Часть первая
Представляете как при таких регалиях, любимый детьми всех времён и народов человек мог бы выйти на сцену? Представили. Но наш гость Григорий Гладков (а это был именно он!) вышел на сцену в яркой рубашке, чёрной шляпе с алой лентой, с гитарой, широко улыбнулся и дружески поздоровался. Ему ответил нестройный хор детских и взрослых голосов. Он не растерялся:
– Вы сегодня завтракали?
Отвечавших явно прибавилось:
–Да!
– А, может, и обедали?
– Да-а!!
– И ужинали?
(Заметьте, всё происходило в 12 часов!)
– Да-а-а-а-а!!!
Хор окончательно обрёл уверенность, и на призыв: кто умеет рисовать, выйти на сцену, выбежала гурьба ребятишек от мала до велика и столпилась возле весёлого дяденьки с гитарой. Дядя Гриша, как он представился этой шустрой компании, запел «Коробку с карандашами…», чем вызвал бурные ответные эмоции! Дети подсказывали ответы, прыгали, махали руками! А одна девочка даже взяла в руки предложенный микрофон и подпевала, не зная слов. Композитор тут же с ней познакомился. «Вероника Кручинина», – представилась девочка. Так вместе с бардом они исполнили несколько песен. Остальные дети тоже хотели быть поближе к дяде Грише, но Вероника никому не желала уступать «прихватизированный» ею микрофон. Да и кто уступил бы, окажись на её месте? А он вдруг спросил, есть ли у ребят в друзьях домашние животные? Получив в ответ восторженный гул голосов, спел песню «Если хозяин с тобой» И слова песни…
Какая удача, какое веселье
Если хозяин с тобой!
Всегда Новый год и всегда новоселье ,
Если хозяин с тобой! –
…пели всем залом.
Затем, проводив детей в зал, маэстро запел «Спят усталые игрушки…», и все зрители тихо подпевали. Тихо, тихо, тихо… Так тихо, что казалось, что сейчас все моментально уснут.
Но это была хитрость волшебника. Тут-то он и рассказал притихшим зрителям о Мордовском академическом национальном театре, спектакль которого они только что посмотрели, о том, как он любит Саранск (город, из которого приехал этот театр). И не только он, но и француз Жерар Депардье, что живёт там. «И я тоже подумываю, не поселиться ли мне в Саранске?» Но тут же сообщил, что решение ещё окончательно не принято, возможно, он поселится в Шиморском, где жил дедушка его сыновей, Александр Митрофанович…
Успел рассказать, что в Выксу приехал по приглашению доброго человека, Андрея Эрнестовича, который скромно сидел в зрительном зале и при упоминании своего имени встал и приветливо помахал рукой.
– А сейчас прошу поднять-ся на сцену всех девочек-прин-цесс, спою песню из кинофиль-ма «Сказки старого волшебника» о спящей принцессе, которую должен разбудить храбрец.
Девчонки охотно посыпались на сцену, кому ж не хочется побыть в роли принцессы? За ними следом поспешил маленький мальчик. Гладков заметил: «А вот и принц. Но ты подожди немного…». Звучала красивая песня, девочки покачивались в такт, а бард время от времени провозглашал: «Держите, Веронику! Крепко-крепко!» Счастливая и неугомонная девочка всё норовила попеть с бардом! (И правильно: когда ещё представится такая возможность! Не зря же она в самом начале проявила инициативу и в микрофон громко сказала: «Спасибо вам за праздник!»)
В середине песни он пригласил на сцену и мальчиков, которые встали позади девочек как защитники! А уж если мальчики на сцене, то спел про моря, успев тут же на ходу выбрать из мальчишек капитана, надев ему свою шляпу, и предложил держать руку под козырёк. Мальчишка был горд и шляпой, и званием, и вниманием. Всё продумано до мелочей! Представляете, дети понимали Мастера с полуслова?!
Ну, как в Год кино не сказать про кино? И сказал, и спел, и здравицу произнёс: «Да здравствуют счастливые дети и кино, друзья! Это прекрасно, что так давно живут сказки и детское кино!» На этой волне радости пригласил на сцену и взрослых, и песней Михаила Пляцковского «Дружба крепкая не сломается…» праздник завершился.
Вот и песни спеты, и занавес закрывается, и вроде по домам пора… А Большой ребёнок Григорий Гладков желает детям читать книги, ходить в храм, любить друзей, быть счастливыми и радостными! И зритель не спешит уходить ни со сцены, ни из зала…
Часть вторая.
Интервью с Большим ребёнком
Едва Григорий Гладков вышел за кулисы, не остыв от общения с детворой, как на него накинулись представители прессы. С вопросами. Они ему про то, как он живёт, где черпает вдохновение, а он в ответ, что, мол, встанет утром – улицу подметёт, дорожки почистит, в проруби искупается, словом, добрые дела сделает. И всё, как учила бабушка Марфа Дмитриевна: «Сделай внучек доброе дело, болеть не будешь. Только никому не рассказывай, не засчитывай себе».
Вдохновение? Это сочинять на голодный желудок, жить в подвале или на чердаке. Чтобы было холодно и есть было нечего, и тогда получится хорошее произведение. Художник должен быть бедным, голодным и обтираться снегом… Вроде бы ответил. А журналисты всё не унимаются. «Чем отличаются нынешние дети и чем Вам понравилась наша Выкса?»
– Дети всегда и во все времена и во всех государствах одинаковы. И для них мои песни и сказки, стихи, инструментальная музыка. Кстати, можете услышать всё это на моей радиостанции – 101. Детская игра такая была, помните? «101 – ем один».
– Но вы там не один!?
– Здорово подметили, точно не один! А ваша Выкса мне понравилась, не переехать ли мне сюда жить? Прикупить домик…
– А как же Мордовия?
– Да вот передумал. Если честно, перевезти столицу-то к вам надо! В Москве тесно стало. Если ещё честнее, то невесту выбирать советовал бы только в Выксе. Нижегородский край – благодатный. И Ока, и Волга рядом. Никита Михалков не зря здесь поместье своё имеет…
Вот такой он балагур и весельчак, этот Гладков. Про «Пластилиновую ворону» сказал, что все песни сочинил задолго до выхода мультфильма. Что всё из детства. Мама была заведующей в яслях, и дома всегда звучали стихи, музыка, сценарии, сказки. Сочинять начал рано, сложился богатый репертуар, выхода в народ, правда, не было. А тут предложили музыку к мультфильму написать – многое в него и вошло.
Затем он прошёлся по чиновникам, которые, по его мнению, страшнее самого страшного врага. Это они запретили детям людей искусства работать в одном коллективе. А где ж им работать, как не рядом, творческие династии надо сохранять, а не разрушать.
Ещё одно зло, которое сотворили чиновники, это уничтожение слов «деревня», «село», «город». В нашей стране теперь не село, а сельское поселение, не город, а муниципальное образование. «Как мы могли пропустить такое мимо ушей?», – удивлялся Григорий Васильевич.
– А как Вы относитесь к развивающейся сейчас дискуссии о том, чтобы в программу средней школы ввести шансон?
– Зачем шансон? Лучше бардовскую песню. Она наша, родная, понятная. В ней есть и романтика, и лирика, и смысл.
Вопрос близкого Нового года воспринял с «энтузиазмом», посоветовав родителям выполнять все просьбы детей в записках Деду Морозу, независимо от того, что они попросят – машину, трактор или поездку на Северный полюс: «Всё, что дети ни напишут, надо выполнить, нельзя разрушать доверие их к Деду Морозу». Писал ли я записки? Ну что вы! Я бы много чего мог намечтать, да только, увы, всё пришлось добывать своими руками.
Опережая вопрос дотошных журналистов о планах (или телепатически угадав его) поделился, что решил сделать панк-ёлку «ОтМорозко», этаком подонке и негодяе. Это внук Деда Мороза. Ну, он, конечно, исправится. Снегурочка? Снегурочка пойдёт по наклонной, но тоже исправится. Где ставить будем? Естественно, в Выксе. Снегурочка уже есть, вот – красавица Марина. Волшебник звука – Денис – тоже есть. Вот уж зажжём!
Вопрос, если бы ему выпал билет до детства и что бы он там натворил, оживил мастера розыгрышей и шуток:
– А я из него и не уходил, в отличие от вас! Я остался там!
Браво! Вот и получили по носу! Он до сих пор в детстве, а мы к нему с серьёзными вопросами! Он ещё не остыл от общения детьми, а мы про то, да это... Посерьёзнел, когда рассказал про фильм и песню «Прошлогодний снег». Фильм делали вместе с другом, сценаристом-мультипликатором Александром Татарским. Думали, что никто не догадается, что это за снег. Но одна девочка написала: «Это снег, который начинает падать 31 декабря. И когда пересекает черту нового года, то становится прошлогодним».
Уморили мы артиста. Сообщил, что как и у Президента есть секретарь, Песков, так и у него – секретарша, она же Снегурочка. Переадресовав все наши вопросы ей, он удалился, перебирая гитарные струны.
Прокричав дружное «Спасибо!», мы разошлись счастливые встречей, музыкой, общением, юмором и огромной добротой этого Большого ребёнка.
...А хорошо бы он и вправду поселился где-нибудь в нашем сельском поселении… Вы как думаете?
Елена Липатова и Лиля Фролова. Фото Лили Фроловой