Дело – в ракурсе

visibility
Ни для кого не секрет, что цифровые технологии превратили фотографию в привычный атрибут повседневной жизни.На улице или дома, на работе

Ни для кого не секрет, что цифровые технологии превратили фотографию в привычный атрибут повседневной жизни.

На улице или дома, на работе или на отдыхе – практически всюду мы сталкиваемся с десятками (сотнями или даже тысячами) изображений за день. К тому же мы и сами имеем возможность снимать какие-то определённые эпизоды, потому можно констатировать, что фотоснимков в нашей жизни стало даже слишком много. Стоп. А вот теперь задумайтесь и вспомните любую понравившуюся вам вчера или позавчера фотографию. Наверняка этот снимок был каким-то особенно нежным и сочным или снят с необычного ракурса, иначе он бы просто не всплыл в нашей памяти, которая перегружена большими объёмами ежедневно поступающей информации. Вот об этом мы сегодня и поговорим – о съёмке с необычного ракурса: что это, собственно, такое, и как сделать фото запоминающимся зрителю.

Для начала приведу определение слова «ракурс» из учебников по фототеории: «Перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс – одно из выразительных средств авторской интерпретации сюжета». Вот так, ни больше и ни меньше.

Расшифрую эту мудрёную формулировку на простом примере. Все, конечно, видели знаменитую фотографию-обманку, где жених «держит» на руке невесту. Так вот, здесь при съёмке как раз использовался способ с применением необычного ракурса: жених на переднем плане (большой человек) и невеста на заднем плане (маленький человек). А вот ещё пример из серии, где снимок сделан с оригинальной точки зрения: в кадре человек как бы держит двумя пальцами Эйфелеву башню (или любое другое строение, или солнце). Как снято такое фото? Всё по тому же методу: человек отходит от башни на необходимое расстояние и занимает в кадре передний план. И таких снимков – с необычной точкой при фотографировании – в Сети можно найти тысячи. Согласитесь, такие кадры после просмотра запоминаются надолго.

Способ, связанный с необычной точкой фотографирования (снизу, сбоку или сверху), безусловно, придаёт снимку оригинальный художественный результат. К примеру, применение нижнего ракурса позволяет фотографу ярче выразить свою задумку о величии какого-то большого объекта и усилить ощущение от просмотра чего-то монументального и величественного. Попробуйте сделать фото «от земли»: сразу увидите, что даже небольшой предмет визуально увеличился в размерах, а динамичная сцена (скажем, прыжок человека) приобрела новую окраску.

Дело – в ракурсеВерхняя точка съёмки обычно используется фотографами в тех случаях, когда нужно снять какое-то большое пространство, захватив при этом как можно больше деталей в кадр. Экспериментируя, вы можете снять какой-то отдельный объект на обширной территории (скажем, человека посреди громадного поля), чтобы добавить вашему сюжету игру размеров («большой-маленький») и подчеркнуть положение в каком-то большом пространстве.

Даже новичку не составит труда познакомиться с этой технологией съёмки: ничего сложного тут нет, а бесценный опыт приходит сразу. Но не прибегайте слишком часто к подобному действу, иначе вы рискуете сделать большинство кадров в вашем альбоме «игровыми». Всё хорошо в меру. Фото должно быть осмысленным: прежде чем нажать на кнопку, вы должны понимать, что передаёте зрителю некую полезную информацию. Потому, если желаете получить на выходе качественный результат, исключите раз и навсегда из своего словесного запаса фразу «снял просто так».

Возьмите перечисленные способы себе на вооружение, ибо у хорошего фотографа всегда должны быть наготове несколько вариантов для съёмочного процесса. Как знать, может, именно этот способ фотографирования в какой-то определённый момент окажется наилучшим? Однако при съёмке нужно помнить, что объектив камеры иной раз может сильно исказить кадр: в идеале для каждой сцены нужна своя оптика. Потому следите, чтобы пропорции зданий или любых других объектов не слишком заметно искажались, иначе снимок потеряет всю художественную ценность.

Дело – в ракурсеВ завершение статьи поделюсь своей наработкой, которая существенно может помочь новичкам. За день-два до съёмки я мысленно прокручиваю в голове возможные варианты и заранее стараюсь подготовиться к внештатным ситуациям. Скажем, представляю человека в кадре и тут же «смотрю», какую точку съёмки лучше выбрать. Иногда даже могу сделать простенькие эскизики-схемки и взять этот листочек с набросками с собой в качестве «напоминалки».

Необходимо уяснить: выбор ракурса – важнейший момент при фотографировании, поскольку правильная точка съёмки придаёт снимку художественную ценность и эстетическое удовольствие от просмотра. А может случиться наоборот: поторопился, снял с первой попавшейся позиции, тем самым загубив на корню замечательную идею. Чтобы этого не произошло, в процессе съёмки по возможности чаще перемещайтесь, трезво оценивайте ситуацию и меняйте ракурсы. Хотите научиться классно снимать – будьте готовы «закачать» в себя много информации и посвятить фотоискусству всего себя без остатка, а иначе в нашем деле никак…

 

Дмитрий Макаров. Фото автора