Что вы знаете о нижегородских обычаях чаепития?

account_circle ВР
visibility
Знакомим читателей с чайными традициями.

самоварКнига Вячеслава Фёдорова и Николая Мошкова «Сказ о Самовар Самоварыче, или Путешествие к чайным истокам» рассказывает об этом и о гостеприимстве. В ней вы встретитесь с Самовар Самоварычем, законодателем чайных традиций. Издание яркое и художественно иллюстрированное. 

Символ русской культуры

Да, самовар один из наших национальных символов. За границей его даже прозвали «русской чайной машиной» и считали в шутку главным русским изобретением. 

В России чай издавна был любимым народным напитком, но заядлыми его любителями были мы, нижегородцы. 

На Нижегородской ярмарке можно было выбрать любой самовар из существовавших в России фабрик: московские, тульские, ярославские и многие, многие другие.

В 1875 году на ярмарке было открыто пять чайных: на Стрелке, на Сибирской пристани у Баранцева и у Чайных складов на Песках, за флажным мостом и в бакалейном ряду. В то время Россия закупала чая на 50 миллионов рублей золотом в год. Позже эта сумма выросла до 70 миллионов. 


Досье «ВР». Вячеслав Вениаминович Фёдоров – журналист, краевед, писатель, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РФ, редактор отдела писем газеты «Земля нижегородская», ведущий постоянной авторской рубрики «Краевед». Многократный лауреат премии Нижнего Новгорода.

В 1966 году окончил Сормовский машиностроительный техникум. С 1969 по 1993 г. – литсотрудник, старший корреспондент, спецкорреспондент. Более 20-ти лет работал в горьковской молодёжной газете «Ленинская смена», вёл военно-патриотическую тему. В 1990-е гг. и начале 2000-х – обозреватель газеты «Нижегородский рабочий».

В 1975 году издана первая книга Вячеслава Фёдорова «Солдаты – сыновья солдат». На сегодня из-под его пера вышло свыше 20 произведений. Среди них книги об оружии, которое делалось в Горьком, о жизни и труде горьковчан на БАМе, детально восстановленная биография Валерия Чкалова.  

В 2017 году вышла новая книга Вячеслава Фёдорова и Николая Мошкова «Сказ о Самовар Самоварыче, или Путешествие к чайным истокам». 

Николай Владимирович Мошков – профессиональный фотожурналист. После окончания Горьковского политехнического института по специальности инженера-кораблестроителя несколько лет работал на заводе «Красное Сормово».

Увлекался фотографией. С 1970 года начал заниматься ею профессионально, став штатным фотокорреспондентом областной молодёжной газеты «Ленинская смена». Участник многочисленных отечественных и зарубежных фотовыставок, имеет награды и призы. Снимками Николая Владимировича иллюстрировались газеты и журналы, они попали во многие издания – более двух десятков книг и альбомов вышли с его иллюстрациями. За фотоальбом «Земля Нижегородская» удостоен звания лауреата премии Нижнего Новгорода.


                                    Смеркалось; на столе, блистая, 
                                    Шипел вечерний самовар, 
                                    Китайский чайник нагревая; 
                                    Под ним клубился лёгкий пар. 

                                                                 Разлитый Ольгиной рукою, 
                                                                По чашкам тёмною струёю
                                                                Уже душистый чай бежал, 
                                                                И сливки мальчик подавал…

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

самовары

В жизни Александра Сергеевича Пушкина был самовар, который притягивал его теплом и крепким чаем. Он принадлежал президенту Российской академии художеств Алексею Николаевичу Оленину, в доме которого Пушкин частенько бывал. Сейчас самовар хранится в Государственном музее А. С. Пушкина.

«Певцами купеческих чайных традиций, безо всякого сомнения, могут быть признаны два художника: драматург Александр Николаевич Островский и живописец Борис Михайлович Кустодиев.

В пьесах Островского непрерывно пьют чай, и самовар превращается в главного героя сценического действа. 

Кустодиевские купчихи с блюдечками и пузатыми самоварами – одни из символов патриархальной России. 

Напомним, что изначально чай считался дворянским напитком. Дороговат он был для простого люда, как и самовар. И всё-таки, с последней трети XIX века чаепитие становится частью купеческой жизни». (Из книги «Сказ о Самовар Самоварыче, или Путешествие к чайным истокам»).

На чаепитие – в Городец

Если вы хотите узнать всё о чае и о самоварах, отправляйтесь в Городец. Там есть музей самоваров и при нём чайный двор, где вас угостят чаем по вашему вкусу. А истории о самоварах расскажут – заслушаетесь. 

В Городце вам объяснят, что чай надо пить непременно с пряничком. Городов, знаменитых пряниками, много, но Городец стоит в этом ряду особняком. В XVIII веке здесь выпекалось до восьми тысяч пудов пряников, нескольких десятков сортов. Владимир Иванович Даль писал: «Пряники бывают одномёдные, медовые, сусляные, сахарные: битые (до пуда весом, с. Городец, Нижг.), коврижки, жемки, жемочки, орехи, фигурные, писаные, печатные и пр.».

Русские купцы давно приглядывались к лимону, но завозили его редко, и павловский лимон стал чудом и диковиной. Год его появления в Павлово известен – 1860-й, и изначально цитрон «павлы» использовали именно к чаю. 

Много интереснейших событий в истории России, Нижегородской земли и судьбах знаменитых людей связано с историей чая, культурой чае-пития и чудесным изобретением – самоваром.

Светлана Абрамова, ведущий библиограф отдела обслуживания ЦБ