В архивах журналиста, киноведа, редактора Выксунского телевидения Георгия Татарских сохранились записи о том, как снимался фильм в 1981-м. А в фотоархиве оператора ТВ Александра Медельца – фотографии с мест съёмок. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию этот материал. Тем более, что год особенный, посвящённый российскому кино.
День первый. Знакомство
В киношную атмосферу мы окунулись сразу, как только переступили порог гостиницы, в которой остановилась съёмочная группа киностудии им. Горького. В вестибюле, где собрались кинематографисты перед отъездом на натурные съёмки, было многолюдно, несмотря на ранний час. У нас было время присмотреться к окружающим. Молодые люди в будёновках с алыми звёздами, в шинелях, полушубках и в джинсах, что-то переносили в автобус. А вот несколько человек, словно сошедшие со страниц любимых с детства книг о гражданской войне, в грубых солдатских ботинках, в обмотках и выцветших гимнастёрках, спорили о состоявшемся накануне спортивном матче столичных команд.
В углу вестибюля, в кресле, заметили усталого человека средних лет. Лицо показалось очень знакомым. «Да это ж киноактёр Борислав Брондуков!» – пронеслась запоздалая мысль. Из реплик ребят из съёмочной группы узнали, что Брондукова, исполнителя одной из главных ролей, здесь заждались. Сегодня ночью он приехал из Москвы, где снимался в новой кинокомедии Эльдара Рязанова «Эскадрон гусар летучих». Теперь ему предстояло сразу же вы-ехать на съёмочную площадку фильма «Тайна далёкой пристани» режиссёра Эльдора Уразбаева.
С любезного разрешения администрации мы размещаемся в студийном автобусе. Через полтора часа прибываем на место съёмки, которое находится на живописном берегу Оки в затоне Ефаново недалеко от посёлка Судострой Навашинского района Горьковской области.
День выдался пасмурный. Изредка накрапывал дождь. Но эти обстоятельства не остановили режиссёра. В таких случаях кинематографисты прибегают к помощи мощных осветительных приборов – юпитеров. Заж-жены они были и на этой съёмочной площадке.
Выждав, когда у режиссёра Эльдора Уразбаева выдалась свободная минутка между съёмками, мы попросили его рассказать о творческом пути в киноискусстве, о новой работе и о своих планах.
– В кинематограф я пришёл после окончания Высших режиссёрских курсов в Москве, – начал беседу Эльдор. – Моими учителями были известные режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов, Георгий Данелия. Благодаря им я получил не только прочные знания в области кинорежиссуры, но и научился работать с людьми.
Свою практическую работу начал на киностудиях Киргизии и Казахстана. Там снимали документальные фильмы, а затем и телевизионные – «Солдатёнок», «Дар», «Выбор». Осуществил постановку остросюжетного фильма о советском разведчике «Транссибирский экспресс». В 1977 году эта лента вышла на экраны страны и была очень тепло встречена как зрителями, так и критиками. Она была удостоена специальной награды на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Недавно вышла на экраны моя новая работа «Фрак для шалопая». О её достоинствах и недостатках ещё предстоит судить зрителю. А сейчас в разгаре работа над третьим полнометражным фильмом, рабочее название которого – «Тайна далёкой пристани». Этот фильм тоже приключенческий. Я люблю остросюжетный жанр, и поэтому над новым фильмом работаю с большим удовольствием.
Сценарий для него написан кинодраматургом Александром Бородянским специально для актёра Борислава Брондукова, который исполняет главную роль. Сюжет картины построен на материале гражданской войны. Это будет фильм о людях, о человеческих характерах. Герой, которого играет Брондуков, – человек без определённых занятий. Во время своих скитаний по стране встречает парня, комсомольца, у которого, несмотря на юные годы, уже есть своя чёткая и твёрдая жизненная позиция. Наш фильм рассказывает о том, как герой Брондукова, по сценарию Лыкин, растерявшийся перед гражданской войной и разрухой, постепенно обретает себя под влиянием горячо убеждённого в победе социализма юноши. И вот в этот самый момент, когда наш главный герой прозревает, юноша погибает.
В фильме, несмотря на трагический финал, будет много и смешных эпизодов. Ведь в жизни и трагическое, и смешное всегда перемешано.
Во второй главной роли снимается студент третьего курса Московского энергетического института Фёдор Сухов. Это его дебют в кино. В фильме также занята заслуженная артистка СССР Нина Алисова. Помните исполнительницу главной роли в «Бесприданнице» Якова Протазанова? Она по-прежнему продолжает работу в кино. В других ролях – Виктор Дубровин, десятиклассник Алёша Серебряков, сыгравший главную роль в фильме «Отец и сын».
Снимает картину Вадим Алисов. Кстати, он сын Нины Алисовой. Вместе с ним мы работали и над «Транссибирским экспрессом».
В фильме у нас будет много трюков, кавалерийская атака и другие динамичные эпизоды. Многие трюки актёры выполняют сами, без дублёров. Так, например, дебютанту Фёдору Сухову приходилось самому неоднократно купаться в холодной октябрьской воде, плыть за буксиром, который захватывают бандиты.
– Параллельно со съёмками этого фильма я готовлюсь к работе над новой картиной «Инспектор ГАИ», – поделился с нами творческими планами режиссёр. – А затем думаю снять продолжение «Транссибирского экспресса». Об этом просят многие кинозрители в своих письмах. Да и мне интересно рассказать о дальнейшей судьбе разведчика, тем более что материал для продолжения уже есть.
Закончив рассказ, Эльдор вернулся к своим прямым обязанностям. Его ассистенты и оператор уже приготовили площадку к съёмкам эпизода, где Лыкин, сам не зная об этом, должен запереть в сарае двух прячущихся бандитов. Происходит это потому, что будучи по натуре человеком хозяйственным, он терпеть не может беспорядка. Оказавшись на заброшенной лесопилке, на которой незадолго до него побывали чоновцы (от редакции: отряд особого назначения в гражданскую войну), он хоть как-то пытается привести её в порядок, запирает двери, чтобы здесь чувствовался хозяин. И запирает таким образом бандитов, из-за чего те вынуждены делать подкоп, чтобы выбраться из своеобразного плена.
– Репетнём! – даёт команду режиссёр. Борислав Брондуков занимает своё место в кадре. Оператор Вадим Алисов со своей командой прячется в сарае, через дверную щель которого – с точки обзора наблюдавших за Лыкиным бандитов – будет сниматься эта сцена. Репетиция началась. Лыкин-Брондуков, ворча от возмущения, запирает одну за другой раскрытые настежь двери помещений лесопилки, в то же время продолжает поиск топлива для буксира. Делая проход по сложной траектории, отмеченной режиссёром, он приближается к месту, где прячутся бандиты.
– Стоп! Повторим снова, – звучит команда режиссёра. – Боря, сделай вот в этом месте проход помедленнее. Ты же ищешь, озираешься по сторонам. А каждая твоя заминка даст надежду прячущимся бандитам, что ты повернёшь обратно и не заметишь их присутствия. Поиграй у них на нервах. Задачу понял?
– Сейчас попробую, – соглашается актёр и идёт на исходную позицию.
– Всё. Хорошо. Начинаем съёмку! – одобряет Уразбаев. – Приготовились! Мотор!
Интересно было наблюдать, как Борислав Брондуков, повторяя дубли, импровизировал, каждый раз в движения героя привносил новый жест, меняя пластику. Одним словом, мы своими глазами увидели, как опытный актёр оттачивал образ своего героя. И эта особенность Брондукова постоянно импровизировать, предлагать режиссёру то или иное решение эпизода была заметна во время работы и над другими сценами.
С поистине детской непосредственностью реагировал режиссёр на происходящее на съёмочной площадке. То он весело смеялся, если у актёра получалось смешно, а то, задумавшись ненадолго, предлагал ему что-то изменить в игре. Не оставлял он без внимания работу оператора, добиваясь от него интересного плана в выстраивании пространства кадра. Но делал это тактично, не навязывая своего мнения, а предлагая попробовать. И если точка съёмки оказывалась удачной, то радовались этому вместе. Одним словом, на съёмочной площадке царила по-настоящему творческая атмосфера.
В конце рабочего дня Эльдор Уразбаев поинтересовался нашими впечатлениями и добавил:
– А будет ещё интереснее, когда появятся каскадёры. Приезжайте, не пожалеете.
Поблагодарив за гостеприимство, мы с радостью приняли это приглашение.
День второй. Каскадёры
Этих дней съёмочная группа фильма «Тайна далёкой пристани» ждала с нетерпением. Предстояли съёмки трюковых эпизодов с участием конной группы единственного у нас в стране кавалерийского полка, обслуживающего Госкино. Эти сцены придают внешнюю динамику в любом фильме о гражданской войне. А в приключенческом – особенно. Ведь «Тайна забытой пристани» будет лентой героико-патриотической. Она продолжает традиции советского кинематографа, заложенные и развитые такими картинами как «Красные дьяволята», «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни» и другими. Этим фильмам принадлежала и будет принадлежать немалая роль в воспитании у подрастающего поколения патриотических чувств, активной жизненной позиции, героизма.
И вот этот день настал. На обрывистом берегу Оки заржали лошади, загремели выстрелы. Будто какая-то фантастическая машина времени перенесла нас, гостей киногруппы, на 60 лет назад. Мимо промчались всадники в будёновках, с жёлтыми от солнца молниями клинков в руках. И впереди них летел на коне знаменитый полководец Михаил Фрунзе. А то вдруг мы оказывались в окружении пёстро одетых белогвардейцев, от внешнего вида которых было немного не по себе.
Киногруппа готовилась к съёмкам самого ответственного момента – кавалерийской атаки белогвардейского отряда, отпор которому дают герои фильма в исполнении Борислава Брондукова и Фёдора Сухова. Сегодня снимались трюковые эпизоды – их блестяще выполнила группа советских каскадёров под руководством Усена Кудайбергенова. От некоторых из них буквально захватывало дух.
Каскадёр Евгений Богородский, на полном скаку падая с лошади, вместе с ней вышибал дверь сарая и влетал внутрь. Во время второго дубля он переиграл и сбил расположенную внутри сарая кинокамеру. Оператор Алисов едва успел отскочить в самый последний момент. Кадр, по его словам, должен получиться интересным.
Уникальный трюк предложил и исполнил сам руководитель каскадёров Усен Кудайбергенов. Верхом на коне он прыгал через сваленные в кучу около рыбачьего домика бочки, выпадал во время прыжка из седла. А затем, зацепившись одной ногой в стременах, волочился за мчащейся лошадью, вместе с ней прошибал другую кучу бочек и запутывался в рыбацких сетях. К нашему удивлению, при исполнении всех этих трюков и сам каскадёр, и лошадь оставались целыми и невредимыми.
Великолепное мастерство продемонстрировали каскадёры, исполняя знаменитые во всём мире подсечки лошадей. Без этого трюка сейчас не может обойтись ни один фильм, где изображаются конные атаки. И не случайно конную группу, руководимую Усеном Кудайбергеновым, неоднократно приглашали для съёмок зарубежные киностудии.
Несмотря на большую занятость руководителя каскадёров (группа приехала всего на несколько дней после участия в съёмках фильмов «Денис Давыдов» и «Не ставьте лешему капканы»), нам удалось во время обеденного перерыва поговорить с Усеном.
Усен по национальности киргиз. С детства любит лошадей. В 14 лет начал работать в цирке. А спустя три года состоялся его первый дебют в кино в качестве каскадёра в фильме «Джамиля». С тех пор он снялся уже в 49 фильмах, среди которых «Бег», «Потоп», «Али-Баба и 40 разбойников», «Моя любовь, моя печаль», «Конец императора тайги» и многие другие.
Во всех этих картинах он падал с лошади, выполнял различные трюки. На протяжении последних шести лет руководит конной группой каскадёров в составе семи человек. Это люди одной из самых редких профессий. Все они в прошлом спортсмены.
Усен познакомил нас с некоторыми из них.
Александр Андреев. Великолепно выполняет подсечки лошадей в самых сложных ситуациях. Сегодня он был болен. Простудился накануне, выполняя прыжок с лошадью с пристани в воду. Но несмотря на болезнь, пришёл на съёмочную площадку. И даже сделал один трюк с падением.
Братья Саттар и Султан Дикамбаевы. Отличные наездники. Блестяще владеют джигитовкой. Обладают незаурядным актёрским талантом. В недавно законченном фильме режиссёра Владимира Саруханова «Не ставьте лешему капканы» исполнили главные роли.
– Что отличает всех моих ребят? – продолжил разговор Усен. – Любовь к лошадям. Будь ты хоть самым великолепным спортсменом, без этого качества никогда не сможешь стать каскадёром. И, во-вторых, нужна хорошая физическая подготовка, умение владеть своим телом. Из сочетания этих качеств и получается конный каскадёр.
Вас интересует, конечно, как лошади переносят такие нагрузки? Опасна ли такая работа для них? Скажу прямо – лошади очень выносливые животные, они обладают сильной и гибкой мускулатурой. После специальных тренировок все подсечки и прочие трюки с падением они выполняют практически без ущерба для себя. Поэтому многие из них снялись в аналогичных эпизодах в десятках фильмов. И, как видите, чувствуют себя хорошо.
Каскадёр – профессия нелёгкая, но нужная в кино. Она связана с изображением гибели персонажей фильма. Мы имитируем смерть во имя того, чтобы этих убийств и этих смертей не было на самом деле. Таким образом мы предупреждаем людей не допускать больше в жизни таких трагедий. Это, если хотите, философская база нашей профессии.
Затем мы попросили Усена рассказать о своих планах на будущее.
– Работу свою люблю и думаю впредь работать в кинематографе, – охотно поделился с нами своими замыслами Усен Кудайбергенов. – В моих планах, во-первых, добиться в Госкино создания специальной школы каскадёров. Необходимость организации людей этой профессии уже назрела. Пока набор в конную группу проходит стихийно, возможности её малы. У нас нет своей материальной базы, реквизита. Всё это затрудняет работу по изобретению трюков. И, во-вторых, я всё-таки хочу завершить учёбу во ВГИКе. Да, да, я там учился, но увлёкся съёмками. Хочу стать режиссёром. Сейчас мне представилась возможность поставить самому фильм о национальных играх народов Средней Азии. Это будет лента о конном спорте, который, к сожалению, развивается пока ещё недостаточно. А ведь это национальный вид спорта в среднеазиатских республиках. Мы стали его забывать, увлёкшись футболом, волейболом и другими, пришедшим к нам со стороны играми. Своей самостоятельной работой в кино я хочу пропагандировать национальный вид спорта, хочу, чтобы им занималась молодёжь, которая в последнее время стала забывать добрые традиции предков.
После этой довольно затянувшейся, но очень интересной беседы Усен снова принялся за работу. Готовился трюк с падением убитого бандита с трёхметровой высоты. Маленького роста, худощавый и очень подвижный Усен сосредоточенно устанавливал под крышей сарая по одному ему известной схеме целую систему из бочек, ящиков и досок. На них должен упасть каскадёр. Но упасть так, чтобы при ударе эта своеобразная пирамида рассыпалась, и актёр совершил бы «мягкую посадку».
И вот снова звучит уже знакомая нам команда: «Мотор!» Подкошенный очередью из пулемёта бандит свалился с крыши навзничь. Внизу (это останется за кадром) товарищи каскадёра вместе с режиссёром Уразбаевым от души поздравили Алексея Брехунова, исполнившего трюк, с удачным приземлением. Этот кадр был снят с первого дубля.
Возвращаясь домой в студийном автобусе, мы ещё раз оглянулись на Усена и его товарищей, которые, весело смеясь, делились друг с другом смешными случаями из своей практики. И нам вспомнилась восточная мудрость, которую мы услышали от Усена:
– Что должен уметь мужчина? Во-первых, уметь сражаться и любить свою Родину, чтобы защитить её. Во-вторых, быть ближе к природе. Но полюбишь природу только тогда, когда сядешь на коня, забота о котором позволит тебе узнать запах сена и трав. И в-третьих, настоящий мужчина должен уметь говорить правду, должен иметь большой жизненный опыт. Без него ты не будешь знать всей правды о себе и о людях.
Именно о воспитании таких мужчин и мечтает Усен. И позволяет ему это делать профессия каскадёра.
P.S. Слова Усена оказались пророческими. В 2005 году, во время «тюльпановой» революции, он возглавлял отряд, боровшийся с радикалами-националистами, грабившими жителей Киргизии во время беспорядков. 10 апреля 2005 года он был зверски убит в собственном доме.
Фото Александра Медельца, 1980 год
Вместо послесловия. Несколько слов о том, как сложилась судьба других героев этого репортажа за прошедшие 35 лет. Режиссёр Эльдор Уразбаев умер в США в 2010 году на 72-м году жизни. Советский и украинский актёр Борислав Брондуков перенёс три инсульта, умер 10 марта 2004 года в Киеве, в нищете. Актёр Алексей Серебряков в 2012 году эмигрировал с семьёй в Канаду, отказавшись от российского гражданства, но продолжает сниматься в российских фильмах, зарабатывая себе на хлеб. Актёр Фёдор Сухов по-прежнему снимается в кино и играет в театре. Актёр Виктор Ильичёв в 90-х эмигрировал в США, где и умер в 2010-м на 65-м году жизни.