Девять дней, которые потрясли зрителей

visibility
Заметки по поводу Выксунского театрального фестиваля

Отнюдь не помышляя забавить читателя едкими критическими замечаниями и не претендуя «на истину в последней инстанции», пишу сии заметки, движимая исключительно чувством любви к театру.

А ещё искренней признательностью всему творческому коллективу ДК металлургов, директору Елене Васиной и художественному руководителю Валентине Зазерской за тот праздник, который девять дней царил во Дворце, и в котором участвовали выксунские поклонники театра и все, кто любит слово, игру, сцену, ценит творчество в его самых разных проявлениях.

Было ли это событием в культурной жизни города? Несомненно, о чём говорят полные залы. Стал ли фестиваль открытием новых имён? Безусловно! Растёт ли племя младое? Да, да, и ещё раз да!

Зачем вы ходите в театр?

В годы студенчества кто из нас не ходил в театр? Выкраивали деньги со стипендии, занимали у преподавателей, но ни одной премьеры не пропускали. Помню, как пора-зил нас Виссарион Белинский статьёй «Литературные мечтания» и сказанные им слова о театре. Они были отражением наших чувств.

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу, завядшую, заплесневевшую от сухой и скучной прозы жизни, мощными и разно-образными впечатлениями; затем, что он волнует нашу застоявшуюся кровь неземными муками, неземными радостями и открывает нам новый, преображённый и дивный мир страстей и жизни!»

Статья написана в 30-е годы XIX века, а будто бы для нас, живущих в веке XXI. То, что происходило в эти дни на театральном фестивале – тому прямое подтверждение. Вот, например, премьера спектакля по пьесе Валентина Красногорова «Сегодня или никогда» прошла в январе. И был аншлаг. В театральную неделю коллектив тоже вышел с этим спектаклем. И что же? Вновь успех и интерес. Это и есть ответ на вопрос, зачем мы ходим в театр. Затем, что персонажи пьесы похожи на нас, нам показывают со сцены нас самих. Тема «любовь-брак-семья-развод» актуальна во все времена. Четыре актёра – Николай Храмов, Сергей Куликов, Елена Бобылкова, Елена Тишкевич ведут ироничный, колкий диалог, мастерски жонглируя словами, фразами, которые уже стали крылатыми. Спектакль и смешной, и грустный.

Программа фестиваля была составлена так, что к 11 часам здесь собиралась детвора, а по вечерам – взрослые. Примечательно то, что ни тех, ни других не останавливали никакие препятствия: ни снежные бураны, ни бурное
таяние снега. В день, когда в большом зале был намечен спектакль «Чудеса в Лукоморье», разыгралась такая пурга, в которую хороший хозяин и собаку не выпустит, Дворец заполнился ребячьими голосами, которые перекричали бы самую злую вьюгу! Зато какая внимательная и чуткая тишина стояла во время самого представления! Только при появлении на сцене Кощея прошелестел робкий голос ребёнка: «Я боюсь…» и тут же замер, видимо, успокоенный кем-то из взрослых. Этот спектакль может украсить театральную площадку большого города. В нём есть всё: профессионально выполненные декорации, мастерски выведенные звук и свет, динамизм действия. Зритель не успевает выдохнуть от восхищения одним чудом, как на смену является другое, более захватывающее. Сколько раз по ходу действия я, взрослый человек, замирала от страха и смеялась от радости, что добро торжествует над злом. Дети запомнят учёного кота в бархатной шубке, эдакого вальяжно-пластичного и очень умного (Михаил Миронов), Царевен, покоряющих красотой, мудростью, звонкоголосием (Валерия Бродская, Мария Ухарская, Анастасия Миронова), обольстительную Шамаханскую царицу (Глафира Мельникова) и её танцовщиц; трёх русских Царевичей-богатырей и всю атмосферу доброй русской сказки. Воплотил же её на сцене, выступив ещё и в амплуа режиссёра, Михаил Миронов.

Постановки эстрадно-театрального отделения известны юным выксунцам. В дни фестиваля с их творчеством смогли познакомиться сотни мальчишек и девчонок. «Бременские музыканты» в постановке Нины Холодовой – это весёлый, музыкальный, наполненный шутками спектакль. Учащиеся отделения сильны и в художественном слове, что и доказали в литературно-музыкальной композиции «Театр от А до Я» (постановка Галины Козаровой).

Два детских коллектива – «Улыбка» (школа №12) и «Театральная гостиная» (школа пос. Дружба) – выступали в один день и собрали столько зрителей, что их пришлось разделить на два потока. Мюзикл «Кот в сапогах» и литературная композиция по стихам Даниила Хармса имели успех.

В последний день фестиваля павловчане привезли спектакль по пьесе Дюлы Урбан «Все мыши любят сыр», и зал был вновь полон. Я слышала у гардероба, как бабушки и мамы обменивались мнениями. Претензия была одна – почему так мало показывают спектаклей для детей в течение года. Неужели придётся ждать следующей весны?

Классике служить обязан

В том, что для своих постановок режиссёры выбирали классику, есть хороший знак и указание на то, что театральные традиции живы. Народный самодеятельный театр «Маска» ДК г. Навашино представил спектакль по пьесе А.Н Островского «Не всё коту Масленица». Им досталась нелёгкая доля открывать фестиваль, потому вполне понятна и робость актёров, и паузы, однако ситуацию мужественно спасала режиссёр Лариса Вандышева, сыгравшая роль кухарки Маланьи столь натурально, что одно лишь её появление на сцене вызывало смех в зале.

Худрук ДК металлургов Валентина Зазерская объединила в водевиле В.Сологуба «Беда от нежного сердца» лучшие творческие силы. И какой же блистательный получился водевиль, где тесно сплелись «музыка, песни, интриги и танцы», где талантливая игра актёров создавала тот неповторимый ансамбль, что отличает профессионалов! Богатый откупщик из Казани Золотников (Михаил Миронов) строг и обаятелен, искренен, но с долей притворства, хитёр и себе на уме. Почти анекдотичная перепалка мамаш (Валентина Зазерская и Ольга Прошина), чьи дочери-красавицы претендовали на миллионы влюбчивого молодого человека, неизвестно чем бы закончилась, если бы не смекалка и трезвый ум папаши. Евгений Филимонов, дебютировавший в роли легкомысленного повесы, готов был жениться на первой приглянувшейся девушке. Спектакль получился динамичным, оставил ощущение именно водевильной лёгкости, в чём несом-ненная заслуга как режиссёра, так и художников, костюмеров, специалистов по свету и музыкальному сопровождению.

Несколько особняком на фестивале стоят театральные зарисовки по трилогии А.В. Сухово-Кобылина, поставленные коллективом Выксунского народного образцового театра. То, что режиссёр Сергей Куликов влюблён в драматургию Александра Васильевича, он доказал постановкой спектакля по его пьесе «Свадьба Кречинского». В нынешних зарисовках он сделал попытку развить сатирическую направленность двух других его пьес: «Дело» и «Смерть Тарелкина». В тех малых отрывках, что режиссёр выбрал для постановки, очерчены произвол, вымогательство и взяточничество людей, призванных блюсти порядок. Здесь на глазах зрителей происходит мастерское перевоплощение героев. Только что Куликов был игро-ком-Кречинским, и вот он уже хитроумный приказчик Иван Сидоров («Дело»), а затем жёсткий лицемерный представитель чиновного произвола Варравин («Смерть Тарелкина»). Актёр Алексей Шлёпкин предстаёт в двух лицах, перевоплощаясь то в Тарелкина, то в Копылова с убедительной правдоподобностью. В постановке участвует много талантливых молодых людей, и надо отдать должное Сергею Куликову, что он сумел увлечь их серьёзным текстом трилогии, её актуальностью и злободневностью.  Свои театральные зарисовки коллектив посвящает 110-летию со дня смерти драматурга.

Это вам не отель «Мэри-Голд»

Народный самодеятельный театр «Саквояж» Большеокуловского РДК Навашинского района привёз спектакль по пьесе Флорида Булякова «Выходили бабки замуж». Трагикомедия. Действие происходит в доме для престарелых. В одну комнату судьба свела четырёх женщин, за спиной которых нелёгкая жизнь. Вдовы. Дни похожи один на другой. И вдруг – перемена, да какая! Жалует дедушка к ним. И тут-то начинаются приключения. Каждая вдруг увидела в нём то, что связывало с прошлым, пусть тяжёлым, но светлым, наполненным надеждами. Да и дедок растравил тем, что, мол, домик у него в степи есть, где греют брёвна и где ласково топится печь. Бабульки соглашаются  убежать с ним все разом, лишь бы не жить в доме для престарелых… Однако все радужные мечты развеяла председатель: нет домика, растащили по брёвнышкам… Немая сцена. Совсем по Гоголю.

А я вспомнила американский фильм «Отель «Мэри Голд» – лучший из экзотических». Тоже дом престарелых, тоже неустроенность и надежда на лучшее. Но в фильме всё заканчивается радужно. Хотя есть в нём и печальные нотки.
В этом же спектакле – безнадёга, брат, безнадёга… Самое потрясающее в том, что артисты-то тоже почтенного возраста, и лицедействовать им не приходилось. Они играли жизнь. Когда мы бросились их поздравлять и обнимать, они лишь застенчиво говорили: «Как сумели, так и сыграли…» Отлично сумели, надо добавить.

Ты прав, неистовый Виссарион!

Многие, конечно, помнят если не фильм «Старшая сестра», то хотя бы монолог талантливейшей Татьяны Дорониной. (Где она сейчас, и что с ней?). «Театр!... Любите ли вы театр так, как я люб-лю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины… Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно…» Эти слова Виссариона Белинского как нельзя лучше характеризуют отношение к театру актёров из Павлово. Они показали спектакль «Маленькие трагедии» по А.С. Пушкину («Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы»). Профессиональная игра, нестандартное оформление, выстроенность мизансцен, драматизм и накал
страстей – всё это есть в потрясающем по силе прочтения спектакле по пьесе «Пир во время чумы». Актёры сумели передать трагедию жизни во время страшной болезни через танец. Он то безумно и неестественно весёлый, то надрывный, наполненный горечью неизбежности. Спектакль потрясает тем (позволю себе вновь процитировать бессмертного Белинского), «что вы здесь живёте не своей жизнью, страдаете не своими скорбями»…

Эпилог. Как и полагается по законам жанра, несколько слов в заключение. Итак, уроки фестиваля. Любовь к театру у выксунцев не пропала. Продолжает жить в генах с времён тех давних. Растёт поколение молодых, дерзких и талантливых артистов.  Но захотят ли они служить Мельпомене в Выксе так, как это делают нынешние энтузиасты? Несмотря ни на что? Пусть не хватает репетиционных залов и сценических площадок, гастрольных поездок и общения с профессионалами. Ведь не это главное! Главное – беззаветно любить театр... А зритель уже созрел. Ему нужна такая энергетическая подпитка!

О грустном.
Поздравляли, говорили добрые слова и вручали подарки всем участникам театрального фестиваля директор ДК Елена Васина и главные редакторы газет «Выксунский рабочий» Лиля Фролова и «Выкса.ru» Алёна Баикина. Чиновники от культуры предпочли остаться в стороне от большого события в культурной жизни округа. К чему бы это и почему?