Искусство удивлять

visibility
Обзор лучших мировых фотографий разных годов

Бобби Нил Адамс: «Так же, как пластический хирург, я изменяю портреты людей с помощью коллажа и ручного разреза».

Сегодня мы познакомим вас с замечательными снимками, которые уже вошли в золотой фонд фотоискусства. Эти иллюстрации отобраны по формату «2+2»: две представленные фотографии сделаны мастерами прошлых лет и ещё две – современными профессионалами. Однако мы не будем сравнивать креативность и силу мастеров разных жанров – это бессмысленное занятие в силу того, что у каждого из нас свои вкусы. Все сегодняшние снимки объединяет то, что их авторы в своё время творчески и с глубоким смыслом подходили к съёмочному процессу. Взгляните на эти профессиональные работы: настоящий фотохудожник всегда чётко передаст свою задумку зрителю. Отойти от всех стандартов и показать некую мораль в зашифрованном виде – такое под силу только действительно талантливому и думающему фотографу. Обычного пользователя всегда было трудно удивить, но эти фотографии в своё время прогремели и в профессиональной сфере.

Искусство удивлятьЗнаменитый фотограф Анри Картье-Брессон (1908 – 2004) прославился среди коллег по цеху своей исключительной «невидимостью» во время съёмки. Иными словами, люди попросту не замечали фотографа, когда он делал свои первоклассные репортажные работы на улице – так хорошо Картье-Брессон умел чувствовать дистанцию. А ещё этот французский мастер реалистичной фотографии знаменит тем, что идеально организовывал композиции, где все элементы сцены были чётко сбалансированы и представляли единую картину. Однако, как ни странно, многие работы мастера были сняты чисто интуитивно, так сказать, «с ходу». В биографии Картье-Брессона есть и такой примечательный факт: в 1954 году он стал первым зарубежным фотографом, посетившим СССР после смерти Сталина. В последующие годы Картье-Брессон не раз наведывался в нашу страну, и представленный снимок сделан как раз в СССР. Взгляните на него: какая геометрия, какая необычная передача масштаба, как чётко автор запечатлел момент, когда папа и дочь синхронно переставляют левую ногу для следующего шага!

Искусство удивлятьЕщё одна легенда в мировом фотоискусстве – немец Хельмут Ньютон (1920 – 2004). В 20-летнем возрасте он эмигрировал в Австралию из-за преследований евреев нацистами и, надо заметить, весьма долго шёл к успеху. Всё переменилось в 1961 году, когда Ньютон стал сотрудничать с культовым журналом Voque. Именно тогда этот профессионал в полной мере развил свой особый стиль, из-за которого его позже будут называть «мастером фэшн-фотографии» и «гением провоцирования и эпатажа». Ньютон много снимал для глянцевых изданий, некоторые его работы были на грани дозволенного, но хитрый Хельмут понимал, что скандальное и необычное фото – верный путь к успеху. Скажем, разве пришло бы вам в голову переснять на фотоплёнку рентгеновский снимок, где изображены руки с надетыми на них наручниками?! А Ньютон в своих работах выливал на голову зрителя гремучий коктейль из фотоимпрессионизма (синтез фотографии, изобразительного искусства и рекламы), гламура и откровенности, и считал это вполне нормальным явлением.

От работ, сделанных профессионалами прошлых лет, переходим к шедеврам современных мастеров. Перед нами – два снимка из серии «Счастливы в 100 лет» немца Карстена Тормелена. Скорее всего, вы вряд ли слышали о нём, но Тормелен – опытный фотограф, лауреат многочисленных престижных фотопремий и конкурсов. Тем не менее широкую славу в народе этот немецкий профи получил после выхода в свет своего фотодетища «Счастливы…». Глядя на эти солнечные портреты долгожителей, нельзя не восхититься задумкой фотографа, который приложил немало усилий, чтобы найти и запечатлеть на камеру мужчин и женщин, которым свыше 100 лет. Согласитесь, это удивительные снимки! На них отчётливо видны не только старческие морщины, но и такая редкая эмоция на фото, как счастье.

Искусство удивлять

И, наконец, нашу маленькую экскурсию в мир лучших фотографий мы завершим работами американского профессионала Бобби Нила Адамса. Этот фотограф сумел создать свой неповторимый стиль, назвав его «фотохирургией». Смысл этого приёма заключается в следующем: берутся две фотографии одного и того же человека, сделанные в разные периоды его жизни, и совмещаются в одну при помощи ножниц и клея. На снимках Адамса естественной старости противостоит детство, и эти кадры видятся нам немного странными, но очень любопытными. «Мы должны помнить о том, что жизнь быстротечна и смерть всегда скрывается за углом», – так комментирует Бобби Нил Адамс своё необычное творчество. Позже американский фотограф создал ещё несколько проектов в «фотохирургии», но теперь уже с пейзажными снимками и натюрмортами, поскольку его очень волновал вопрос сохранения окружающей среды. Но всё же главная мысль при просмотре работ Бобби Нила Адамса таится на поверхности: наша жизнь настолько стремительна, что необходимо ценить каждое её мгновение.

 

Дмитрий Макаров. Фото из открытых интернет-источников