Фотограф в Зазеркалье

visibility
У каждого фотографа есть свои маленькие хитрости и наработки, которые он периодически использует. Я хотел бы рассказать о своём любимом

У каждого фотографа есть свои маленькие хитрости и наработки, которые он периодически использует. Я хотел бы рассказать о своём любимом способе фотографирования в репортаже – съёмке предметов и людей в отражении.

Почти на каждом мероприятии я старательно ищу источник отражения (зеркало, гладь пруда или полированные поверхности) и пытаюсь с его помощью получить оригинальный кадр. 

Сама по себе съёмка в данной ситуации, на мой взгляд, не очень сложна даже для новичка, но всё равно перечислю основные принципы работы с отражающей поверхностью.

Во-первых, встроенная вспышка должна быть, конечно, отключена. Но если вы используете внешнюю, то направьте её в потолок и «заглушите» рассеивателем, ибо блик в зеркале создаст брак. Вы и сами, вероятно, видели такие неудавшиеся снимки в соцсетях, когда кто-то пробует сам себя снять в зеркале. Люди забывают, что блестящие поверхности попросту не поглощают свет.

Второе: старайтесь сами не попасть в кадр, если ваша цель – отображение других объектов.

Фотограф в ЗазеркальеТретье – следите за глубиной резкости, поскольку от неё зависит очень многое при съёмке отражений. Глубина резкости выставляется в зависимости от разных значений диафрагмы, лично я снимаю при значении f/11 и выше. Если для вас это тёмный лес, то скажу иначе: если вы близко подойдёте к зеркалу и объекту, лишь что-то одно (человек или его отражение в зеркале) окажется в фокусе. Фотографируя на улице случайного прохожего в отражении магазинных витрин, ничто не мешает вам отойти как можно дальше и получить нужный результат. В таком случае и сам объект, и его зеркальный двойник будут достаточно резкими. Этот приём подойдёт и для пейзажной съёмки, когда, скажем, вы захотите снять лес и его отражение в водоёме. Но это на улице, а в помещении? Попробуйте отойти на пару метров назад и посмотрите на результат. Если размеры комнаты и ограниченные возможности фототехники не позволяют вам должным образом маневрировать, то лучше всего будет, если сам объект окажется в фокусе, а отражение – «размытым». В таком случае, разумеется, не стоит снимать человека сзади (что может быть скучнее затылка?), простой выход – боковая съёмка.

Фотоискусство тем и хорошо, что никто не запретит вам перешагнуть через известные правила и попробовать сделать наоборот, наведя фокус на отражение в зеркале. В общем, попрактикуйтесь, попробуйте оба варианта, это будет только на пользу.

Фотограф в Зазеркалье

Зеркала, поверхности водоёмов (озёра, пруды и даже обычные лужи), блестящие поверхности металла могут усилить ваш кадр, нужно лишь чуточку выдумки. Приведу пару простых примеров из собственной практики.

Пример №1. Гуляя по Пятигорску и снимая будни города, на одной из улиц заметил большие стёкла какого-то офиса. В принципе, ничего такого в них не было, витрина как витрина. В Интернете можно найти множество снимков, где люди запечатлены в отражении витрин и больших окон. Но подойдя поближе, увидел необычный дефект на стекле – на среднем окне трещина в форме синусоиды. Именно это брак и заставил меня просидеть минут 15 в полной боеготовности на противоположной стороне улицы: я банально ждал любого прохожего, чтоб его на этой трещине «поймать».

Фотограф в ЗазеркальеПример №2. Во время проведения репортажной съёмки с экскурсии по нашему музею увидел на входе в одном из залов старинное зеркало. Оно было установлено примерно на уровне груди обычного человека, это меня и подкупило: получился бы любопытный портрет. Группа увлечённо слушала экскурсовода в стороне, внимания на меня никто не обращал, потому было время обдумать, как лучше снять и подкорректировать настройки. Всё, что было потом, легко угадывалось: после фразы гида «пройдёмте в другой зал» все проходили мимо меня, с интересом наблюдая, что же такого я увидел в зеркальной глади. Проходили, глядели мимоходом на себя и шли дальше. Для других людей зеркало ничего не показало, а вот для меня его поверхность припасла несколько хороших и необычных портретов, один из которых выступает в качестве иллюстрации к этой статье.

Вот такие маленькие истории из цикла «секреты фотокухни». Просто? Ничего сложного, согласитесь.

В конце статьи хотел бы приободрить начинающих фотографов и сказать им пару напутствующих фраз. Главное на начальном этапе – внушить себе, что вы можете сделать всё, что задумали. Поверите в себя – и не будет никаких преград на пути к намеченной цели. Не комплексуйте по поводу того, что вы многого ещё не знаете по сравнению с более опытными коллегами. Опытный фотограф – как профессио-нальный спортсмен: он просто обязан постоянно поддерживать себя многолетними монотонными тренировками. По прошествии определённого времени недавний новичок сам замечает, что «фотовзгляд» стал острее, а фантазия раз за разом подкидывает новые и новые идеи. Фотографами не рождаются, фотографами становятся. Вперёд, лично я в вас верю!

 

Дмитрий Макаров. Фото автора