Дом, где всегда радуга

visibility
Детской художественной школе исполнилось 40 лет В каждом ребёнке заложен от природы дар творчества – Как в эпоху Возрождения На ярмарке, ярмарке пел петух в валенке Факультатив… по валянию Мир повидать Вместо эпилога

Основанная в 1974 году педагогом и художником Борисом Бединым, она стала центром эстетического воспитания детей. Получая здесь дополнительное художественное образование, они приобретают стойкий иммунитет к безобразному и ужасному, у них развивается любовь к красоте.

Представьте только, сколько за четыре десятилетия появилось в Выксе людей с чувством прекрасного в душе! Сегодня в «художке» учатся уже дети и даже внуки первых её учащихся. Именно о такой культурной прослойке в городе и мечтал Борис Николаевич. Более того: вчерашние ученики сами стали преподавать в школе. Не прерывается связь времён.

 

Дом, где всегда радуга

с гордостью заявила директор школы Галина Дедусенко. Для неё это не просто слова, а руководство к действию.

– К нам приводят детей по разным причинам, – с улыбкой начала она. – Одни хотят, чтобы мы раздули его божью искру, другие – чтобы приучили к усидчивости, третьи – чтобы выработали у него красивый почерк. И поверьте, художественная школа выполняет все пожелания родителей. Ребята продолжают обучение в училищах и институтах, становятся художниками-графиками и оформителями, архитекторами и дизайнерами, мастерами росписи по дереву и керамике.

Уже два года в художественных школах введена предпрофессиональная программа обучения. И если раньше срок обучения был четыре года, а пятый – дополнительно для тех, кто намерен поступать учиться дальше, то сейчас – пять лет и шестой дополнительно. А если ребёнок учится восемь лет, то девятый год идёт плюсом. И после окончания школы ребёнок получает документ государственного образца. Даже в Европе такого нет! Там живописи и рисунку можно научиться только частным образом.

Положительным является и то, что в нашей школе можно обучиться и основам ремесла с тем, чтобы в дальнейшем оно стало профессией.

 

Дом, где всегда радугаВ эпоху великого Леонардо да Винчи прежде чем стать художником, нужно было пройти путь от подмастерья до мастера. Для этого надо уметь смешивать краски, грунтовать холст, вырезать из дерева, резать по дереву, расписывать игрушки… И только потом овладеть ремеслом художника. Это было правильно. Как верно и то, что сегодня в школе работают специалисты, обучающие гончарному делу и искусству обжига, дизайну одежды, валянию из шерсти, квиллингу и фьюзингу.

 

Дом, где всегда радугаПетухи на художественной ярмарке, которая проходит уже второй раз в деревне Грязная по инициативе выксунской ДХШ, поют в соседних с ярмаркой домах. Вместе с огромным количеством разного юного люда, что приезжает сюда с великим разнообразием своих изделий, петухи и куры, козы и коровы, лошадки и овечки представляют собой колоритную картину деревенского быта. У палаток, в которых выксунские дети с помощью своих педагогов шьют обереги и делают бусы из ракушек, бусинок, вяжут фенечки и вырезают из куска мыла фигурки, всегда толпится народ. Тут же, рядом с мастером рисунка и живописи Валентином Крёкиным, пишущим натюрморт, примостился и его ученик. Интересно, у кого лучше? Рядом с преподавателем Анной Фроловой, которая даёт мастер-класс по рисунку, тоже кучка любопытных. «Похож или не похож будет акварельный вариант на юную натурщицу?»

Став инициатором подобных региональных ярмарок детского творчества, ДХШ намерена сделать их постоянными и традиционными. Тут ведь главное – и себя показать, и у других поучиться.

Дом, где всегда радугаНашего полку прибыло! – говорят в школе. Сегодня здесь работают восемь молодых специалистов, каждый – истинный мастер своего дела. Они пришли в школу со своим опытом, навыками, манерой преподавания и общения. Арвидас Пликайтис – рисовальщик, живописец и портретист. Ученики любят его за то, что он фонтанирует разными идеями, и ему нравится творить в авангардном стиле. Михаил Мушников родом из Скопина, известного своим гончарным искусством. После окончания художественного училища в Абрамцево, где получил специальность гончарных дел мастера, некоторое время работал в Москве, в мастерской у известного скульп-тора Ковалёва. Теперь – преподаватель в нашей школе. Завораживающее зрелище – смотреть, как из бесформенного куска глины получается кувшин или греческая амфора, благодаря почти неуловимым движениям рук умельца. Кстати, путь в Выксу ему указал приехавший раньше своего друга Иван Пантелеев, тоже выпускник Абрамцевского училища. Отличный резчик по дереву и рисовальщик.

Самородок, выпускник ДХШ, студент педагогического института Никита Каляшин с душою творческой и лиричной с удовольствием занимается с первоклассниками рисунком, живописью, композицией.

Вернулся в школу и мастер портрета, график Александр Фролов. Он ведёт занятия со старшими ребятами, которые намерены продолжать образование.

 

Дом, где всегда радугаВесьма необычно, что в художественной школе наряду с привычными занятиями есть и факультативы. Кроме классических, например, живопись, рисунок, портрет или пейзаж, есть ещё и такие экзотические, как техника «сухой кисти», «шерстяная» акварель, батик, иконопись, дизайн одежды, т.е. прикладное направление. Это именно то, что в будущем может стать и профессией, и любимым занятием.

В отделение художественной школы посёлка Грязная приобрели швейные машинки всех видов: ножные и ручные, механические и электрические, оверлоки. Сейчас дети знакомятся с видами тканей, правилами раскроя, начали делать салфетки и коврики в стиле пэчворк. Ребятам нравится это прикладное направление.

А занятия по фьюзингу! Смею вас уверить, что ни в одной художественной школе области этому не учат. Ремесло увлекательно тем, как в специальных печах проходит процесс запекания стекла. Технология интересная и процесс – непредсказуем! Это нечто вроде глазури. Изделия получаются очень яркие, красивые и уникальные. Интересна и сама история приобретения печи. Как-то раз Галина Геннадьевна увидела на одной из выставок изделия фьюзинга. Загорелась желанием организовать подобные занятия в Выксунской школе. Написала письмо депутату Законодательного собрания Краснову с просьбой помочь. Тот откликнулся. В результате печь доставили из… Канады, как самую качественную, надёжную и простую в эксплуатации. Представить только: её везли через океан, через Санкт-Петербург, Москву, чтобы доставить в Выксу.

 

Дом, где всегда радугаВ каждом классе «художки» теперь есть телевизоры, благодаря которым стал возможен просмотр любого видеоматериала по истории искусства. Педагог делает подборку иллюстраций по изучаемой теме. Получается живо, наглядно, убедительно. Но никакая, даже самая качественная иллюстрация не заменит общения с подлинниками. Именно поэтому поездки в музеи Москвы и Подмосковья, в Нижний Новгород, Муром, Коломенское для учащихся школы – словно глоток свежего воздуха. После таких экскурсий краски на ватманских листах ребят приобретают сочность, живость, энергию. Знакомство с народными промыслами Гжели и Палеха, Семёнова и Хохломы, Городца и Жостова обогащает будущих художников и навыками, и знаниями, а участие в проходящих на родине промыслов мастер-классах даёт возможность попробовать свои силы и в народном ремесле.

Важная деталь. Для того чтобы учить детей искусству, педагог должен и сам совершенствоваться, не стоять на месте. Для этого в школе есть курсы и мастер-классы. Событием в жизни учителей стали курсы в Школе известного мастера акварели Михаила Андрияки в Москве. Ещё одна ступенька мастерства.

 

Дом, где всегда радугаВот так живёт сегодня художественная школа имени заслуженного работника культуры России Бориса Бедина. Живёт насыщенной, полнокровной жизнью. Здесь обучаются 640 детей, работают 30 педагогов, 7 молодых специалистов. Молод и энергичен коллектив, средний возраст преподавательского состава – 35 лет. ДХШ имеет на балансе четыре основных здания и семь подразделений – в Мотмосе, Верхней Верее, Досчатом, Дружбе, Виле, Шиморском, Новодмитриевке.

Школа реализует учебные программы по таким направлениям, как живописно-графическое отделение, графический дизайн, декоративная роспись, профориентация, подготовительное отделение. С прошлого года здесь началась работа по дополнительным предпрофессиональным программам по новым федеральным государственным требованиям в области живописи, дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Дом, где всегда радугаНа базе школы проходят занятия для детей с ограниченными возможностями с целью их реабилитации. В школе работают шесть педагогических объединений, школа молодого педагога, творческая группа преподавателей по проведению уроков по волновой методике Михаила Казиника, авторской программе арт-терапевта, художника, руководителя школы при Музее изобразительных искусств им. Пушкина Марии Дрезниной.

Школа молода. И школа традиционна. Здесь, как и при Борисе Николаевиче Бедине, ежегодно проходит торжественная защита дипломных проектов выпускников. Это даёт им возможность почувствовать свою силу, оценить потенциал, чтобы потом уверенно продолжать путь в искусство, ремесло, в жизнь. И пусть не все становятся профессионалами, но уроки в родной «художке» бесследно не проходят. Радуга прекрасного ведёт по жизни.

 

Елена Липатова. Фото из архива ДХШ