На ней представлены работы Михаила Розанова (на фото вверху), известного в России и мире фотохудожника, преподавателя Британской высшей школы дизайна в Москве. Сказав однажды, что в столице ему стало скучно, отправился… на Выксунский металлургический завод. В нашем городе был впервые, и впервые в жизни провёл на предприятии семь съёмочных дней. После чего сказал, что цеха как соборы: абсолютно симметричные и величественные. «Это пространство, наполненное мощью, поражает масштабом и духом. Геометрия и свет металлургии – это, безусловно, тайна». Так он описал словами свои впечатления. Но основной итог – фотографии, поражающие масштабностью, силой света, необычным ракурсом и мастерством автора увидеть то, что видит только большой художник. Почти мистическое впечатление произвели на Михаила литейно-прокатный комплекс и мартен. Стихия огня – металла, который льётся в гигантские ковши, и металла застывшего, укрощённого.
«Современное металлургическое производство – это реальная фантастика! А МКС – отдельная индустриальная симфония. И неслучайно этот цех вызывает прямые ассоциации с международной космической станцией», – продолжает удивляться фотограф.
…Розовый зал музея, в котором открылась выставка, был преобразован в большое белое пространство, на трёх сплошных плоскостях которого разместились огромные фотографии. Они впечатляли сюжетами. Даже заводчане терялись в догадках, откуда тот или иной вид. Металлические конструкции, краны, эстакады, мосты, ореолы труб и уходящие почти в бесконечность цеховые пролёты. Так может видеть производство только художник.
Что бывает скучнее и привычнее производства, где всё статично и незыблемо? Но глаз фоторепортёра уловил изменчивость пространства, когда идёт плавка или отгрузка труб, когда льётся в изложницы сталь, а вверху цехового пролёта тьму прорезают клубы дыма. Интересно и то, что все металлические конструкции кажутся пластичными и меняющимися. Огромный, огнедышащий, живой организм из света и тьмы, огня и переплетения геометрических конструкций – вот что так заворожило художника, и он сумел запечатлеть эти мгновения, показал поэзию производства, поэтику металлургии.
Михаил Розанов уже в 44 года – признанный мастер. Его работы находятся в музеях: Русском, изобразительных искусств им. Пушкина, архитектуры им. Щусева, в музейно-выставочном центре РОСФОТО и музее Новой Академии изящных искусств Санкт-Петербурга. Он много путешествует по миру в погоне за впечатлениями.
Чтобы сделать этот цикл фотографий, он трижды приезжал в Выксу на завод, в колёсопрокатный цех, ТЭСЦ-4, мартен, ЛПК, Стан-5000. Поездки чередовались так: Париж – Выкса – Эрмитаж – Выкса – Вена – Выкса. На заводе работал всю смену, как и все. Фотографа поразило то, с каким вниманием и заботой относились к нему рабочие. На отдельных участках производства даже оборудовали рабочее место: принесли кадку с песком, в которую поставили штатив с фотокамерой, чтобы смягчить вибрацию.
Приехать в наш город на вернисаж Михаил не смог, находился в заграничной командировке. Однако успел оставить свои впечатления в буклете, выпущенном к этому дню. Ими я и заканчиваю статью: «Я встретил на заводе большое количество приветливых, внимательных и любознательных людей. Возможно, завод для них лишь рабочие будни, и они не всегда замечают эту таинственность и храмовость металлургии. И если фотографии, которые представлены на этой выставке, позволят им посмотреть на своё дело и производство по-новому, я буду считать свою миссию в Выксе выполненной».
Он не только выполнил свою миссию, но и сделал большой подарок городу, музею и металлургам.
Фото Валерия Покумейко и из рекламного буклета выставки