Душой исполненный полёт

visibility
Гастроли «Русских сезонов» в Выксе – уникальное явление культурной жизни Андрис Лиепа Илзе Лиепа Михаил Лобухин

Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы при поддержке Объединённой металлургической компании в рамках шестого гастрольного тура «Русских сезонов ХХI века» по городам России провёл в Выксе концерт на сцене Дворца культуры металлургов.

Продолжая дело, начатое его отцом, Марисом, народный артист России Андрис Лиепа возрождает одну из самых ярких страниц истории русского балета – спектакли легендарной дягилевской антрепризы, покорившей Запад в начале прошлого столетия. То, что увидели выксунские зрители, было ошеломительно красиво. «Мы привезли вам сегодня лучших артистов мирового балета – народных артистов России, лауреатов Государственной премии Николая Цискаридзе и Илзе Лиепу, ведущих артистов Большого, Мариинского и Михайловского театров. С таким составом можно и Париж брать!» –представил Андрис прибывших к нам артистов.

И выксунцы показали, что они ценят, любят и знают балетное искусство, а потому билеты в кассе исчезли уже через два дня после появления афиши. А на концерте награждали выступления звёзд бурными аплодисментами.

Несмотря на то что представление задерживалось по техническим причинам, зрители терпеливо дожидались в фойе, понимая и проникаясь ответственностью момента. Андрис чувствовал себя в ДК как у себя в «Кремлёвском балете», где он является и балетмейстером, и художественным руководителем. Он то вылетал в фойе и, обращаясь к зрителям, извинялся и просил подождать, то объявлял, что «через 15 минут начинаем». Весь концерт он вёл сам, рассказывая о проекте «Русских сезонов» и о том, какие звёзды российского балета танцуют сегодня на сцене нашего ДК. Его увлечённость и лёгкость, с какой он представлял солистов балета, и любовь, с какой он рассказывал о своём детище, покорили зрителей. Его комментарии были просты, убедительны и образны. «Почему я решил возродить Дягилевские сезоны? Потому, что Дягилев является Петром I для русского искусства. Как для вас – Баташёв, так и для балета – Дягилев. Он прорубил окно в Европу для великих традиций русского балета», – сказал Андрис.

Перед началом представления Андрис Лиепа и артисты балета встретились с представителями местных СМИ.
Беседа прошла в задушевной и почти домашней обстановке.

 

Душой исполненный полётВозрождением «Русских сезонов» я занимаюсь уже более 20 лет. Считаю это своим долгом перед российской и мировой публикой. Дело в том, что в 20-е годы прошлого столетия многие артисты, композиторы и художники – композитор Игорь Стравинский, танцовщики и балетмейстеры Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, балерина Тамара Карсавина остались за границей. Мне очень жаль, что исторически так сложилось, что их в России никто не видел. Их лучшие творческие годы прошли вдали от родины, а сами они оказались оторванными от родной земли. А с другой стороны, мы не знаем, дожил бы Фокин до 1942 года, находясь в Советском Союзе. Вполне возможно, что его отправили бы в лагеря.. Это в 60-е годы Игоря Стравинского встречали как великого композитора, но не факт, что, живи он в Союзе, его не травили бы так же, как делали это с Дмитрием Шостаковичем. Мы не знаем, как повернулась бы судьба этих артистов, не окажись они за границей. Они же гастролировали вместе с европейскими артистами, композиторами, художниками, а в первую очередь арестовывали тех, кто был связан с заграницей…

Зато они оставили нам своё наследие. И всё, что мы делаем сейчас, мы делаем ради того, чтобы потомки знали своих великих артистов. Партитуры Игоря Стравинского уникальны и останутся таковыми и через 100, и через 200 лет. Музыканты всего мира будут счастливы познакомиться с сочинениями русского композитора-реформатора. Что касается артистов… Тамара Карсавина 65 лет (!) преподавала в Лондоне. Когда там показывали «Жар-птицу» Игоря Стравинского, мой отец тоже ездил на спектакль и встречался с блистательной Тамарой Карсавиной. Она подарила ему фотографию, которая до сих пор хранится в нашей семье. Это часть моей жизни. Я пытаюсь вернуть в Россию то, что ей принадлежит по праву.

Когда нынешним летом мы с друзьями посетили ваш завод и ходили по его мощнейшим пролётам, как по космодрому, то я понял, что мы просто обязаны привезти вам «Русские сезоны». Рад, что меня поддержал и президент ОМК Анатолий Седых. Рад, что мы это сделали сегодня, в канун Дня народного единства. Сложилось всё таким образом, что у многих артистов выдались паузы в их работе в театрах, а у нас в «Кремлёвском балете» три выходных дня. Вот так мы сумели к вам приехать.

Рад и тому, что наша дружба с Анатолием Седых переросла в ряд интереснейших проектов. Уже восемь лет в Центральном музее Великой Отечественной войны проводим «Бал победителей», на который съезжаются ветераны со всех бывших республик нашего Союза. И это уникальный проект.

Душой исполненный полётКогда на 20-летие ОМК я предложил Седых сделать в Выксе первый концерт, посвящённый Дягилеву, то мне сказали «да». С тех пор прошло два года, и пора бы вновь побаловать выксунскую публику. Летом мы эту возможность обсудили и сегодня воплотили. Вы увидите искусство, покорившее сердца зрителей в начале прошлого века. Балет и опера всегда были самыми яркими видами искусства, с которыми не может тягаться ничто иное. Для человека начала XX века самым важным было сходить в театр. Я сегодня даю такую возможность зрителям, чтобы, придя на балетные спектакли, человек чувствовал себя причастным к тому, что было в начале прошлого века. Во все времена русский и российский балет были флагманами культурной жизни. И этим можно гордиться до сих пор. Мы можем проиграть или выиграть в хоккее или теннисе, но на выступ-лениях русских артистов всегда полные аншлаги. Это я говорю вам со всей ответственностью.

В течение последних 30 лет я бываю за границей с нашими спектаклями, и артистов просто «разрывают» на части. Все хотят видеть русский балет. В ноябре Михайловский театр Санкт-Петербурга выезжает на три недели в Нью-Йорк, «Кремлёвский балет» – на две недели в Китай, Мариинский – в Баден-Баден и т.д. Все оркестры нарасхват, и так было, так есть и так будет, потому что «мы в области балета впереди планеты всей». И это не просто красивые слова, а реальность.

Душой исполненный полётЯ могу сказать, что искусство балета и металлургическое производство схожи. Прежде чем из металла сделать изделие, его надо основательно разогреть. Артист должен перед спектаклем так же разогреть своё тело, как вы разогреваете его в сауне. Вы – один раз, а артист – каждый день! Это для того, чтобы не было травм, чтобы спектакль прошёл отлично. Артист теряет после спектакля от двух до пяти килограмм. В зависимости от спектакля мой отец и Владимир Васильев теряли по пять кг после «Спартака». Наша профессия очень серьёзная, и такая же сложная, как и в металлургическом производстве. Мы очень близки в том, чем занимаемся. Хорошо лить металл без творчества – невозможно. Каждый человек находит творческую составляющую в своём деле, и очень важен уровень ответственности. У нас за каждым артистом – Россия. На нас приходят, смотрят, и по артистам судят обо всей стране. Точно так же и в металлургическом производстве: по качеству труб или колёс судят, как работает эта отрасль.

…Балет – искусство, которое передаётся «из ног в ноги». Наше поколение воспитано на Мариинской балетной школе. Она насчитывает 278 лет. Больше, чем история США как государства. Когда я работал в Штатах, то говорил им, что наш балет зародился, когда ещё и Штатов-то не было. Вот это традиции! Но сегодня, однако, многие считают, что балет потерял свою актуальность, и я сам с прискорбием вижу, как мало молодёжи ходит на спектакли. Раньше на галёрках в театрах всегда сидели студенты, и очень многие из них видели «Спартак», великих танцовщиков, стоя на пятом ярусе галёрки за один рубль. Им не важно было, стоишь ты или сидишь, важно было смотреть.

Душой исполненный полёт…Балет Игоря Стравинского «Жар-птица» для нас своего рода культовый спектакль. Освобождение государства от власти Кащея Бессмертного – символ нашей российской жизни. Мы всегда от какого-нибудь Чудища-Юдища поганого, либо от собственного Кащея спасаем родную землю. Это всего лишь русская сказка. Но когда мы её показали за границей, то все поняли её тайный смысл. Мы всё время ждём Жар-птицу, надеемся, что в руках у нас окажется волшебное перо, которое поможет изменить жизнь к лучшему. И вся сказка – это история нашей страны. И Наполеона, и Гитлера победили, хотя всё вставало поперёк и против нас. Есть в нас сила особая. Потому и вместо Кащеева царства вырастает град духовный. Сегодня наша страна возрождается. Мне трудно представить, что могли чувствовать люди, когда видели, как взрывали храм Христа Спасителя. Я часто и много работал в Риме. Там до сих пор стоят храмы, помнящие гладиаторские бои. Никто их не разрушал, и никому в голову такое не могло прийти! Всё, что построили при Муссолини – стоит. Никому не вздумалось снести это с лица земли. У нас же – просто стихийное бедствие какое-то! Разрушить до основанья старый мир и построить новый. Зачем? Сейчас я работаю в Кремле и слава Богу, что хотят восстанавливать Чудов монастырь и две-три часовни. Я рад, что это происходит. Возрождаем город духовный…

Спрашивают, хотел ли я перерасти своего отца. Никогда. Мы просто продолжаем его дело. То же самое могут сказать и дети Ефремова, Евстигнеева, Стриженова… Отцы – они великие. Перерасти их невозможно. Можно только продолжать то, что они начали. Их уровень слишком высок. Это свет, к которому надо стремиться. Вчера, будучи в Дивеево, зашёл в храм и передал икону Христа Спасителя. Матушка Сергия поместила её в центральном приделе. Икона принадлежала отцу, и сейчас она на своём месте.

 

Душой исполненный полётПроект, который ведёт мой брат – фантастический, невероятно важный для всего культурного пространства нашей страны. Этим летом «Русским сезонам» стоя аплодировал Лондон. Поэтому «Сезоны» – это демонстрация мощи нашего балета и нашей страны. Это наше национальное достояние. Когда я слышу, как говорят, что не понимают балет, могу на это ответить, что человек просто не был на спектакле, когда танцуют большие артисты. Если кто-то видел на сцене моего отца, то ему и в голову бы не пришла мысль о том, что он не понимает балет. Искусство балета – это энергетика, это спектакль, который создаётся здесь и сейчас, это некая магия, которая не отпускает никогда. Для меня не важно, на какой сцене танцевать: столичной или в маленьком городе. Ты танцуешь вне зависимости от того, какое у тебя настроение. Мы такие же люди, как и все, и у нас тоже бывают спады. Но мы – профессионалы. И ты начинаешь своё дело, разогреваешься, и постепенно приходит то, что зовётся вдохновением. Для артиста каждый спектакль – неизвестность. В этом состоит привлекательность профессии, потому что всё время стоишь на пороге открытий.

Благодарна отцу, что он поставил нам с братом очень высокую планку служения профессии и того, как человек должен жить. Нас увлекло не только то, что родители – артисты, а и то, что вокруг них была необыкновенно творческая атмосфера. Отец любил дело, которым занимался и которому служил беззаветно. Он и нам передал эту любовь.

Где мне комфортнее: в балетах классических или современных? Я станцевала много интересных спектаклей, и проект «Русские сезоны» дал мне вторую жизнь, потому что моя творческая жизнь всегда текла вне зависимости от Большого театра, иногда соприкасаясь с ним. Так, когда мне предложили станцевать в «Пиковой даме», то я с радостью согласилась. Это один из наших с Николаем Цискаридзе радостных моментов. А «Русские сезоны» дали нам уникальную возможность работать, в то время как у наших коллег её не было. Жизнь артиста в профессии очень коротка, и новая работа для нас – это воздух. Потому и потрясающая «Шахерезада», которую я танцевала со многими великолепными актёрами, и «Синий Бог», который был поставлен для нас с Цискаридзе, и «Болеро», которое было восстановлено и которого русский зритель никогда не видел, и многие другие спектакли «Сезонов» для меня бесценная возможность танцевать, ощущая себя во времени Дягилевских сезонов. «Болеро» было поставлено замечательной танцовщицей, несравненной Идой Рубинштейн. Музыку заказала она же. Через неё мы с Андрисом открывали время, эпоху Дягилева, удивительных личностей из его окружения. У Андриса есть дар заражать артистов тем, чем он сам увлечён. Они принимают его хореографию, и тогда балет смотрится с захватывающим интересом.

 

Душой исполненный полётСегодня в рамках гала-концерта я танцую вместе с Александрой Тимофеевой па-де-де из балета Л. Минкуса «Дон Кихот», одного из самых известных классических балетов. И номер на музыку Владимира Высоцкого «Всё не так», в хореографии японца М. Ивато. Нас сегодня объединил фонд Мариса Лиепы. Благодаря таким концертам зрители могут увидеть лучшие номера, лучшие фрагменты из балетных постановок. Мы объехали с гастролями многие города России. Если бы не «Русские сезоны», я вряд ли когда-нибудь побывал бы в таких городах, как Саратов и Казань, Самара и Владивосток, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Мне нравится танцевать и классику, и современность. Потрясающий номер на песню Высоцкого родился пару лет назад, когда у нас был простой в работе, и я попросил японского балетмейстера сделать хореографию на неё. Он послушал музыку и сделал. Номер так потрясающе вошёл в этот проект, что я его часто исполняю. Он хорошо принимается зрителями.

 

Душой исполненный полётКакой итог может быть у концерта, составленного из лучших номеров «Русских сезонов», в котором танцуют звёзды российского балета? Конечно, блистательный, потрясающий и ошеломительный. Балетмейстер Андрис Лиепа, народный артист России, лауреат Государственной премии, сумел воплотить в гала-концерте всё самое ценное и традиционное, что присуще русскому танцевальному творчеству. Сумел возродить спектакли, потрясавшие в веке минувшем европейского зрителя, а теперь потрясают и наших современников. «Сезоны» пробуждают нашу национальную гордость. Поистине деятельность Андриса на ниве балета – миссионерская. Все номера заслуживают восторга и восхищения. Но отдельно стоит сказать об одноактном балете «Послеполуденный отдых Фавна» на музыку Клода Дебюсси, в хореографии Вацлава Нижинского. Это был великий русский танцовщик, он впервые попробовал уйти от классического балета и сделал спектакль, в котором нет ни одного классического движения. Ни прыжков, ни пируэтов, а есть совершенно фантастическое ощущение погружения в роль. Когда-то Нижинский говорил: «Я есть Фавн». Как сказал Андрис, сегодня народный артист России, лауреат Государственной премии Николай Цискаридзе один из немногих танцовщиков мира может повторить то же самое. Нам не дано видеть Нижинского, но то, как станцевал Цискаридзе, – верх совершенства. А дуэт с Илзе Лиепой, народной артисткой России, лауреатом Государственной премии, заставил сожалеть о том, что так коротка миниатюра. Хотелось, чтобы чарующее действие продолжалось и не заканчивалось. А осознание того, что декорации написаны Леоном Бакстом, повергает в священный трепет причастности к высокому искусству.

И всё-таки словами невозможно выразить ту симфонию чувств, которые пробуждают в душе « Русские сезоны». Остаётся благодарность и признательность Андрису Лиепе и его звёздам.

 

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой