Бард Павел Пиковский считает, что пандемия для музыканта, как Болдинская осень для Пушкина

visibility
Об этом он рассказал корреспонденту «ВР».

Первая встреча с российским поэтом и музыкантом, автором-исполнителем состоялась в прошлом году на выксунском фестивале «Наполним музыкой сердца», который проходил в нестандартном для него формате – в большом зале Дворца культуры им. И.И. Лепсе. Тогда испытала потрясение от его голоса (красивый тенор). А песни – душевные, наполненные мудростью.


«Трудные для России времена – всегда благодатная почва для художника, живущего здесь. Время суеты и благости пролетает бесследно. А во время испытаний вспоминаешь, что ты человек и что ты необходим – тогда начинаешь творить.»

Павел Пиковский


В тот раз поговорить с ним не удалось. И вот – снова Выкса, Карашево, тот же фестиваль. Разговариваю с ним в тени сосен, под репетирующих бардов…


– Добрый день, Павел! Очень рада Вас видеть. Перед встречей немного пробежалась по интернету и узнала, что Вы, к своим прочим достоинствам, ещё и поэт. У Вас несколько сборников стихов, Вы состоите в Союзе профессиональных литераторов России…Поэзия и музыка всегда идут рядом, и Вы выбрали музыку…

– Да, я стал учиться оперному вокалу, зная, что не пойду по этой профессии. У меня с ранних лет всегда на первом месте – по интересу – сочинение песен… Любое сочинительство: музыка, стихи, песни, литература – всегда было в приоритете. Поступил в музыкальное училище им. Балакирева с целью изучить свой голосовой аппарат и узнать, как им пользоваться. С тех пор этот навык мне помогает.

– А стихи? 

– Я искренне считаю, что нужно заниматься чем-то одним. Мой профиль – написание песен. Иногда сочиняю стихи. Но это очень редко. Любое дело требует сосредоточения и направления энергии в одно русло. Я – автор песен. 

– Пандемия для Вас стала таким же золотым временем, как Болдинская осень для Пушкина…

– Пандемия, да, золотое время для творчества. И не только она. Трудные для России времена – всегда благодатная почва для художника, живущего здесь. Время суеты и благости пролетает бесследно. А во время испытаний вспоминаешь, что ты человек и что ты необходим – тогда начинаешь творить. Герои книг Солженицына, Шаламова, Прилепина помещены в нечеловеческие условия, и тогда проявляется их сила духа и стойкость. В такие годы у художника есть возможность остановиться, оглянуться назад, посмотреть внутрь себя, что-то понять, осознать, пересмотреть. Это очень важно. 

– Были ли у Вас концерты в то время? 

– Огромное количество! Тысячи! Я ездил почти не переставая. Только в этом году у меня их было уже около 130. И до пандемии ездил по всему миру.

– Из последних что запомнилось? 

– В этом году с «Необардами» на Грушинском фестивале дали концерт с полуночи до трёх ночи. Около 25 тысяч зрителей. Потрясение и от концерта, и от всей его атмосферы.

– Как песня становится хитом?

– Сама по себе она не станет хитом. Её нужно сконструировать. Недавно был в Большом Болдино на слёте молодых литераторов. Вот уже девять лет туда езжу.  Собираются музыканты, поэты, критики, авторы-исполнители. И уже четыре года я в составе жюри. Кроме того, почётные гости читают лекции. Второй год моё выступление посвящено тому, как сделать успешную песню. Мало её написать, надо донести до слушателей. Визбор потому и Визбор, что его песни запоминаются. Олег Митяев, мой друг и старший товарищ, всегда начинает с припева. Припев должен возносить к небесам. Ради него и сочиняется песня. Далее. Хорошо, чтобы у песни была какая-то мелодическая тема, чтобы именно по ней её узнавали. Это может быть повторение самого припева, из которого выросла песня, а может быть самостоятельная отдельная мелодия, сыгранная на каком-то инструменте или напетая голосом. Это азы. 

– Время ученичества есть у каждого…

– В музыкальном училище мы пели как студенты. «Выпустились» – запели иначе. С нас уже  не требовали зачёток. Мы пели, используя навык, творческую инерцию. Очень много разных тонкостей, мелочей. И для того чтобы было ощущение закольцованности, цельности песни, необходимо обращать внимание на мелочи. Вот потому есть работа-вдохновение, работа-горе, работа-счастье, работа-радость. Одно дело, когда ты ловишь потоки, энергию, сигналы божественные. И другое, когда конструируешь песню, ищешь возможности её улучшения, чтобы сделать понятной и близкой слушателям. Это целая наука. 

– Авторам трудно назвать своё любимое произведение…

– И мне тоже. Мои песни все для меня знаковые. Стараюсь, чтобы не было никаких проходных произведений. Заглядывая в себя, нахожу много просчётов, ошибок, которые на тот момент объясняются незнанием определённых правил. И слава Богу, что в мою жизнь приходят люди, которые могут научить многому. 

– Кто эти люди?

– Сергей Чиграков (Чиж). Это лучший человек из тех великих людей, которые не нуждаются в том, чтобы доказывать, кто он. Рок-музыкант, автор песен, поэт, певец и гитарист. Образованный человек с тонкой душевной организацией. Рефлексирующий, переживающий за многое и за многих; не вступает в разные склоки и обсуждения с ненужными людьми. Не бросает своих. Помогает, и делает это тихо. Мне близок его постулат «Добро названное перестаёт быть добром». Профессиональный народник, прекрасно играет на аккордеоне, баяне, гитаре, бас-гитаре. Человек абсолютно вовлечённый в творчество, музыку. И великолепный музыкант. …Однажды мне довелось в Свято-духовном центре в Питере слушать солистку, которой было уже за 80! Но как она пела! Потрясённые, мы, студенты, спросили её: «Как Вам удалось сохранить голос?». Она ответила: «Я никогда не брала в репертуар песни, которые не любила».Нельзя делать то, что тебе не свойственно, что не в твоей органике. Чиж для меня является примером того, что он до сих пор поёт как соловей. Это признак того, что человек всё делает правильно. Я люблю его всей душой. 

– Спасибо за Вашу искренность, за творчество, за песни. Приезжайте к нам почаще!    


Досье «ВР»

  • Павел Пиковский родился в Нижнем Новгороде. Окончил среднюю и музыкальную школы, колледж им. М. А. Балакирева, факультет оперного вокала. 
  • В 2006 году вышла первая книга стихов «Осень». В 2009-м – вторая, «Стерхи».
  • В 2010-м – первый альбом группы [Павелъ Пиковскiй] band. Ещё один альбом «Пространство песни» – совместно с православным автором-исполнителем и поэтом Людмилой Кононовой.
  • В 2016-м стал лауреатом Грушинского фестиваля, обладателем специального приза Олега Митяева. 
  • В 2020 году основал проект «Необарды». В сентябре 2021-го в Казани они стали лауреатами Международной премии «Звёздный билет». В 2021-м песня «Передай другому», исполненная вместе с Сергеем Чиграковым, заняла первое место в хит-параде «Нашего радио». 


P.S. В следующем номере «ВР» читайте интервью с Дмитрием Юрковым.

Фото Александра Беляева