Фрагмент экспозиции «Великой Победе посвящается»
В 2011 году, когда открывался музей после реконструкции, сначала красную ленточку разрезали именно в этот зал. Тогда, сгоряча, многие не поняли его концепцию. Было много жарких споров, мнений. Сейчас, когда многое видится по-иному, предлагаем вашему вниманию материал, подготовленный Еленой Столяровой.
Руководитель студии Юрий Викторович Калмыков в своём эссе «Возвращение в Выксу» написал: «Зал «Великой Победе посвящается». По замыслу коллег его темой должно было стать противостояние «с человеческим лицом». Два мира – два блиндажа.
Ведь фронт прошёл по существу через всю планету, гибли парни со всех континентов, оставляя на родине вдов, детишек-сирот и безутешных матерей.
Обе идеи были смелыми, неожиданными в музейном воплощении. Оставалось решить, как их реализовать. Экспозиция целиком построена на контрастах. С противоположных сторон зала смотрят одна на другую две сложные композиции, выполненные в абсолютно разных манерах и пластиках. Одна из них совершенно натуралистична: подлинные материалы накатов и срубов, реальные предметы фронтового быта, проникновенный реалистический ландшафт, природные материалы среднего плана диорамы. Но пейзаж напряжённо символичен. Смотрите – вон те едва заметные строения вдали, по сторонам его. Ведь это земля одновременно российская и польская, белорусская и германская – общая! По обе стороны фронтов все годы войны и много позже были миллионы людских трагедий».
Художник, создавший этот «напряжённо символичный» и до боли родной пейзаж в экспозиции «Великой Победе посвящается», – Алексей Ефремов. Он согласился дать интервью газете, поделился воспоминаниями о «выксунском» периоде в своём творчестве и прислал изображения окрестностей Екатеринбурга, написанные в «карантинный» период.
– Алексей, Вы были в Выксе девять лет назад. С тех пор много рисовали, создали, побывали в разных местах. И всё-таки: помните наш город и музей?
– Конечно, помню Выксу! Я работал в вашем музее уже как приглашённый живописец, по просьбе Юрия Калмыкова, руководителя студии «Артефактум». В Выксе передо мной была поставлена задача: нарисовать пейзаж. И постепенно на белой поверхности «родились» природа, река, две церкви: немецкая кирха и православный русский храм.
– Были какие-то сложности при работе над пейзажем?
– Зал небольшой, но там много материала. «Тропа войны», два блиндажа… Пейзаж в музее – это не вполне станковое произведение, не просто картина. Пейзаж должен раскрываться в глубину, чтобы зрительно «раздвинуть» стену зала. Художнику при этом хочется сохранить меру условности, недосказанности изобразительного языка, передать пространство, натурный план. Сложность была в том, чтобы вписать сюда два мира. Люди живут на одной планете и в принципе они одинаковые. Но вот что-то произошло… война. Пейзаж остался прежним, а люди – уже враги!
– Алексей, где брали сюжет?
– Создавал его по ощущениям, из головы, а не с натуры. При этом вдохновлялся классическими образами Поленова, Левитана, красотой Оки. Храм, кстати, похож на наш, уральский. И знаете, когда написал это место, узнал его, хотя и придумал! Наверное потому, что это «моя тема» – православные святыни, сельские церкви.
– Этот пейзаж – не единственная Ваша работа для музея Выксы. Ещё один сюжет – в экспозиции «Выкса в период опекунского управления».
– Да, для неё я создавал «Вид на театр». Помню, за основу был взят чёрно-белый рисунок выксунского художника второй половины XIX века Ивана Волкова. Кстати, Выксу не писал. Но с удовольствием побродил по парку, по городу. Заметил, что у вас сохраняют «историческое лицо», то, что интересно. Это важно.
– Алексей, замечательны Ваши пейзажи – и городские, и сельские. Кто из художников прошлого близок Вам по духу?
– От работ Ильи Репина – слёзы на глазах. Василий Поленов ожидаемо хорош. Левитан – впечатляет! Его лирический пейзаж, пейзаж настроения. Стараюсь не пропускать выставок картин этих художников. И всё-таки сам я ближе к Поленову.
– Алексей, есть в Ваших работах что-то родное и невероятно притягательное. Согласны?
– Три составляющих моего творчества – свет, гармония, любовь. Свет – это дано свыше. Нечто большее, чем солнце и луна. Гармония – интеллект, образование, личность и личностное. Любовь – то, что нужно всем. Помните, как Казимир Малевич вместо иконы поместил свой «Чёрный квадрат». То есть Бог ушёл, покинул искусство. Но он нужен всем людям! С тех пор, как я для себя сформулировал это триединство, стало легче творить.
Возможно, в этих словах художника кроется разгадка, почему в экспозиции «Великой Победе посвящается» люди подолгу задерживаются около пейзажа. И почти каждый, глядя на него, говорит: «Это моя Родина, моё село, моя река, моя церквушка…»
Здесь свет, гармония и любовь – в основе творчества, как и в основе Победы!
Картины Алексея Ефремова "Вечерний луч" и "Весенний вечер" (на фото выше)
Досье "ВР"
Алексей Ефремов родился в 1963 году в Свердловске. Первым учителем рисования был его отец – Валентин Михайлович, архитектор по специальности, художник-любитель по жизни.
В 1983 году окончил живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища. Продолжил образование на кафедре искусствоведения Уральского государственного университета. На протяжении девяти лет преподавал изобразительное искусство в детской школе искусств.
В 1991 году вошёл в состав творческой студии «Артефактум». Здесь под руководством Юрия Калмыкова на протяжении 20-ти лет занимался проектированием музейных экспозиций. Создание станковых пейзажей, монументальных панно, живописных диорам стали его профессиональным делом.
В 2006 году вступил в Союз художников России. Через два года в свет вышел альбом «А. Ефремов. Живопись» (получил диплом лауреата в номинации «Лучший альбом о Екатеринбурге») В 2011 году – альбом живописных и графических работ «Старые знакомые».
В 2012 году был отмечен дипломом Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России. А через год награждён Почётной грамотой Законодательного собрания Свердловской области за вклад в культуру.
В 2014 году вышел альбом «Романтический мост. Урал – Мексика».
В 2015-м – полиграфическая коллекция «Сто маленьких открытий. Екатеринбург» в сотрудничестве с историком В.П. Микитюком.
В 2016-м награждён Благодарностью Министерства культуры Российской Федерации.
С 2017 года – член Императорского Палестинского православного общества (Екатеринбургское отделение).
В 2017 году награждён Почётным памятным знаком «Орден Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны» за реализацию творческого проекта «Православные святыни Урала».
В 2019 году стал лауреатом премии общественного признания «Спасибо!» за живописный портрет Екатеринбурга. Его картины находятся в экспозициях музеев этого города, а также Пышмы, Алапаевска и других, в частных коллекциях в России и за рубежом. Постоянный участник городских и региональных художественных выставок.
Елена Столярова. Фото автора, из архива музея ВМЗ
и открытых интернет-источников