Чему научит Арт-Овраг?

account_circle
visibility
Ирина Седых: Выкса – это современное производствои уникальный современный фестиваль стрит-арта– Ирина Игоревна, почему фестиваль современных искусств проводится именно в

Ирина Седых:
Выкса – это современное производствои уникальный современный фестиваль стрит-арта

– Ирина Игоревна, почему фестиваль современных искусств проводится именно в Выксе?

– Выкса – промышленный город. Здесь расположены два крупнейших предприятия с современными производствами, которые являются одними из  самых передовых в мире! И мы чётко понимаем, что социальная и образовательная структура города должны также соответствовать высокому уровню.

Идея фестиваля для развития культурной, молодёжной и образовательной среды в городе возникла на одном из заводов Выксы и была нами поддержана. Ведь завод – это люди, которые работают на нём: от сталеплавильщиков до управляющих  производством. Для того чтобы такие специалисты оставались в городе  и приезжали в него, социальная среда должна соответствовать высокому уровню предприятия. Стереотипный образ рабочего в замусоленной, засаленной спецовке с кувалдой в руке должен давным-давно уйти в прошлое.

В Выксе огромное количество молодёжи, которая даже не знает,  что делают на заводах ОМК и какие проекты мирового масштаба осуществляются с помощью продукции наших предприятий. Мы заинтересованы в молодёжи и создаём условия для работы и качественной жизни не только на собственных производствах, но в регионах пребывания наших предприятий.

– Поэтому и родилась идея фестиваля для молодёжи?

– Да. Сначала родилась идея очень небольшого фестиваля молодёжного искусства, который объединил в себе несколько видов современного стрит-арта. Мы попробовали, запустили пробный шар. К первому фестивалю в 2011 году был построен роллердром, который используется очень активно до сих пор. На фестивале в 2012 году мы расширили спортивное направление: создали площадку для паркура, дёрт-трассу, где на специальных спортивных велосипедах можно было выделывать совершенно умопомрачительные трюки.

Постепенно наш фестиваль стал расширяться, к нам приезжали архитекторы и художники из других стран – около 50 участников из Венгрии, Финляндии,  Шотландии,  Италии, США, Великобритании. А в этом году фестиваль  приобрёл поистине международный масштаб.

– И как молодёжь принимает фестиваль?

– Молодёжь города с удовольствием участвует в наших проектах. Об этом свидетельствует, в том числе, и огромное количество волонтёров, готовых помочь в организации фестиваля. АудиторияЧему научит Арт-Овраг? «АРТ-Оврага» постоянно увеличивается и расширяется.

Конечно, то, что мы предлагаем, может быть спорным.  Кому-то что-то, может быть, не нравится. Безусловно, есть люди старшего поколения со своим взглядом на жизнь. Ведь любое изменение привычной атмосферы может вызывать дискомфорт.

Но мы призываем: давайте находить точки соприкосновения, давайте вместе делать что-то новое и созидать, а не сидеть в кресле и недовольно ворчать по поводу нового граффити, появившегося на заборе, которое закрыло безобразную дырку. Мы призываем жителей к тому, чтобы они участвовали в дискуссии и занимали активную позицию в отношении своего города.

– В этом году в фестивале «АРТ-Овраг» участвуют художники, скульпторы и архитекторы мирового уровня. Как они воспринимают Выксу?

– Вы знаете, для скульпторов и художников это очень интересная площадка. Город живёт, активно меняется, вот эта динамика и богатая внутренняя жизнь привлекает людей искусства. Мнение о том, что Выкса – это пять домов-коробок и одна коптящая труба – грустный стереотип нашего восприятия. Мы хотим сломать этот стереотип. Ведь Выкса – это действительно современное производство и действительно уникальный современный фестиваль стрит-арта.

Валентина Морозова

Александр Кастравец:
Формирование нравственно-культурной среды – пусть это звучит пафосно, но, надеюсь, понятно – одна из задач, которую ставит перед собой ОМК.

– Через два дня стартует третий «Арт-Овраг». Правильно ли я понимаю, что в этом году он перерос в «Арт-Выксу»?

– Скорее, «Арт-Овраг» стал частью большого проекта «Арт-Выкса». Ведь мы постоянно организуем гастроли академических театров, приглашаем лекторов с уникальными методиками, совместно с ДК и администрацией округа проводим различные фестивали: бардовской песни, самодеятельного театрального искусства и т.д. Хотелось бы, чтобы все эти проекты не воспринимались разрозненно, а проходили под одной большой афишей. На  самом деле компания вкладывает огромные средства в проведение  многочисленных культурных мероприятий.

– Давайте уточним про деньги. Понятно, что всё это затратные мероприятия. Какую цель преследует компания?

– Позиция акционеров понятна. Мы не раз говорили о том, что жизнь заводчан не должна заканчиваться проходной. Поверьте, руководители десятков предприятий живут по принципу: всё, что на территории – моя забота, моя зона ответственности, а за забором – личная жизнь каждого, и я к ней никакого отношения не имею. Это глубокое заблуждение.

Каждый сотрудник имеет определённые ценности: нравственные, идеологические и т.д. Поэтому очень важно, с каким настроем он идёт на работу. Формирование нравственно-культурной среды – пусть это звучит пафосно, но надеюсь, понятно – это одна из задач, которую мы хотели бы решить. Да, она долгосрочная.

То, что мы вкладываем огромные средства в реконструкцию Баташёвского комплекса, тоже часть нашей стратегии. Потому что мы хотим, чтобы у города был музей, в который горожане и гости Выксы ходили бы с большим удовольствием, где проводились бы выставки, семинары, мастер-классы.

Мы хотим, чтобы в городе был возрождён парк. Не только как исторический памятник, но и как предмет гордости и восхищения. Для этого он должен быть благо-устроенным и современным. В этом году к сентябрю планируем завершить все работы по реконструкции партера парка.

Создание новой среды, где есть возможность для самореализации и развития человека – это та задача, которую перед собой ставит компания.

Содержание Дворца культуры – это десятки миллионов руб-лей. В принципе, ОМК могла бы отказаться от этого объекта и не тратить ни копейки, вкладывая средства лишь в развитие производства. Но мы этого не делаем, прекрасно понимая, что сегодня Дворец – это не только кино-концертный зал, но и кружки, секции, это место, куда сотни людей приходят  заниматься творчеством.

Мы берём на себя эти расходы прекрасно осознавая, что тем самым даём возможность детям, юношам и девушкам, людям среднего и старшего возраста приобщаться к искусству.

– Существует мнение, что поскольку парк является памятником федерального значения, то любые реставрационные работы в его партере и сам «Арт-Овраг» можно проводить только имея разрешительные документы Росохранкультуры.

– Поверьте, мы не сделали ни одного противоправного шага. Реконструкция партера парка согласована со всеми надзорными органами. Все художественные работы, которые там будут представлены, в частности, скульптуры, тоже прошли соответствующие согласования, начиная от общественных слушаний и заканчивая заключениями экспертов. Никакой самодеятельности здесь нет, не было и быть не может!

Другое дело, что у отдельных критиков есть собственное субъективное восприятие, какими должны быть партер парка или музей. Конечно, любой человек имеет право на личное видение. Но для того чтобы реализовать его, нужны большие знания и серьёзные инвестиции. Если кто-то располагает ими, то он вполне может осуществлять свои задумки и проекты, пройдя все необходимые согласования.  
Чему научит Арт-Овраг?
Мы признаём, что был допущен один просчёт – нарушена дренажная система при строительстве дёрт-трассы. В самое ближайшее время всё будет восстановлено.

Подчёркиваю, что все реставрационные работы в музее и в парке ведутся исключительно на основе заключений экспертов и согласований с надзорными органами.

– Прислушиваетесь ли вы к людям, которые критикуют проекты компании?

– Если критикуют по существу – да, если «ради красного словца» – нет. Занять позицию жёсткого критика всегда проще, чем по-участвовать в процессе созидания. Есть незначительная часть выксунцев, которые любят покритиковать любые начинания, при этом ничего не предлагая взамен и, самое главное, ничего не созидая.

Акцентирую внимание: частная компания (каковой является ОМК) могла бы не вкладывать сотни миллионов рублей в реконструкцию Баташёвского комплекса, партера парка, в организацию и проведение мастер-классов, семинаров, фестивалей, гастролей театров, функционирование ДК, в вузы и техникумы... И никто бы нас за такую позицию не  осудил. Потому что мы – частная компания. Но ОМК не отделяет себя от города и горожан, понимая, что ресурсы администрации округа весьма ограничены. Мы вкладываем огромные средства, чтобы жизнь в Выксе была интересной, престижной и достойной.

Я приглашаю всех выксунцев от мала до велика: приходите на фестиваль. Здесь каждый найдёт для себя занятие по душе.

Ася Шнитко