Современный фотограф – это своего рода человек-оркестр, который обладает целым набором разнообразных навыков. Кроме умения в технике съёмочного процесса, он должен владеть определёнными познаниями в PC, дизайнерском деле, геометрии, архитектуре, физике и т.д.
А ещё профессия фотографа обязывает к пониманию психологии, чтобы быстро установить контакт и максимально раскрепостить людей при съёмке и, таким образом, передать на снимке так любимые зрителем естественные эмоции, а не «деревянные» позы и мимику.
Позы в фотографии имеют огромное значение. С точки зрения психологии, наши жесты, позы и мимика правдивее всех самых громких слов, здесь ничего не скроешь. Поэтому при фотосъёмке правильное положение тела, рук и ног может выгодно подчеркнуть и придать эмоциональную силу вашим работам. Вот тут самое время упомянуть, что психологи делят человеческие позы при общении на закрытые и открытые, и потому фотолюбителям, желающим улучшить свои результаты, стоит познакомиться с ними подробнее.
Закрытая поза предполагает, что человек (умышленно или непредвзято) сокращает объём пространства, занимаемое его телом. Когда находящийся рядом с вами человек скрещивает руки на груди, коленях (в сидячем положении), опускает голову и плечи, сдвигает ноги вместе, то по этим внешним признакам сразу видно, что он испытывает определённую нерешительность (или усталость), хочет спокойствия. Рассматривая снимок человека в закрытой позе, зрительский взгляд как бы блуждает по замкнутому контуру и на подсознательном уровне даже дилетанту становится понятно, что портретируемый в таком состоянии стремится как бы выставить между собой и окружающими невидимую преграду. Поэтому в мире искусства считается, что такое положение тела больше подходит для погружения в собственные мысли и обдумывания. Например, футболист готовится в решающий момент игры выйти на замену и, присев и опустив голову, завязывает шнурки бутс. Любой человек, мало-мальски знакомый с футболом, знает, что в этот момент игрок напряжён и сосредоточен, ибо «переваривает» в голове тренерские установки и мысленно уже включился в игру на поле.
Однако фотоискусство тем и хорошо, что исключения из правил здесь бывают на каждом шагу. Поэтому ошибочно считать, что если фотограф во время съёмки попросил человека принять закрытую позу, то на снимке портретируемый будет выглядеть стопроцентным меланхоликом и угрюмым нелюдимом. Ведь вы же не будете при съёмке просить пожилого человека попрыгать перед объективом! Позиция человека в закрытой позе, где язык жестов скуп, – это вариант спокойной (но не обязательно унылой!) съёмки, и такой метод фотографирования подойдёт для деловых людей, беременных женщин, людей в возрасте и т.д. Добродушно улыбающийся бизнесмен сидит в широком кресле, положив нога на ногу и скрестив руки на груди. Можем ли мы сказать, что изображённый человек испытывает какой-то дискомфорт и ставит перед зрителем некую преграду в виде своей закрытой позы? Вряд ли, ведь улыбка у мужчины естественная, не фальшивая. Поэтому, размышляя о правильной позиции тела при съёмке, следует внести ещё одно уточнение: жест и позу в конечном итоге нужно оценивать вместе с мимикой лица.
Открытая поза даёт богатую пищу для размышлений при просмотре, поскольку позволяет зрительскому взгляду как бы «вырваться» за пределы кадра. Эта поза сама по себе предполагает открытость и душевность, и фотографу важно уловить и передать эти качества. В таком положении руки и ноги не перекрещиваются, корпус тела (хотя и не обязательно) может быть развёрнут к объективу, плечи расправлены (или, допустим, отведены назад, что расценивается психологами как жест, символизирующий мечтательность, романтизм), а взгляд, как правило, направлен в камеру. Положение рук и ног в фотоискусстве играет ключевую роль, поэтому важно знать и помнить хотя бы некоторые элементарные правила при съёмке людей в открытых позах. Так, ступня отставленной в сторону одной ноги является, как правило, «точкой отсчёта» при просмотре зрителем фигуры модели. Очень важно конечное положение туловища, поскольку сама линия спины является значимым элементом в общей портретной фотографии и зачастую – основой композиции. Следите, чтобы спина модели в положении стоя не была сутулой, поскольку в этом случае у зрителя может возникнуть впечатление, что изображённый на снимке человек устал или слишком напряжён. Лёгкий наклон туловища или расположение рук в сторону камеры может существенно усилить концентрацию зрительского внимания на них.
Конечно, в рамках сегодняшней статьи хотелось бы рассказать больше о том, как психология и фотография образуют совместный творческий тандем, однако размер газетной полосы не безграничен. Проблема правильного расположения тела в кадре – поистине бесконечный благодатный материал для изучения, и в следующих выпусках мы обязательно вернёмся к этой теме.
Дмитрий Макаров. Фото автора