Будем дружить

visibility
Два дня гостили в нашем городе потомки «русского немца» Антона Лессинга, хозяина выксунских заводов с 1891 по 1911 годы. Состоялась и их встреча с краеведами, журналистами и потомками тех, кто...

Два дня гостили в нашем городе потомки «русского немца» Антона Лессинга, хозяина выксунских заводов с 1891 по 1911 годы. Состоялась и их встреча с краеведами, журналистами и потомками тех, кто работал вместе с Антоном Ивановичем на металлургическом заводе. Вела встречу научный сотрудник музея истории ОАО «ВМЗ» Елена Столярова. В ходе общения было несколько интересных моментов, какие бывают только тогда, когда встречаются или старые друзья, или единомышленники.
    Итак, спешу поделиться увиденным и услышанным. Особый колорит, атмосферу духовного родства сразу же создали исследователь, краевед Иоханн Хойслер, правнучка Антона Лессинга актриса театра и режиссёр Габриэла Гизи, саровский писатель, публицист и переводчик, автор книги «Антон Лессинг и его время» Игорь Макаров.

Серебряный век металлургии в Выксе
Будем дружитьСаровец Игорь Макаров, совершив своё путешествие по времени, открыл нам, выксунцам, захватывающе интересный период правления баташёвскими заводами немца Лессинга. Книга «Лессинг и его время» написана с использованием архивных материалов, исследований краеведов, собственных находок, изысканий, легенд. Поражает и огромнейший библиографический материал.
На основе всего изученного автор делает потрясающий вывод о том, что «эпоху Лессинга можно с полным правом назвать Серебряным веком Выксунской металлургии».
    Игорь Макаров пишет: «За 12 лет (1887-1899 гг.) выплавка чугуна в России увеличилась в пять раз – с 32,5 до 162,2 млн пудов. Наша страна обогнала по производству чугуна Францию, Бельгию и вышла на четвёртое место в мире ещё в канун XX в. Мощное ускорение получили и Выксунские заводы.
   Кто же повёл их вперёд, за лидерами, каковыми к тому времени являлись немецкие горнорудные предприятия? По иронии судьбы таким человеком стал русский немец с германским паспортом – Антон Иванович Лессинг…
   Но вместе с тем выксунского немца А.И. Лессинга к категории германских предпринимателей можно отнести только по формальным признакам. По сути же за 40 лет работы в России он стал её верным сыном. Получив право собственности на Выксунские заводы, он распорядился им мудро и по-хозяйски».

Лессинги объединили исследователей

И Игорь Макаров, и Иоханн Хойслер на протяжении нескольких лет занимались одной темой – исследованием истории заводов, хозяином которых был Антон Иванович Лессинг.
   Иоханн Хойслер: в городе Ландштайн, где и сейчас живут Лессинги, сохранилось их родовое поместье. Там работает «Клуб друзей старого города», краеведы которого нашли в архивах многие документы Лессингов. В частности, то, что Антон Иванович являлся не только крепким хозяином, но и благотворителем как в Выксе, так и в Коломне (где тоже был совладельцем крупного машиностроительного завода), и в Ландштайне. Когда я узнал, что ВМЗ издал книгу «Лессинг и его время», то приехал в Выксу. Позднее и выксунская делегация побывала в Германии, посетив все места, связанные с Лессингами.
   Игорь Макаров: Материал о Лессингах собирал давно, работал в архивах, помогали выксунские краеведы. И когда книга была уже готова, в Интернете наткнулся на интервью, опубликованное в газете «Berliner Illustrirt Zeitung (BIZ)» «Семья Гизи». Оно-то и послужило ориентиром в поиске ныне живущих потомков Лессинга в Германии. Узнал, что Грегор Гизи, сын Богдана Лессинга, внука Антона Ивановича являлся ярчайшим представителем левого движения: член германского бундестага, сенатор по вопросам экономики, труда и делам женщин в правительстве федеральной земли Берлин. А мой друг в Берлине серб Никола Живкович сообщил, что он знает Габриэлу Гизи, сестру Грегора. И мы отправились в Германию с руководителем проекта по культурному наследию Выксунских металлургических заводов Анжелой Паниной. Никола повёл нас в театр к Габриэле. У неё в семейном архиве оказалась целая коллекция фотографий старой Выксы и Лессингов! В Берлинском доме – редкие фотоснимки Выксы!
    Там же я познакомился с Иоханном Хойслером. Вот такое чудесное совпадение. Теперь мы продолжим уже совместные исследования. Мне предстоит ещё одна поездка в Германию, для знакомства с потомками сына Лессинга Вальтера, который оставил воспоминания о жизни Лессингов в Выксе и о самой Выксе.
   Иоханн Хойслер: Игорь сказал, что выксунцы смотрели фотографии у Габриэлы. В Ландштайне в доме Лессинга – тоже масса фотографий. Работая в архивах Нижнего Новгорода (там есть фонд металлургического завода), нашёл интересный счёт. В нём, кроме того, сколько купили ... железа, машин, есть и строка: фотографу. Расписано, сколько рублей се-мейство должно заплатить ему за снимки. И перечисляются: фото Богдана и детей; фото Татьяны и т. д.
   У Антона Ивановича было четверо детей. Из них Богдан и Вальтер продолжили дело отца. Дочь Богдана Ирина (Ирен) вышла замуж за Клауса Гизи, ставшего впоследствии министром культуры ГДР. У неё двое детей: Грегор и Габриэль. Сын Богдана Готфрид отличался нестандартным поведением. Эмигрировал в Африку, женился там на англичанке Дорис (Долорес), которая стала известной писательницей. Она прославила род Лессингов, став лауреатом национальной писательской премии Германии.
   Судьба Вальтера такова. После войны 1914 года он жил в Ландштайне. Владел заводом по производству машин для сельского хозяйства. Связи с Выксой и Коломной не терял. Перед Второй мировой войной фирму закрыл, потому как к власти пришли фашисты. Но нашёл себе новое занятие – стал писать историю семейства Лессингов. Ценными являются его воспоминания о Выксе, заводе, укладе жизни. В середине 40-х он переехал в Берлин, где открыл бюро переводов. Русский язык мало кто знал, а потребность в переводах после окончания войны была большая.

Потомки
Счастливой неожиданностью для потомков Лессинга была встреча с Виктором Гельцем, чей прадед, Карл Васильевич, работал механиком Вильского завода. Обмен фотографиями, воспоминания, записанные отцом и прадедом, семейные истории. Они были большими друзьями: Богдан Лессинг и Карл Гельц. Жена Карла Ванда была гувернанткой у русских немцев. Когда в их семье родился сын, его назвали Богданом.
   Габриэла Гизи с мужем Харальдом, профессиональным дизайнером и фотографом, Вильгельм и Сабина Лессинги долго разглядывали фотоальбом семьи Гельц, фотографировались с Виктором, снимали копии со старых снимков.
   На встречу были приглашены и актёры народного театра Сергей Куликов, страстный поклонник творчества Сухово-Кобылина, и Марина Изюмникова. Когда выяснилось, что перед Габриэлой стоит тот, кто играл Кречинского, её восторгам не было предела! Она тоже поклонница драматурга и сама играла тётку в «Свадьбе Кречинского». И тут Сергей представляет Марину и говорит: «Знакомьтесь, Марина Изюмникова, сыгравшая роль Атуевой». Так встретились два таланта.

Что имеете – храните!
Приехав в Россию, Иохан как член исторического общества г. Нюрнберга заинтересовался историей таких городов, как Выкса и Коломна. Счёл необходимым поделиться тем опытом по сохранению архитектурно-культурного наследия, который накоплен ими в Баварии.
   В Нюрнберге – 600 тысяч жителей, а в «Клубе друзей старого города» – 6 тысяч членов, которые делают всё возможное для сохранения исторических застроек. Например, они собирают деньги, покупают старые дома, проводят реставрацию, затем продают дома с условием, что жильцы не имеют права менять внешний вид строения. Таким образом они зарабатывают деньги ради сохранения наследия прошлого. «Такое возможно и у вас в Выксе, – сказал Иоханн. – Мой вам совет – сохраните старый город. Он мне понравился».
   Что ж, золотые слова, а главное, вовремя сказаны! Да будет так!

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой