«Интеллектуальная металлургия» – тема празднования 25-летия ОМК. Выксунский металлургический завод в этом году тоже отмечает юбилей: 260 лет. Буквально вся прошлая неделя – редкий случай, когда подарки раздают сами именинники. Друг за другом прошли театральная неделя и фестиваль «Книгоград». Первая дала возможность увидеть любимых артистов вживую, прежде всего тем, кто трудится на градообразующем предприятии. А второй прошёл на площади Металлургов, куда мог прийти каждый желающий и пообщаться с известными современными писателями, послушать стихи в прочтении Эммануила Виторгана и т.д. Перед вами краткий отчёт о прошедших событиях; интервью с писателями читайте в следующих номерах газеты.
Бешеная, фантастическая энергетика актёров: от главных героев до всех, занятых в постановках. На сцене – постоянное движение! Всё вертится, крутится, перемещается.
День первый
То, что нас ожидает нечто необычное, из ряда вон выходящее, стало ясно уже во время встречи с артистами в первый день гастролей. Тогда, в музее завода, в доме, где Александр Сухово-Кобылин писал главы пьесы, артисты, занятые в спектакле, встретились с актёрами народного театра (режиссёр Сергей Куликов), с учащимися отделения театра детской школы искусств, журналистами. Директор театра Лариса Вильясте, режиссёр постановки «Свадьба Кречинского» Гульнара Галавинская, актёры рассказали о том, что впервые выехали в таком составе. Привезли три автопоезда декораций, реквизита. Приехали 80 оркестрантов, 128 актёров. «Вы увидите спектакли в том объёме, в каком они идут у нас в Москве», сообщили нам. Мы узнали о том, что Губернский театр – это объединённые два московских областных театра:
драматический им. Островского и областной камерный. Созданный в 2013-м, он открыл уже пятый сезон. Пятилетку в четыре года, шутит Сергей Безруков. «Мы строим театр, доступный для всех», – говорит он и вводит первым в стране тифлокомментирование для незрячих. Уже поставлено семь спектаклей в таком формате. Среди них и два детских. Зрители в восторге, говорят, что они теперь тоже видят спектакли!
Театр имеет свой Губернаторский оркестр (у него тоже юбилей – 10 лет), который наравне с артистами участвует в постановках.
«Свадьба Кречинского»
Вечером того же дня мы увидели спектакль, где Кречинский – игрок и шулер, циник и отрицательный герой. К сожалению, он герой нашего времени. Полон презрения к людям. Деньги для него – средство, игра – смысл жизни. Во втором акте он страдает, раздавлен, но сожаления не вызывает. Много ярких и неожиданных мизансцен.
Кречинский играет «Ноктюрн» Шопена… под речитатив рэпа. Аферист. Главное – пыль в глаза пустить! Или – подарок – рояль, который он «раздевает» от бумажной обёртки, а потом танцует с ним... вальс. А как искусно и ярко врёт!
День второй и третий
Эдмон Ростан «Сирано де Бержерак». В этот день с нетерпением ждали, что скажет Сергей Безруков в течение нескольких минут после постановки. А он объявился до неё! Встреча была в стиле Безрукова: стремительно, в тесноте кулис,
но не в обиде, а в восторге. За девять минут он выдал нам суть всего происходящего. Итак, короткий монолог режиссёра-постановщика и актёра Сергея Безрукова:
– Да, это большой праздник. Спасибо ОМК, что организовала гастроли в Выксу, что мы привезли сюда наши хиты. Первый – «Свадьба Кречинского». 17 сентября исполняется 200 лет со дня рождения Сухово-Кобылина, а 19-го мы играли спектакль. Для артистов это особая атмосфера – играть на земле, где создавалась пьеса. Особый дух, особый настрой!
Сегодня «Сирано» – одно из старых произведений. Не в смысле давности написания, а в том смысле, что оно поднимает вечные проблемы. Произведение написано в стихах. В Губернском театре мы играем его третий год, а я – девятый год подряд. Это один из наших хитов. Я выйду на сцену и как актёр, и как художественный руководитель спектакля. Очень люблю и пьесу, и спектакль. Для меня всегда большое событие – выходить в образе Сирано!
Третья постановка – «Нашла коса на камень». Очень красивый спектакль. Мой режиссёрский дебют в Губернском театре. С него я начинал. За основу взял пьесу «Бешеные деньги» с вкраплением ещё двух. Кстати, у Островского первое название было именно «Нашла коса на камень», потом заменено на «Бешеные деньги». Огромный спектакль! С оркестром вместе. Полицейский военный оркестр в белоснежных мундирах с золотыми пуговицами играет музыку. Парковая культура конца XIX века, красивые костюмы. Есть в нём ощущение эпохи, которую мы передаём в классике. Это важно. И Дима Дюжев в главной роли. Там хорошая команда артистов.
И заканчиваем музыкальным спектаклем «Фильм! Фильм! Фильм!». Ретроспектива песен музыки советского времени. Это история нашего кинематографа от немого кино, Эйзенштейна, и дальше по основным его вехам. Спектакль масштабный: весь оркестр на сцене! Для меня важно, что все в зале знают эти песни и подпевают. Это хорошее звучание и настоящий праздник зрителей и артистов.
Я прошёл по вашему музею и счастлив, что вы цените историю, чтите традиции. Если бы не было хорошего хозяина, то, поверьте, ничего бы не осталось здесь ни от Дома, ни от завода. И ещё раз спасибо ОМК, что выделила нас из всех московских театров и пригласила в Выксу порадовать большими, серьёзными спектаклями тех, кто здесь живёт и работает. Наши спектакли идут при полных залах, и у вас – тоже. Нижегородская земля, Волга, мне всё дорого здесь, здесь мои корни, мои родители-волгари родом из Лысково. Всё, что связано с Волгой, все моё родное и близкое!
…Ночь. Улица. Пустынный город. Бегу со спектакля «Сирано де Бержерак». Ветерок холодит разгорячённое от эмоций лицо. Впереди – мужчина и женщина. Догоняю. Слышу, она говорит: «Да, это не кино. А каков он…» Притормаживаю, но они молчат. К чему слова, когда чувства переполняют? Сергей Безруков – фантастический актёр и режиссёр! А его театр – театр накала страстей.
День четвёртый
И вновь артисты Московского губернского театра. Они показали блистательный музыкальный спектакль «Фильм! Фильм! Фильм!», художественный руководитель которого Сергей Безруков. Он же читал текст за кадром. Главным героем было… кино. «Кино – не статика, а долгая жизнь в зрительских сердцах», – резюмировал Сергей Безруков. Артисты явились в новом качестве – певцов, солистов, музыкантов. То был некий флешбек – вспышка назад (обратный кадр), обращение к памяти великих артистов и режиссёров прошлого через их песни, которыми они запомнились нам. Мы ещё раз погрустили, посмеялись, смахнули слёзы вместе с Любовью Орловой и Григорием Александровым, Никитой Михалковым и Андреем Мироновым, Андреем Тарковским…
Финальную песню из кинофильма «Обыкновенное чудо» исполняли все актёры театра и музыканты Губернаторского оркестра. А на экране появлялись лица артистов, тех, кого нет с нами, но… «давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло…»
Фото Лили Фроловой и Валерия Покумейко