Год литературы стартовал в Выксе

visibility
В Доме книги прошла встреча с детским писателем

Из Года культуры мы плавно переходим в Год литературы. Президент России подписал Указ «О проведении в РФ Года литературы». В России намечается насыщенная культурная программа.

В связи с проведением Года литературы в России в 2015 году пройдут масштабные мероприятия, среди которых Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015», проекты «Книги – в больницы» и «Лето с книгой», творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах, проект «Всемирный день книги».

Кроме того, планируется опубликовать собрания сочинений различных авторов, которые станут приятным сюрпризом для любителей литературы. На мероприятия в Год литературы в России выделят большое число целевых грантов. Деньги по этим грантам будут потрачены на поддержку литературных проектов, библиотек – как уже действующих, так и новых, перспективных авторов, а также мероприятия, в том числе и международные, призванные подчеркнуть богатство и самобытность российской литературы.

На заседании Совета по охране культурного наследия Выксы шёл разговор и о том, что в Год литературы приоритетным будет и издательская деятельность. Планируется выход альманаха «Приокская глубинка» с материалами, посвящёнными 70-летию Великой Победы, сборников молодых авторов. Пройдут и встречи с местными писателями и поэтами. Библиотеки продолжат свою просветительскую деятельность.

Год литературы стартовал в ВыксеС приездом в наш город детского писателя, лауреата Государственной премии РФ Владимира Хлынова, мы первыми в стране (как сказал наш гость) ощутили, что Год литературы уже наступил.

Несмотря на карантин в школах, ребят пришло столько, что пришлось ставить дополнительные стулья. Интерес понятен: не каждый день в Выксу приезжает классик детской литературы!

Владимир Хлынов с первых же минут завладел вниманием ребячьей аудитории, которая доверчиво отвечала на его вопросы и задавала свои, не менее замысловатые.

«Какие сказки вы знаете, ребята?»– спросил поэт и был доволен, что они назвали сказки Пушкина. И пошла беседа про классика русской литературы. Вспомнили «Руслана и Людмилу», поговорили, какого цвета был кот, что ходит по цепи кругом. Выяснили, на каком дереве он сидит, в какой день года рассказывает сказку Пушкину. Восторг гостя вызвал ответ девятилетней девочки, которая сказала, что в день рождения поэта кот и говорил ему сказки. Беседа проходила в ритме блиц-интервью: то поэт спрашивал ребят, то они задавали ему вопросы. Поэт читал свои сказки, которые ребята слушали внимательно, а потом отвечали на вопросы по произведению.

Говорили о том, как стать счастливым, и что такое любовь; что означают слова «красивый» и «прекрасный»; зачем человек рождается; чем отчитаться за прожитую жизнь? Какое слово самое лучшее в мире? Вопросы нешуточные, философские, взрослые-то не сразу сообразят, а дети не просто отвечали, а ещё и рассуждали. О том, просто ли писать стихи, какие чувства владеют человеком при этом; как долго подыскивается нужное слово; что труднее писать – стихи или сказку? Из этих вопросов и ответов (с той и другой стороны) родилась поэтическая концепция, из которой стало ясно следующее: писать сказки – трудно, и не всем даётся это искусство. Сказка должна восхищать, изумлять; она должна быть написана языком волшебника; быть забавной, игривой, умной, доброй. Писать их безумно тяжело. И Пушкину, и Чуковскому, и Маршаку… Проверить, хороша ли сказка, можно по реакции детей: внимательно ли слушают и задают ли после прочтения вопросы. Сказка для автора – это самовыражение. Выход его чувств, фантазий и обязательно – восторга. Чтобы писать, надо учиться всегда и у всех, особенно у детей. Дети независтливы, открыты, добры, сердечны, искренни, мудры.

На два главных вопроса: пишете ли Вы сейчас сказки, и зачем Вы живёте, Владимир Викторович ответил: «Не пишу, потому что ушёл восторг, наступила обыденность жизни, а для сказки нужно иное состояние. Мои сказки – это мой отчёт перед будущими поколениями. Я жил для этого. Больше у меня ничего нет, хотите – берите и читайте, не хотите – не читайте».

В завершение встречи поэт подарил ребятам свои книги и каждому подписал их. Пожелал учиться и чаще ходить в библиотеку, потому что изменить мир можно только тогда, когда много знаешь.

Библиотекари порадовали гостя своими подарками, вручив фотобуклет «Выкса – взгляд с высоты», альманах «Приокская глубинка» и сборник стихов молодых авторов «Проба пера».

Расставаясь, Владимир Викторович дал короткое интервью, вернее, то был скорее монолог о литературе и о слове:

– Сегодня все хором и поодиночке говорят о системе образования. Почему? Потому что хотят видеть результат. Вместо того чтобы сначала провести эксперимент на одной школе или в одном городе, у нас реформируют всю систему разом. Я считаю, что необходимо учитывать мнение миллионной армии педагогов, а потом что-то менять. Глубоко убеждён, что дети во всём мире стремятся получить знания. И нельзя им в этом препятствовать. Надо вместе с ними пройти все трудности этого пути. Каждый должен быть участником процесса образования. Родители ни в коем разе не должны уклоняться от трудностей детей. Если сейчас уклонитесь, то у вас будут проблемы в старости, тогда дети не смогут с вами пройти ваши трудности.

– Какие задачи Вы ставите перед собой, общаясь с детьми в такой непринуждённой обстановке?

– Моя задача: привлечь детей к знаниям. Школы мало для получения больших знаний. Настоящий педагог всегда даёт сверх программы. Как у Марка Твена, помните? «Мои занятия в школе никогда не мешали получению моего образования». Старые профессора МГУ говорили, что если будущий специалист не знает Шекспира, то нельзя считать его образованным. А о том, знает ли сегодняшний специалист Пушкина, как-то и спрашивать неудобно. Язык Пушкина дал миру Толстого и Достоевского, Тургенева, Гоголя, Чехова, Набокова… Именно русские писатели дали миру духовность. В западной литературе – работа денег, а в русской – работа души. Чиновники мечутся, что убрать из курса программы по литературе. Лучше бы они спросили у детей и педагогов. Вы сегодня видели, что все дети хотят получить знания, и хотят сделать мир лучше. У меня складывается впечатление, что ребята лучше политиков знают, как изменить мир и жизнь к лучшему. Потому мы должны учить детей, учиться у них, слушать их.

Старо как мир: будьте как дети!

 

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой