Истории создания некоторых знаменитых фотографий

visibility
Рубрике «Мастер-класс», в рамках которой начинающим фотолюбителям даются простые и полезные советы, в августе исполняется три года.Казалось, совсем недавно увидел

Рубрике «Мастер-класс», в рамках которой начинающим фотолюбителям даются простые и полезные советы, в августе исполняется три года.

Казалось, совсем недавно увидел свет первый дебютный материал под названием «Фотографируем ребёнка», но время летит незаметно, и с тех пор вышло уже 33 ежемесячных выпуска. По человеческим меркам три года – сущий пустяк, но для отдельной полосы в газете – весьма значимая дата. В день рождения всегда хочется чего-то необычного, поэтому сегодня в нашей рубрике интересные истории, в которых описывается, как фотографы разных лет создавали свои шедевры. Уверен: в любой профессии важно заинтересовать новичка, чтобы он сам «загорелся» процессом обучения. В нашем случае разовая смена тематики, когда вместо привычных советов показаны снимки лучших фотомастеров и рассказано, как создавались эти фотографии, мне видится весьма полезной для указанной цели.

Впервые с работами американца Джошуа Хоффайна (род. в 1973 г.) автор этих строк случайно столкнулся в конце 2009 года, когда просматривал блоги фотографов. В сети Хоффайну дали прозвище «Мастер детских страхов» за мрачные работы в стиле ужастиков. Самобытные (и, надо признать, во многом неожиданные) снимки американского профессионала никого не оставляли равнодушными. Кто-то из зрителей, увидев хоффайновский хоррор, брезгливо морщился, кто-то восторгался, а некоторые люди, понимающие юмор, при просмотре улыбались и советовали не принимать близко к сердцу этот жёсткий стиль. Замечу, что в своих работах Хоффайн непривычно мало использует «Фотошоп», ну разве только для того, чтобы подчеркнуть цвета и контуры предметов. Графический редактор в работах этого фотографа и правда играет минимальную роль, поскольку при съёмке он использует тщательно подобранные освещение, грим и декорации. Взгляните на одну из самых известных работ Хоффайна (фото №1, вверху). Казалось бы, этот снимок во многом сделан с помощью кропотливой обработки на компьютере. Ан нет, всё намного проще. Оказывается, для получения нужного результата фотограф сам соорудил искусственный второй пол (фото №2), а помощник-гримёр помог тщательно загримировал приглашённого знакомого Хоффайна (фото №3). Актёр в образе демона, встав в «разлом» (фото №4), и впрямь создал иллюзию, что он «вылезает» из огромной шипящей трещины в полу. Вся подготовка (свет, дым, декорации) заняла явно не один день, но на какие только жертвы не идут фотографы, чтобы воплотить в жизнь свою задумку, пусть и несколько странную. В доказательство того, что на самом деле во время съёмочного процесса всем было весело, приводим снимок главной героини (фото №5). Похоже, что Хоффайн, продумывая все технические детали будущего кадра, не учёл одного – как заставить маленькую девочку не смеяться в самый нужный момент.

 Истории создания некоторых знаменитых фотографий

Истории создания некоторых знаменитых фотографийОт заграничных мастеров перейдём к отечественным профессионалам, благо русская школа фотографии тоже внесла ощутимый вклад в общую копилку фотоискусства. Взгляните на знаменитый плакат 20-30-х годов прошлого века, направленный на преодоление неграмотности в СССР (фото №6). «Книги по всем отраслям знания!» – словно в рупор кричит молодая девушка в косынке (так в то время ходили комсомольские активистки). Так вот, автор этого плаката – родоначальник дизайна и рекламы в СССР, художник и фотограф Александр Родченко (1891-1956 годы). В разные годы он сотрудничал с журналом «Огонёк» и делал множество фоторепортажей по всей стране, иллюстрировал книгу В. Маяковского «Про это», создавал скульптуры, трудился как художник-оформитель в кино и журнале «СССР на стройке».

Истории создания некоторых знаменитых фотографийНо, наверно, вершиной творчества для Родченко всё-таки можно считать рекламную идею плаката «Ленгиз» с изображением Лили Брик (на фото №7 муза поэта Владимира Маяковского изображена в оригинале). Хитрость была в следующем: плакат композиционно был задуман и выстроен так, что размер изображения не имел никакого значения для восприятия, будь то маленькая открытка или гигантская растяжка на здании. Конечно, нынешнему поколению стиль данной работы покажется чудаковатым и даже в какой-то степени наивным, но в те годы отечественная школа фотодизайна только-только делала свои первые шаги, а потому не будем слишком придирчивыми.

Истории создания некоторых знаменитых фотографийНаконец, завершает наш сегодняшний парад необычных снимков один из лучших фотографов прошлого века американец Ирвин Пенн (1917-2009 гг.). В разные годы этот профи создавал замечательные фотоработы, на которых были изображены в необычных ракурсах актёры Аль Пачино и Одри Хепбёрн, художник Пабло Пикассо, модель Кейт Мосс и многие другие знаменитости, но, на мой взгляд, лучший снимок Пенна – это фото, где в кафе изображена уставшая модель Джин Пэтчетт (фото №8). Вместо авторского комментария приведу слова самой девушки, где Пэтчетт говорит о процессе создания легендарной фотографии: «Мы пролетели 32 сотни миль. Добрались до места и просидели там без дела целую неделю. И всё это время мистер Пенн к своей камере даже не притронулся! Каждый день я вставала, готовилась к съёмке, а он ничего не снимал. В конце концов, помню, мы забрели в маленькое кафе. Напротив меня сидел какой-то парень. Настроение было ужасное. Очень хотелось поехать домой, и я сунула в рот жемчуг, сняла туфли – ноги ныли от бесконечной ходьбы. И вдруг Пенн крикнул: «Стоп! Снимаю!» Так в 1949 году на свет появилась одна из лучших работ Ирвина Пенна «Cafe in Lima».

 

Дмитрий Макаров. Фото из открытых интернет-источников