Ирина Владимировна Маршева
Родилась 2 мая 1961 года в г. Мурманске.
В 1983-м окончила историко-филоло-гический факультет отделения филологии Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
В 1994-м – Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина по специальности «искусствоведение».
В 1983-1986 гг. работала учителем средней школы в Казани, Нижнем Новгороде.
В 1986-2004 гг. – заведующая отделом современного искусства Нижегородского государственного художественного музея.
К числу наиболее значительных проектов относятся: цикл выставок художественно-этнографического проекта «Вне времени», первый путеводитель по нижегородским музеям, галереям и выставочным залам «Карта музеев Нижнего Новгорода» (2001), путеводитель «Карта музеев Нижегородской области» (2008), книга «Ткачество и вышивка Нижегородского края» (2010), а также многие статьи и каталоги по современному искусству и по истории русского искусства.
Книга издана библиотекой им. Ивана Склярова и посвящена традиционным ремёслам и обработке тканей. В ней рассказывается о шахунском ткачестве; большое место отводится золотному шитью, самобытным крестьянским праздничным костюмам.
Древнее домотканое
В ХIХ – начале ХХ века во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах, было развито узорно-ремизное ткачество. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, полотенца.
Повсеместно в крае использовали и овечью шерсть. Щерстобитное производство было развито в Нижегородском, Васильсурском, Ардатовском и других уездах. Получали нити («прядь»), которые шли на изготовление домашнего сукна. Забытое сегодня производство кулей, циновок из рогоза и липового мочала было обычным делом.
В районах Поволжья с давних пор сложились свои стилевые черты узорного ткачества, для которого характерны повышенная декоративность и многоцветность. Это подтверждает коллекция изделий музея истории художественных промыслов Нижегородской области.
Самые ценные холсты готовили возле Пуреха и Городца. Узорной «шахматкой» славилась Хахальская волость Семёновского уезда.
Тончайшие драгоценные изделия
Была в крае и шалевая фабрика в «сельце Скородумовке в четырёх верстах от Лукоянова». Она возникла в 1800 году, и просуществовала 30 лет. У помещицы Мерлиной шестьдесят человек (26 ткачих и 24 пряхи), используя козий пух и шёлк, создавали «тончайшие драгоценные изделия» с целиком тканой узорной каймой. Сейчас редкий экспонат хранится в Государственном Эрмитаже. Сохранилось и описание необычной ткани из гусиного пуха.
Уже в 1896 году пуховой тканью занимались около 52 женщин. Ткали на станках. На основу шла белая сканая (хорошо скрученная) «бумага», на уток – гусиный пух. В то время эту ткань скупали на ярмарках городские богатые модницы. Но стоимость работы не окупалась. Судя по тому, что даже в музеях нет её образца, очевидно, изготавливали такую ткань недолго.
Шахунские мастера узорноготкачества
Нижегородские народные традиции узорного ткачества возродились в 1971 году на севере области в Шахунье на строчевышивальной фабрике.
Она начиналась с двух станков. Для первых работ их заправила местная жительница. Шахунское ткачество именовалось как ремизное. В 1972 году были заказаны ручные ткацкие станки по народным образцам и открыт ткацкий цех.
В 1998 году создано предприятие «Тканые узоры» – одно из ведущих в России, с применением ажурной, браной, выборной техник исполнения.
Древние традиции золотной вышивки
Старейший её вид пришёл в Нижегородский край в ХVII веке вместе со старообрядцами. Он продолжает традиции древнерусского шитья – золотная вышивка широко бытовала в Арзамасе и Лысково.
Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.
Наиболее распространена в Нижегородском крае белая строчка – ажурная вышивка, которой украшали изделия из холста: полотенца, подзоры, рубахи и др. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса, крупных стилизованных цветов с отходящими от них плавными побегами и узорными листьями.
Центрами производства строчевых изделий с растительными узорами были Городецкий, Балахнинский и Макарьевский уезды. Белая гладь применялась для отделки женских рубах, головных платков, подзоров, наволочек, накидок и т. д.
Мастерицы овладевали новыми видами вышивки, такими как «филе-гипюр» (вышивка по плетёной сетке), «японская строчка» (геометрический орнамент строится из отдельных квадратов).
Изделия нижегородских вышивальщиц с успехом экспонировались на российских и международных торгово-промышленных выставках в Нижнем Новгороде, Париже (в 1896 и 1900 годах).
Главным центром нижегородской вышивки остаётся Городец. Организованная в 1928 году артель «Швейник» в 1960 году была преобразована в Городецкую строчевышивальную фабрику.
Другой центр, сохраняющий традиции нижегородской вышивки, –
город Чкаловск (до 1937 года – Василево). Вышивальный промысел зародился здесь в конце XIV века. Местные изделия, оформленные белой строчкой с простым узором «пшенцо», «мушка», «кубы», поставлялись скупщиками в магазины Москвы и Санкт-Петербурга. С начала XX века мастерицы стали применять техники «гипюр» и «японская строчка».
На Чкаловской строчевышивальной фабрике изготавливают покрывала и портьеры, столовое и постельное бельё, сувенирные изделия из светлой ткани с ажурной ручной вышивкой.
Светлана Абрамова. Фото из открытых интернет-источников