Она посвящена созданию и развитию гостеприимной среды в арт-резиденциях, музеях и других культурных учреждениях с помощью современного искусства, дизайна, архитектуры и инклюзии.
Конференция открылась 26 ноября в гостинице «Баташев». Председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых отметила, что решение провести здесь Международную конференцию не случайно. Город любит гостей, завод открыт для экскурсий, и в нём поражает глубина и масштаб инженерной мысли, размах современного производства. Нынешняя конференция даёт возможность для общения, по которому все так соскучились. Это и выработка общих принципов, и поиск путей взаимопонимания и понимания себя.
Участником конференции стали и сотрудники Пушкинского музея изобразительных искусств (ГМИИ). Директор Марина Лошак отметила, что музей не живёт одним прошлым, он соединён с настоящим и с будущим. «С конца 2019 года музей открыл свои филиалы во многих городах страны. За последние несколько лет стали известны уникальные места, и это побуждает к тому, чтобы собраться именно там. Таким местом является и Выкса, потому мы сегодня в этом маленьком городе со своим неповторимым лицом, историей, программой развития и людьми, которые понимают, в каком направлении им развиваться. У этих людей должны быть серьёзные партнёры. Вот потому мы здесь».
Куратор арт-резиденции «Выкса», руководитель конференции Алиса Багданойте подчеркнула важность встречи на конференции гостей арт-резиденций из разных городов России для обмена опытом и идеями. Толчком для проведения конференции в нашем городе стало подобное мероприятие в Екатеринбурге в 2019 году, когда выяснилось, что в России действуют 40 резиденций, и что надо непременно общаться. Таким местом выбрали Выксу, потому как резиденция в городе действует несколько лет, и ещё потому, что готовится к открытию новое здание, что само по себе редкий случай. Это здание эпохи модернизма. История его такова. Для японских специалистов, которые работали на металлургическом заводе, построили общежитие и рядом – кафе «Волна».
Специалисты уехали, а кафе утратило свою актуальность и наводило на грустные размышления. Когда встал вопрос о переезде резиденции в другое место, вспомнили про «Волну». Архитектурное бюро «Новое» сумело раскрыть потенциал здания и оно занимается его реконструкцией. Это тот случай, когда здание не просто принимает художников, а специально для них и создаётся. Таким образом появится ещё одна яркая точка на карте города.
Главным событием культурной программы международной конференции стало открытие выставки «Шухов. Формула архитектуры». Уникальная экспозиция – результат сотрудничества Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева (МУАР), благотворительного фонда «ОМК-Участие», Объединённой металлургической компании и музея истории Выксунского металлургического завода. Выставка уже с большим успехом прошла в Музее архитектуры в Москве в 2019 году, а этим летом – в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина (ГЦСИ «Арсенал»). Экспозицию включили в программу празднования 800-летия Нижнего Новгорода, за четыре месяца её посмотрели более 20 тысяч жителей и гостей столицы Поволжья.
Экскурсию по выставке вёл Марк Акопян, старший научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института архитектуры имени А.В. Щусева.
– Выставка – проект, растянутый во времени, – сказал он. – В 2014 году нависла угроза над легендарной Шаболовской башней. К тому времени были утрачены пять из шести ажурных опор на реке Оке. В запустении находилась водонапорная башня в Полибино – самая первая, перенесённая на новое место сразу после Нижегородской выставки 1896 года. Слушания в Общественной палате РФ о дальнейшей судьбе башни показали, что ценность главного инженерного чуда Москвы, понятная специалистам, совсем не очевидна для широкой публики. Так и родилась идея выставки, которая реализована в пространстве Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Сегодня этот проект обретает новые смыслы благодаря символическому возвращению проектной лаборатории Владимира Шухова в Нижний Новгород, туда, где 125 лет назад инженер получил мировую известность на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. Выставка поражает обилием экспонатов, чертежей, макетов, фотографий, рукописей инженера. Они раскрывают секреты метода Владимира Шухова: как на рубеже XIX-XX веков мастеру удалось создать конструкции для стального строительства, на полвека опередившие время, и чем его подход принципиально отличается от решений современников.
Композиционным ядром выставки являются выксунские проекты Владимира Шухова: листопрокатный цех, в котором впервые в истории применили стальную оболочку двоякой кривизны, и 40-метровая водонапорная башня в форме гиперболоида. Образы этих объектов расскажут о широком контексте нижегородского наследия Шухова: от Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, где молодой сотрудник конторы Бари впервые продемонстрировал авторские конструкции, до гиперболоидных опор линии электропередачи через Оку, возведённых в 1927–1929 годах и признанных экспертами самыми совершенными конструкциями выдающегося инженера.
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» – исключительный проект в российской музейной практике. Документальные свидетельства, которые представлены в выксунском музее, ещё раз подтверждают гениальность инженера Шухова, значительно опередившего своё время.
Выставка о Шухове продлится в Выксе два месяца.
Фото автора, Ольги Киселёвой