Габриэль Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» – шедевр мировой литературы

visibility
Учись быть читателем История написания романа Об авторе

«100 лет одиночества» – это культовая и самая знаменитая книга колумбийского писателя Габриеля Гарсиа Маркеса, а ещё этот роман признан шедевром латиноамериканской и мировой литературы.

Конечно, всемирная известность и признание не говорят о том, что это произведение должен любить каждый, однако стиль и образы вызывают восхищение у тех, кто прочитал книгу. Её сложно понять,  легко запутаться в генеалогическом древе, именах, однако сами события не оставляют равнодушными. Роман соединяет в себе особую символику, загадочность, повествование на уровне сказки. Сюжет непредсказуем, да и в одной главе может быть описано лет пять из жизни героев. Только в одном автор не изменил выбранной теме: единой ниточкой проходит через весь роман одиночество, которое присутствует в душе героев на протяжении всей их жизни.

Габриэль Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» – шедевр мировой литературыКнигу «100 лет одиночества» по праву можно назвать книгой судеб, ведь в ней рассказывается о нескольких поколениях семейства Буэндиа, от самого начала этого рода до последнего его потомка. Действие в книге идёт словно под классическую музыку. Сначала «Седьмая симфония» Моцарта с её спокойствием, умиротворением и мелодичностью, с нотками динамики, следом – Бетховен с его знаменитым произведением «К Элизе», где спокойствие уже перекликается с нотками трагичности, одиночества. Завершает картину Брамс с его «Венгерским танцем №5», где динамика так и рвётся наружу, всё то же одиночество, трагичность, но сюжет разворачивается стремительно и непредсказуемо.

Так и в романе, несмотря на спокойный лад, автор не даёт читателю заскучать, то, что случается с персонажами, вся их судьба заставляет читателя встрепенуться, посмеяться, а иногда провести параллели с устройством собственной жизни. Ведь несмотря на то что действие происходит в фантастической, несуществующей стране, которую герои создали сами, зачастую начинаешь прослеживать реалии устройства государств со всеми проблемами и радостями, войнами, глупыми правителями. В романе показано также рождение деспота, правителя-тирана. И тут понимаешь, что деспоты всех стран, времён и народов похожи друг на друга уже тем, сколько горя и разрушения они приносят своей «обители».

Габриэль Гарсиа Маркес не зря считается писателем-философом. Он затрагивает сердца читателей тем, как мастерски заглядывает в душу каждого героя и выносит на поверхность то, о чём изначально можно только догадываться. Автор даёт картину целого века жизней, событий, поступков героев. За то короткое время, что читаешь роман, будто проживаешь жизни героев, сочувствуешь, радуешься, находишься в некотором смятении от их поступков.

Ещё одна важная деталь, которая часто упоминается в романе – это цикличность событий во времени: дети повторяют судьбу родителей, и этого не изменить. Будто судьба сама толкает на тот или иной поступок. В семье Буэндиа всё возвращается и повторяется. Одинаковые имена, переходящие из поколение в поколение, судьбы, характеры, занятия, ремёсла, привычки. И конечно, то, что присуще абсолютно каждому из членов семьи – одиночество. Ведь одиноки все, и каждый по-своему несёт свой рок.

Меня удивила Урсула, которая все сто лет тянула на себе семью и дом, пыталась исправить погрешности каждого из членов семьи. И даже когда она состарилась, ослепла и находилась в «старческом слабоумии», она давала всем напутствия, но её уже никто не слышал. Сам автор говорит: «Тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды». Поэтому и веретено этого рода сначала замедлило своё вращение, а после и вовсе остановилось навсегда.

Говорить о романе «100 лет одиночества» можно очень долго, однако всего смысла передать невозможно. Ведь даже после прочтения остаются вопросы, хочется рассуждать, анализировать, возвращаться к написанным строкам ещё и ещё.

 

Роман «Сто лет одиночества» был написан Маркесом в течение 18 месяцев, между 1965 и 1966 годами в Мехико. Оригинальная идея этого произведения появилась в 1952 году, когда Габриэль посетил свою родную деревню Аракатака в компании матери. В его рассказе «День после субботы», опубликованном в 1954 году, первый раз появляется Макондо. Свой новый роман Маркес планировал назвать «Дом», но в итоге передумал, чтобы избежать аналогий с романом «Большой дом», опубликованным в 1954 году его другом Альваро Самудио.

 

Габриэль Хосе де ла Конкордиа Гарсиа Маркес, которого друзья и близкие называли просто Габо, родился 6 марта 1928 года в колумбийском городке Аракатака. Свой родной город, который расположен на одноименной реке, Маркес увековечил и сделал прообразом города Макондо в своем романе «Сто лет одиночества».

Писательством Габриэль Гарсиа Маркес занимался параллельно с журналистикой. Сочинял киносценарии. Произведением, которое принесло Маркесу мировую славу, стал роман «Сто лет одиночества», признанный шедевр латиноамериканской литературы. Ради написания этого романа Маркес бросил работу журналиста и на 18 месяцев переложил все финансовые заботы на плечи жены.

Маркес – один из ярких представителей направления магического реализма. Для него характерно применение фантастических элементов при описании реалистической картины мира. За успешное совмещение в своих произведениях фантазии и реальности Маркес в 1982 году получил Нобелевскую премию по литературе.

Умер на 87-м году жизни 17 апреля 2014 года.

 

Проект Дома книги и Елены Липатовой. Фото из открытых интернет-источников