжал театр Sarruga. В Чикаго он был, в Лондоне был, а в Выксе – нет, и это вполне объяснимая ситуация. А японка Маюко Огава не учила наших детей каллиграфии: да мы вообще и не думаем о возможности, что к нам могут приехать мастера таких экзотических искусств, именитые зарубежные художники и архитекторы в виде некоего творческого десанта. А известная брейкданс-команда Da Boogie Crew если что и знает о Выксе, то, как и большинство россиян, что в 2010-м здесь были лесные пожары. И споров об эстетике того или иного граффити на конкретном доме у нас не возникает, просто потому что нет этих граффити на домах. Послушать же современные молодёжные группы, выступающие прежде всего в московских клубах и за деньги, мы можем только в тех московских клубах после покупки билетов, а не прогулявшись до парка и бесплатно. Продолжить перечисление несложно. Не кажется ли, что жизнь выксунцев без ART OVRAG определённо была бы скучнее, скуднее и тусклее?

Но цель фестиваля, конечно, не в том, чтобы просто развлечь нас. А в чём? Какой отдачи ждут делающие его люди? Почему используют для ART OVRAG именно такие форматы? Учитывают ли при разработке программы интересы выксунцев? Вот с этого и стоит начать рассказ о фестивале 2015 года, тем более что ответы на поставленные вопросы – не секрет и были озвучены на тематическом «круглом столе» в гостинице «Баташев», собравшем организаторов как ART OVRAG, так и других крупных фестивалей, московских pr-специалистов, представителей администрации округа, выксунскую молодёжь и СМИ.

Два года назад куратором фестиваля стал Олег Шапиро. И тогда же была изменена концепция ART OVRAG: сегодня она определяется слоганом «Выход к людям», что подразумевает стремление организаторов максимально вовлечь выксунцев как активных участников, а не пассивных зрителей. На практике это, например, проекты «Арт-Двор» и «Песни Выксы», не просто показ спектакля, а создание его вместе с горожанами, не просто перформанс, а задействование в нём выксунских юношей и девушек. Более того, «Выход к людям» – это создание практически полезных для выксунцев вещей, возведение функциональных арт-объектов. Например, появившаяся в парке деревянная надпись ВЫКСА – это ещё и игровой комплекс для детей. Арт-преображение Лебединки – это новые столики, лежаки, скамейки. Однако ART OVRAG – всё-таки не акция «сделай доброе дело для города раз в году». «Мы даём выксунцам инструмент, которым можно воспользоваться: показываем, какие есть способы преображения городской среды, нестандартные подходы, чтобы полученные знания каждый желающий мог применить потом самостоятельно, в своём дворе», – отмечает председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых.

Есть и просветительская, и образовательная цели у организаторов ART OVRAG. К примеру, Государственный центр современного искусства в рамках фестиваля рассказывает об известных художниках. Смотря перформансы, новые граффити, изучая новые арт-объекты, мы также знакомимся с современной культурой. «Да, – соглашается Олег Шапиро, – современное искусство не всегда легко понять». Но ART OVRAG позволяет хотя бы составить о нём собственное мнение. Искусство побуждает нас думать, выводит на эмоции – и это прекрасно, а прекрасное, как известно, напрасным не бывает.

Фестиваль предоставляет детям и молодёжи возможность попробовать себя в различных направлениях под руководством суперпрофессионалов (мастер-классы). Организаторы мероприятия мечтают создать активное городское сообщество творчески развитых людей, что полезно и для экономики округа, и для градообразующего предприятия. О том, что творческая жилка важна для работы на заводе, в прошлом году говорил его управляющий директор Сергей Филиппов. В этом – тему подняли с подачи директора по связям с общественностью ОМК Александра Кастравца. Модератор «круглого стола» Фёкла Толстая отметила, что во время экскурсии по ВМЗ обратила внимание на стенды, где показано, сколько рационализаторских предложений внёс тот или иной работник. Разве это не говорит о творческом подходе к производству?

Вообще о том, что даёт ART OVRAG Выксе, на встрече говорили долго: есть что обсудить. В том числе это – продвижение бренда нашего города, привлечение туристов. Или на более приземлённом уровне: возможность работным людям хорошо отдохнуть всей семьёй в выходные, а это немаловажно.

ART OVRAG – одно из самых значительных событий года, но нам всё сложнее реально оценивать его размах, потому что к хорошему привыкаешь быстро. Но давайте сейчас постфактум постараемся по-настоящему прочувствовать этот кайф, что мы получили возможность послушать живую музыку, посмотреть перформанс (и мы понимаем, что это такое), увидели, что в Выксе собрались москвичи, нижегородцы, владимирцы, муромчане, рванувшие на выходные не куда-нибудь, а в наш город…

Фестиваль – это общение с такими разными и такими интересными людьми, и он демократичен. Скажем даже про себя: никто из тех, кого мы просили об интервью, нам не отказал, ни одна из встреч не была официозной. Так, в парке мы встретили министра образования области Сергея Наумова, который в ответ на вопрос «Сможете ли поговорить с нами сегодня?» ответил: «Да прямо сейчас поговорим». Буквально за минуту договорились о встрече с теле- и радиоведущей Фёклой Толстой. Пришедший в парк перед самым началом выступления Павел Артемьев потратил свободное время именно на то, чтобы ответить на наши вопросы. Да когда ещё было реальным в одни выходные в Выксе пересечься со всеми этими людьми?! ART OVRAG – это круто! 50 крутых мероприятий за три дня!

Не пропустите, в ближайших номерах «ВР» специально для вас – интервью с Сергеем Наумовым, Фёклой Толстой, Павлом Артемьевым и Никитой Медельцом.

Ксения Абдулхакова

 

В прошлом году на ART OVRAG приезжал уличный театр Испании Sarruga с гигантскими механическими куклами, а нынче наш город впервые посетил московский театр «Трикстер». руководят театром супруги Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов – профессиональные режиссёры и актёры, лауреаты премии «Золотая маска». Их спектакли принимали участие во многих российских и зарубежных фестивалях во Франции, Германии, Австрии, Пакистане. Их проекты наполнены глубокой философией. Выксу они покорили уникальной хореографией, необычными декорациями, нетрадиционными костюмами.

20 июня они провели мастер-класс, на котором учили детей, как с помощью простой лампы, вырезанных из картона персонажей и простыни создать целый спектакль. Ребятишки сделали своих героев и совместно с актёрами показали спектакль, который назвали «Однажды в городе Выкса».

– Сверхзадача нашего мастер-класса – вернуть традицию домашнего театра в современные семьи, разобщённые гаджетами. Мы теряем личное общение между людьми», – рассказала Мария Литвинова.

Вечером того же дня состоялась интерактивная постановка «Сказка, которая не была написана», где юные зрители вместе с актёрами писали свою историю. В заключительный день фестиваля показывали стимпанк-спектакль «Сказки роботов о настоящем человеке», поставленный по произведению Станислава Лема. Спектакль заставил задуматься: что же такое настоящий человек?

Постановка «Повседневный Апокалипсис» – эксперимент по совмещению современного танца с театром теней. В основу спектакля легли отрывки из пьес и интервью основоположника театра абсурда Эжена Ионеско.

Все спектакли имели большой успех. Детям понравились ошеломляющие эффекты и виртуозное управление тенями, а взрослым – глубокое философское содержание.

Александра Заболотская. Фото автора

 

И не только. Аромат готовящихся на углях кебаба и барбекю приглашал присоединиться к мастер-классам по арт-еде.

Импровизированная кухня под открытым небом напоминала атмосферу знаменитого «Смака», да и повара были не менее именитые, чем гости Ивана Урганта. Чего только стоят Франческо Касторина, шеф-повар ресторана «Аристократ», или знаменитая Марина Ванюкова, побывавшая на кулинарной программе у Натальи Королёвой и являющаяся бренд-шефом сети кафе «Просто вкусно»!

Добровольцы учились у мастеров приготовлению фахитоса, кебабберии, вареников, хинкали, равиоли, рулетов, сморебродов. Эти названия произнести-то затруднительно, что уж говорить про реализацию самих рецептов! Но, как выяснилось, выксунцы всегда рады попробовать что-то новое.

Ольга Попова. Фото автора

 

На самом деле мастер-класс от автомобильного дизайнера Никиты Медельца (нашего земляка, кстати) назывался «Дизайн на вираже». Просто многие его работы, выставленные на суд широкой публики, – настоящее чудо дизайнерской мысли. Оценить их можете и вы: тематическая выставка в музее ВМЗ будет идти как минимум две недели.

Тема автомобилестроения в рамках фестиваля была развита впервые, и она оказалась успешной. Пришедшие на мастер-класс мальчишки и девчонки с удовольствием узнавали секреты работы профессионалов, придумывали свои проекты. Может быть, кто-то в итоге решит пойти по стопам Никиты? Как говорит он сам, профессия автомобильного дизайнера сегодня востребована, особенно за границей.

Римма Годова. Фото Ольги Поповой

 

BMX, воркаут, скейтбординг и паркур стали весьма популярны у выксунцев. Благо поучиться нашим ребятам есть у кого, да и себя показать повод нашёлся: в очередной раз ART OVRAG собрал любителей экстремальных видов спорта на земле металлургов. География выступающих и участников была весьма широка: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Выкса. Отличные условия для занятий, свежий воздух и аплодирующие зрители – всё, что нужно для самореализации. В течение двух дней экстремалы разминались, соревновались, демонстрировали отточенную технику, мастерство и невероятные трюки: казалось, эти ребята сделаны из другого теста и силе тяжести и сопротивления уж точно неподвластны.

Ольга Симонова. Фото автора

В течение двух дней у каждого желающего была возможность разучить несколько зажигательных движений латиноамериканской сальсы. Профессиональные преподаватели Анайлис Перес из Кубы и Дуглас Цунами из Бразилии провели мастер-класс специально для выксунцев. Сальса – танец, популярный во всём мире. Он доступен людям разного возраста и уровня физической подготовки.

Любовь Вышатицкая. Фото автора

 

Мне посчастливилось быть участником танцевального перформанса «В поисках воды». Мы работали с настоящими профессионалами! Все ребята, которые приехали (восемь человек), – действующие солисты театров или известных танцевальных коллективов.

Для всех нас это был первый опыт танца в стиле site-specific art. Это новый вид искусства, в котором сначала выбирается место действия, а потом придумывается идея представления.

Хореографа Михаила Колегова и режиссёра Николая Семёнова на создание перформанса вдохновило посещение оврага, который находится в нашем парке: «Если есть овраг, значит там обязательно должна быть или когда-то была вода». Нашими героями были люди будущего, у которых есть всё – инфраструктура, технологии, но в то же время им не хватает того, что бы их объединяло. Помните, как в знаменитом фильме «Аватар» они подключались к дереву жизни и подпитывались от него энергией? Тем же самым для людей будущего и был этот овраг с водой. И вот они приходят туда и видят, что воды нет. Представляете, что они испытывают? Это мы и передали в первой части нашего перформанса. А во второй – шаманы проводят некий ритуал и вызывают дождь. Мы показали радость людей, снова увидевших воду. В конце номера мы шли к людям обниматься, ведь объятия вызывают положительные эмоции. Этим танцем мы хотели сказать, что нужно нести в мир только добро и любовь, и тогда на Земле будут царить гармония и счастье!

Удивительные костюмы (интересно танцевать в белой одежде в овраге, да ещё и в целлофановом коконе!), завораживающая музыка, старание всех ребят сделали своё дело – перформанс произвёл впечатление на выксунцев.

Пользуясь случаем, я спросила у Михаила Колегова (который долгое время был солистом Российского камерного балета в Москве, а сейчас – действующий хореограф сборной России по фигурному катанию), какие впечатления остались у него от города и фестиваля:

– Мы были в музее, на заводе, очень удивило ваше металлургическое производство! Огромные прессы сжимают листы металла словно бумагу! Были в различных кафе, запомнилось, как ребята «зажгли» танцпол в «Деловом клубе». Ещё у вас очень красиво и, что удивило, очень чисто. Понравилось, что везде есть какие-либо арт-объекты. Мы засмотрелись на стрит-арт на одной из улиц, и к нам подошла женщина с вопросом: «Вы хотите что-то нарисовать?». То есть у вас каждый желающий может проявить себя, и это действительно круто! Очень чистые водоёмы, мы даже искупались. А ещё было приятно, что выксунцы оценили наш перформанс.

Анна Васильева. Фото Маргариты Лёвиной

 

В парке в рамках фестиваля была проведена акция «Истории волшебного леса», где все желающие могли послушать и почитать увлекательные фантастические и приключенческие истории, сказки, рассказы и отрывки из любимых произведений, пообщаться с друзьями.

Работало несколько зон. Самым маленьким участникам было предложено что-нибудь нарисовать и сочинить про это сказку. Малышам очень понравилась идея.

В зоне «Поэзия» читали всеми любимые детские стихи, и, что удивительно, были увлечены не только дети, но и родители – они с удовольствием вспоминали знакомые строки. Кроме того, здесь можно было услышать и немного ироничную поэзию современных авторов.

В зоне «Книги о войне» была особая атмосфера, читали известные книжки о военном времени. В палатке «Фантастика» участники восторженно делились своими впечатлениями. Больше всего обсуждалась серия книг про Гарри Поттера.

Елизавета Васина. Фото автора

 

В этом году команда профессионалов ART OVRAG разработала план благоустройства парковой зоны и территории Лебединки. Пруд уже заметно преобразился и со временем может стать любимым местом отдыха выксунцев.

Волонтёры очистили берега от мусора. Целую неделю здесь работала команда архитекторов, которая провела реконструкцию пирса. Появились скамейки, лежаки, столы. Кроме того, коллекция арт-объектов нашего города пополнилась новым уникальным сооружением – большой деревянной надписью «Выкса», которая уже стала новой фотозоной. Но у неё есть и практическое применение: она создана как игровой комплекс для детей. Ребята с радостью катаются с горок, взбираются по лестницам и качаются на качелях. Всё сделано из экологичных материалов.

Полина Дмитриева. Фото автора

 

В эти дни Выкса жила особенной музыкальной жизнью. В парке выступили: DJ LAD, Mitya, Ocean Jet, Alex Soloviev & Gregory Golubev, ESTHETIX, Young Adults, Artemiev, DJ Топор. Фестиваль стал экспериментальной площадкой и творческой лабораторией одновременно. Он соединил прошлое, настоящее и будущее. На глазах у зрителей шёл диалог между представителями разных музыкальных направлений. Слушатели получили удовольствие от выступления молодых исполнителей.

Но самое большое количество зрителей собрал конкурс «Песни Выксы». Многие пришли поддержать своих любимых исполнителей и проголосовать за них. Репертуар был разнообразным – от песен Михаила Шуфутинского до группы IOWA. Каждый участник был по-своему хорош, им помогали подготовиться к финалу профессиональные наставники: режиссёр фестиваля Николай Семёнов и хореограф Михаил Колегов. А победила Ольга Фомина.

Ксения Леухина. Фото автора

 

Символично, что завершающим аккордом ART OVRAG стала акция «Вальс на память», посвящённая Дню памяти и скорби. Площадь Металлургов превратилась на несколько часов в Выксу начала 40-х. Тогда, 74 года назад, выпускники школ города мирно танцевали вальс, не подозревая, что их ждёт военный рассвет.

На асфальте начертили карту довоенной Выксы, поставили 6355 свечей памяти. Именно столько выксунцев не вернулись домой с полей сражений. В небо взвились белые шары, а в вихре вальса закружились пары школьников, как когда-то в 1941 году их ровесники.

Ксения Ровнова. Фото автора

 

Организаторы фестиваля: Объединённая металлургическая компания и БФ «ОМК-Участие» при поддержке администрации округа. Куратор: творческое бюро wowhaus.

 

blog comments powered by Disqus