ХРАМУ МУЗЫК 60

visibility
Детская музыкальная школа торжественно и зрелищно отметила юбилей во Дворце культуры металлургов. Вспомнили педагогов прошлых лет. Наградили грамотами, благодарственными письмами министерства культуры области, подарками ныне здравствующих. В большом концерте участвовали...

Детская музыкальная школа торжественно и зрелищно отметила юбилей во Дворце культуры металлургов. Вспомнили педагогов прошлых лет. Наградили грамотами, благодарственными письмами министерства культуры области, подарками ныне здравствующих. В большом концерте участвовали хоры, оркестры и ансамбли, музыканты – лауреаты конкурсов. В завершение на сцену вышли все участники концерта и педагоги и хором проскандировали: «С юбилеем, родная школа!»

Сегодня культурную жизнь нашего города трудно представить без детской музыкальной школы, храма музыки, как её ещё называют. Мы представляем вашему вниманию её жизнь в фотографиях, событиях и фактах.

Роль личности в истории
Каждый, кто приходит во Дворец культуры металлургов, непременно обращает внимание на две памятные доски. На одной Феодосий Ленковский, на второй – Валерий Ярославцев. Жизнь обоих связана с музыкой и музыкальной школой. Не будь их, неизвестно, по какому пути пошла бы культурная жизнь в нашем городе.

Судьба преподнесла Выксе подарок – ученика профессора Игумнова, блестящего пианиста и педагога, человека редкой чистоты и порядочности, питерского интеллигента Феодосия Ленковского. Его, умирающего блокадника, спасли в выксунском госпитале. И знак судьбы был в том, что, во-первых, госпиталь находился во Дворце культуры, а во-вторых, «палатой» для раненых была сцена ДК. Лучшего места для пианиста в том положении и желать было нечего. Он решил посвятить себя городу, который спас ему жизнь, и делал это с фанатичным упорством. Занимался с детьми, которых привели к нему заботливые выксунские мамы. Был концертмейстером хора. Его самоотдаче в работе удивлялись. Он торопился жить, торопился успеть дать детям больше знаний, торопился открыть в Выксе школу. Не дожил. Но многое успел!

Подготовил к поступлению в музыкальные училища талантливых ребят – Владимира Лизунова, Владимира Войтюка. В дворцовском хоре пел и Валерий Ярославцев, сын скрипача и фотографа Виталия Ярославцева. Его голос бархатного тембра Феодосий Людвигович оценил столь высоко, что начал готовить к поступлению в консерваторию. Валерий затем столь успешно выступил в Москве на смотре художественной самодеятельности, что профессор Александр Свешников предложил ему поступать в Московскую консерваторию. После обучения Ярославцева приняли в труппу Большого театра. В его репертуаре были ведущие оперные басовые партии, русские романсы. Ему присвоено звание заслуженного артиста России. Он – гордость Выксы. Достойный ученик великого учителя.

Но вернёмся к школе

В Выксу к брату приехала Любовь Славич. Её тоже заботило открытие здесь музыкальной школы. После ухода из жизни Феодосия Людвиговича она с удвоенной энергией принялась хлопотать. В министерстве культуры в Москве нашла понимание, а в Выксе – поддержку директора металлургического завода Алексея Шарапова.

В октябре 1951 года один класс школы был открыт в рабочем клубе. Первый набор – 36 ребят. Директором назначили Анну Гимельфарб, преподавателями по классу фортепиано – Валерию Бажанову, москвичек Юлию Симонову, Рахиму Фаттахутдинову.

События и даты

Спустя всего год в школе были открыты ещё два класса – скрипки (который вёл Виталий Ярославцев) и баяна, позднее – домры. Потребовались помещения. И директор завода Алексей Шарапов предоставил школе свою квартиру, начав строительство специального здания под школу на ул. Пирогова. В 1956 году ДМШ отметила новоселье. С этого времени она стала полноправным учреждением культуры города. Открылись новые классы, вернулись в новом качестве – учителей – её первые выпускники.

В 1958 году школа выпустила своих первенцев, тех, кто поступил учиться в год основания. До финиша дошли девять человек. Пять выбрали музыку своей профессией: Николай Михеев – скрипач симфонического оркестра Нижегородского оперного театра; Ольга Калганова – директор Навашинской музыкальной школы; Татьяна Вальчихина – преподаватель по классу фортепиано, Валентина Кем – по классу скрипки; Изабелла Войтюк – завуч ДМШ.

За годы существования школы из её стен вышло более двух тысяч учеников. Для одних музыка стала хобби, для других – любимой работой. Ученики продолжали образование в училищах, колледжах, консерваториях. Многие принесли ей славу на российских и международных конкурсах, педагогической деятельностью, да и просто своей порядочностью, честностью и преданностью музыке.

Имена доцента Московского университета культуры, блестящего пианиста Александра Маркина, заслуженных работников культуры РФ Сергея Петракова, Анатолия Кириенко, Александра Лепешкина, Владимира Варламова, заслуженного работника культуры Татарстана Тамары Савиной, Эдуарда Шилова, заслуженного учителя РФ Евгения Шилова вписаны в летопись школы золотыми буквами. Какое учреждение культуры может похвалиться таким созвездием заслуженных?

А если добавить сюда лауреатов и дипломантов российских и международных музыкальных состязаний, получится весьма длинный список.

И музыки чарующие звуки
Этот дом наполнен звуками… Детские пальчики прилежно разучивают на фортепиано гаммы; вздыхает виолончель и заливается трелями балалайка, гитарные переборы и аккордеон, звучащий как орган… Но есть и другая стихия звуков, объединившихся в ансамбли, оркестры, хоры…

В нашем храме их такое богатство, что переслушать за день невозможно. Педагоги, обучающие игре на инструментах, после занятий садятся сами за инструменты, открывают ноты и тогда… тогда звучат мелодии оркестра народных инструментов (уже 15 лет им руководит Виталий Абрамов) или ансамля «Элегия», детских творческих коллективов – юных скрипачей «Мотылёк», ансамбля скрипачей ребят старших классов, хоров – младшего и старшего, оркестра русских народных инструментов.

Есть свой музыкальный театр «Волшебная флейта», эстрадно-инструментальный, вокальный ансамбли. Каждый – неповторим, талантлив, а руководители – верны школе, преданны музыке и детям, не мыслят себя в ином качестве.

Говорят выпускники-музыканты
Юрий Чичеев, педагог, композитор, руководитель народного ансамбля старинной русской песни «Родники»:
– Благодарность школе несу через все годы. Жизни без неё не представляю. Преподавателям своим обязан многим. Ценю их подвижнический, творческий труд.

Людмила Чичеева, преподаватель по классу фортепиано, организатор музыкального теат-ра «Волшебная флейта»:

– Преемственность поколений – главная традиция школы. Это как корни и крона у дерева. У нашей школы – сильные корни, у её истоков стояли талантливые и порядочные музыканты. Этими соками питается нынешнее поколение молодых преподавателей. А это значит, школе суждена долгая, творческая, насыщенная событиями жизнь.

Самир Камбаров, выпускник школы, ныне аспирант университета Луисвиля штата Кентукки в США:
– Благодарен моему педагогу Николаю Николаевичу Клочкову. Школа всегда призвана нести культуру и музыку людям, таково её предназначение. Но среди всех других школ она – единственная для меня. Такой, как эта, нигде нет… Живите долго. Всё будет хорошо. Уже хорошо.

ХРАМУ МУЗЫК 60
Награда директору школы Виталию Абрамову от администрации округа

ХРАМУ МУЗЫК 60
Основатель школы Феодосий Ленковский
ХРАМУ МУЗЫК 60
Директор школы Рахима Фаттахутдинова, преподаватели по классу фортепиано Иван Антипов и Юлия Симонова
ХРАМУ МУЗЫК 60
 Владимир Войтюк. Вчера – ученик, сегодня – учитель
ХРАМУ МУЗЫК 60
1958 год. Первый выпуск, Изабелла Войтюк в первом ряду справа
ХРАМУ МУЗЫК 60
Владимир Лизунов с ученицей Тамарой
Савиной, будущим заслуженным работником культуры Татарстана
ХРАМУ МУЗЫК 60
Аккомпанирует Владимир Ерёмин
ХРАМУ МУЗЫК 60
Владимир Лизунов и Владимир Войтюк – первые выпускники
ХРАМУ МУЗЫК 60
Владимир Варламов – преподаватель народного отделения, заслуженный работник культуры РФ
ХРАМУ МУЗЫК 60
Анжелика Наливайко – преподаватель по классу вокала, солистка оркестра народных инструментов
ХРАМУ МУЗЫК 60
Дмитрий Щербаков – студент Нижегородского музыкального колледжа
ХРАМУ МУЗЫК 60

Самир Камбаров – аспирант университета Луисвиля штата Кентукки
 

Проект Елены Липатовой. Фото Ольги Поповой и из архива школы